Недотриумфатор «Гонки века»: как Кроухёрст обманул всех, но не смог с этим жить
«Правда раскрыта, и всё будет сделано, как требует моя семья… Я не должен продолжать игру… Я выйду из неё ровно в 11:20. Нет смысла в мучениях… Всё кончено», – так Дональд Кроухёрст простился со всем миром в бортовом журнале. Что было дальше? Понятно не до конца, но мужчину больше никто и никогда не видел.
В истории Кроухёрст, мечтавший всего лишь выиграть и покончить с долгами, остался одним из главных обманщиков...

Неудавшийся солдат и бизнесмен
Родившийся в ещё колонизированной Индии Дональд, переехал с семьёй в Англию подростком. Его родители-представители рабочего класса простроили большие бизнес-планы, но всё разрушил сильный пожар. Фабрика Кроухёрстов сгорела.
Дональд поступил в ряды военнослужащих, где был достаточно успешен: стал офицером и защитил лицензию лётчика. Однако дисциплина у молодого парня страдала. В 21 год его уволили. Но он не сдавался – просто сменил военно-воздушные силы на сухопутные. История, увы, повторилась: его снова выдворили уже в статусе офицера.
На третий заход Кроухёрст не решился. Он смирился с судьбой и начал строить карьеру в компании, которая занималась электроникой. Параллельно с этим он завёл семью и вёл достаточно мирную жизнь. Более того, вскоре у него появилась собственная фирма, которая специализировалась на производстве пеленгаторов для яхт. Новое дело имело неплохой успех, но в жизнь Дональда снова появляются проблемы: мужчина попадает в серьёзную аварию и выпадает из обычной жизни почти на полгода, восстанавливаясь в госпитале.
Авантюра, которая Дональду впору
По выходе из больницы у бизнесмена начались серьёзные проблемы с финансами. Жизнь его фирмы подпитывала ссуда в размере 1000 фунтов, которую Дональд смог выпросить у одно из крупны-х предпринимателей, посещавших яхт-клуб, в котором работал сам Кроухёрст.
Впрочем, этой суммы хватило ненадолго. Дональду, впрочем, долго думать о способе заработать не пришлось. Он услышал историю о неком Фрэнсисе Чичестере, который вернулся из кругосветного путешествия, по ходу которого он сделал всего одну остановку в порту. В 1968-м Отчаявшийся Кроухёрст тут же направился к главному редактору газеты «Санди Таймс»: Дональд хотел, чтобы редакция организовала турнир, в рамках которого яхтсмены обплыли ли нашу планету вообще без заходов в порт. В ответ он услышал «нет». Однако спустя всего два или три месяца газета объявила о предстоящих соревнованиях «без портов». «Санди Таймс» предложили денежное вознаграждение в размере 5000 фунтов сразу двум победителям: тому, что первым придёт на финиш, и тому, кто затратит меньше всего времени на дистанцию через мысы Доброй Надежды, Люин и Горн. Выйти в открытую воду участники могли в любой день с 1 июня по 31 октября.

Дональд никогда ещё не был так воодушевлен. Он сразу рассчитал, на что хватит средств сразу с двух побед, однако и на сам старт нужны были деньги. Для этого он снова обратился в другу Бесту, который должен был дать ему средства на аренду «Джипси Мот IV» – та яхта, на которой свой путь проделал Чичестер. Но владелец не дал своего согласия.
Тогда Кроухёрст принялся за строительство собственного судна. Он снова ссудил денег у Беста: на этот раз целых 6000 фунтов, подписав попутно бумаги, в которых говорилось, что в случае его неудачи вся собственность Дональда перейдёт его кредитору. Помимо этого, яхтсмен договорился на авторские репортажи с «Санди Таймс» и ВВС, которые тоже принесли ему дополнительные средства.
Кроухёрст хотел, чтобы его судну не было равных, но не успел оборудовать его всем запланированным. На воду яхта «Тинмут Электрон» спустилась самой последней.
Неверные координаты и прыжок за борт
Поздний старт не позволял Дональду рассчитывать на победный финиш первым. К тому моменту его уже совершил Робин Нокс-Джонстон. Тем не менее, в душе отстающего ещё теплилась надежда на приз за самое быстрое преодоление обязательной дистанции.
И не все эти надежды были связаны с честью и честностью. Когда до Кроухёрста дошли вести о том, что практически все участники сошли с дистанции, яхтсмен, который на самом деле тоже выбыл из игры, оставшись плавать вблизи Фолклендских островов, решился на один из главных обманов столетия. Дональд завёл фейковый бортовой журнал, в котором регулярно появлялись записи о его прохождении дистанции. Кроме того, он регулярно отчитывался по радиосвязи: рассказывал о придуманных координатах.
Тактика была следующая: он хотел дождаться победы единственного оставшегося соперника и уже придумал, как бы он зарабатывал своим лицом – быть вторым в гонке века, согласитесь, тоже неплохо. Но план был разрушен. Его конкурент потерпел крушение и тоже сошёл с дистанции. Теперь все с нетерпением ждали Дональда. Не дождались.

Осознавший всё своё несчастье мужчина сделал последнюю запись в своём настоящем бортовом журнале. Она датировалась 1 июля 1969 года.
Его «Тинмут Электрон» был найден только 10-го. Самого Дональда там уже не было. Деньги его семья, к слову, всё равно получила, но из-за обмана Кроухёрста поминали не самыми добрыми словами. Куда он делся? Никто не знает, но ни одна живая душа его больше не встречала. Или не говорила, что встречала. Или просто не знала.