Поезд, вода и пара олимпийцев
Я крутил головой на площади Дзержинского в одноименном городе нижегородской области в поисках бассейна международного уровня. Я увидел неуклюжее здание советских времен, стеклянным фасадом выдавшее себя за нужный мне объект, и наметил путь по ярким пешеходным зебрам.
Я приехал сюда, чтобы учиться плавать заново, чтобы поверить в чудо и лишний раз осознать, что еще смогу бегать…
…
На фото: бассейн Заря в городе Дзержинск
Этой истории не было бы, если не рецидивирующая травма моего колена, полученная в субботу 11 июня 2011 года в баскетбольном турнире NBA United 5х5. После коротенького интервью с Дуайтом Ховардом непринятый ни одной из команд СМИ, устроивших междусобойчик на центральном корте, я смирился с фактом выступления только за свою команду в категории All Star.
Ребята нам сразу попались не дворовые - и ростом, похоже, они были выше нас, уж больно близко их руки всегда были к кольцу. Мы упирались, что было терпения и на последнюю игру вышли за очками престижа, тут –то мое колено и не выдержало вновь….
…Я зашел в шестиместку Буревестника, обнаружил в ней одну лишь девушку, с провожающими родственниками, и четверо мужчин разного возраста и комплекций. Взглянув наверх, я увидел две ярко-красные сумки с белой надписью RUSSIA. В голове у меня промелькнули последние две олимпиады, новые коcтюмы ВOSCO, Лексусы, Тойоты и оригинальные по форме медали Ванкувера. Потом я мысленно перебрал всех более-менее знаменитых спортсменов в своей памяти, сходства не было. ( « И откуда я могу всех знать, ведь сборников огромное количество…») Я плавно отпустил ситуацию и на мгновение подумал о жизни.
- Ну, все, до свидания! Внучку нашу просим не обижать!
- Не обидим, - с улыбкой ответил полноватый мужчина по левую руку от меня.
Поезд незаметно тронулся в сторону Нижнего Новгорода, зашуршали сухими пойками соседи, билеты и вопросы о стоимости чая были наготове. Двое молодых парней напротив меня вели беседу с мужчиной, который сидел рядом со мной.
- Давай проверим новый алкотестер (достает, читает инструкцию)
- Как тут надо дуть. Похоже вот так, 5 секунд. Готово, я чистый!
-Так, теперь я. (Выдох в течение 5 секунд). Оба, нормально.
-Дайте попробую, - говорит мужчина слева от меня. Все, я понял, буду эту штуку на сборы брать с собой. Теперь меня не проведешь! ( Ребята улыбаются, девушка напротив тоже. Потом окажется , что мужчина слева ни кто иной как Назаренко Юрий Алексеевич – директор СДЮСШОР по водному поло, плаванию инваспорту и одновременно старший тренер Паралимпийской сборной России по плаванию, Заслуженный тренер России.) Когда в купе повисла пауза, я постеснялся завести разговор, а когда тренер вышел в коридор, я робко спросил:
- Ребята, а чем Вы занимаетесь?
Один из них , более жилистый и не такой мышечный взглянул на меня как-то с обидой и коротко ответил: - Плаванием.
По дороге я стал более красноречив и поделился своими проблемами с тренером Назаренко, он в свою очередь пригласил к себе в спортивный комплекс и обещал показать, как правильно работать в воде на восстановление сустава. Я удивлялся, почему он запланировал сбор в Дзержинске с национальной командой.
фото: Вход в бассейн
- А где еще такое место есть, чтобы гостиница, бассейн и вокзал в радиусе 300 метров? У нас там все условия. А вода она везде вода. Вот, готовимся к Лондону, но сначала Берлин (3-10 июля в Берлине состоится чемпионат Европы по плаванию среди паралимпийцев).
- Без плавания тебе не обойтись все равно. Восстановительный период - год, полтора, может дольше. Приезжайте, заодно доктор наш посмотрит ногу. Бегать нельзя – большая вертикальная нагрузка, а в воде удельный вес человека не более 1,5 кг.
В Дзержинске сошли двое - тренер и один из спортсменов, тот который мощнее с виду. Их встречали родные и знакомые. Они неспешно шли по платформе, когда я заснул, вытянув, наконец ноги. Остаток пути я не мог не думать о том, где у ребят физические недостатки, ведь выглядели они вполне здоровыми людьми. На конечной станции я заметил, как второй из них ступает не ровно на правую ногу, словно что-то не так срослось…
... СДЮСШОР, что на площади Дзержинского, выглядит очень скромно, особенно с тыловой стороны. Внутри есть застекленная полка с кубками и старые – советских времен прямоугольные электронные часы с зелеными цифрами. Приветливая женщина провожает меня до раздевалки и объясняет местные обычаи: - Вещи вы берете с собой, ведь ключей от ящиков у нас нет.
- Ну что, Вас впустили? (Назаренко) Переодевайтесь, проходите через душевую, я там буду Вас ждать.
В бассейне много ребят и девчонок, я еще людей в возрасте. Вода скрывает частично увечья пловцов, а скорость их передвижения внушает не только уважение, но и определенную зависть.
- 8 дорожка, проплывите кролем, брасом и на спине. Перед тем, чтобы что-то давать, нужно посмотреть, что Вы можете.
Я стыдливо залез на тумбу, стер мысль о лестнице и прыгнул. Пока я плыл, я все время боялся, что придется отдыхать на полпути, что я помешаю кому-нибудь, кто здесь же работает на время, я боялся выглядеть нелепо, но плыл. Метров через 100 я расслабился, сменил стиль и выплюнул лишнюю воду. Усталости в ноге не было. Моя техника кролем была «не ice», «ноги разлетались в разные стороны», брас был примерно таким же. Я брал пенопласт и вытягивал руки вперед, я переворачивался на спину и пытался держать голову над водой, что было ошибкой. Я сделал нужный объем и готов был к повтору, но на мое спасение появился доктор команды Виктор Александрович Мещеряков
- Ваше колено выглядит вполне прилично, согните ногу! Ничего тут страшного нет. Сначала нужен покой…
Я слушал советы, кивал головой и записывал названия препаратов. Параллельно глазами я искал тех ребят из поезда, они работали отрезками. Описывать всех, кого я повидал в тот день, не имеет смысла. Фотографировать крупными планами на телефон я не решился. Ясно было, что эти люди живут одними целями и может даже более полноценно.
На фото: слева - паралимпийцы сборники, справа: Назаренко Ю.А., Мещеряков В.А. - врач команды
- Юрий Алексеевич, а те ребята, которые ехали с Вами, они ведь оба здесь?
-Да, вот один – Эдуард Самарин, а вот второй.
- А его как зовут?
- Денис Дорогаев.
- Они что-нибудь занимают на мировой арене?
- Конечно, Денис - заслуженный мастер спорта по плаванию, неоднократный чемпион России и Европы, бронзовый призёр Паралимпийских игр в Афинах и Пекине.
- А Эдуард?
- А он мастер спорта международного класса, серебряный призер в составе мужской эстафеты на чемпионате мира в Голландии. Ну и чемпион России, уж не знаю, наверное, раз 100.
Я не удержался и тихо спросил Назаренко, что за проблема с ногой у Эдуарда.
- Тут целый букет: голеностоп, анемия, детский церебральный паралич…
- И что современная медицина даже сейчас ничего не сделает?
- Нет, она уже все сделала.
Эдуард неожиданно появился возле меня, я обернулся и автоматически протянул ему руку. Он слегка улыбнулся и сильно сжал её в обоюдном приветствии. Я глядел на этих спортсменов и был уверен, что они не раз еще займут призовые места и вероятно мало кто об этом узнает. Не будет так много прессы, не будет так много повторов, не будет так много проданных телетрансляций, спонсоров, не будет гипертрофированной всемирной славы. Но они будут жить, жить спортом и победами. А спортивные карьеры их могут быть длиннее обычных, хоть они может и хотели другой судьбы.
P.S. После достаточно продолжительных попыток согласования с редакциями разных изданий этого материала, я пришел к выводу, что не опубликовать его хотя бы здесь, в своем блоге, я не могу. Я должен всем этим людям, хотя бы за те два дня общения, которые они мне подарили.
Кстати, через несколько недель Назаренко Ю.А. со своими ребятами завоюет двузначное количество медалей разного достоинства на Чемпионате Мира, а потом и на Чемпионате России.
Вряд ли кто-то из нас об этом слышал. Про паралимпийев у нас вспоминают раз в 4 года.
О чем пишут в микроблог ваши друзья?