Стремление к победе или несовершение ошибок? Часть 3
Критерии успешности
В среде спортсменов бытует высказывание – занятие спортом занятие неблагодарное: «После победы будет поражение». Это правда. Абсолютно успешных спортсменов не бывает. Любой спортсмен, любая команда испытывали периоды взлетов и падений. В практической работе с каждым спортсменом перед его выступлением обсуждаем и определяем тот результат, который будет считаться успешным выступлением. Первый раз это всегда вызывает напряжение и раздражение.
Моё глубокое убеждение: тот результат, который планируется должен показываться в 50 случаях из 100 (!). Если же этого не происходит – каждое не достижение планируемого результата попадает в копилку не успешности, а достижение, соответственно, – в копилку уверенности в своих силах.
В полной степени это относится к игровым видам спорта. Но только как в команде, где есть 15-25 игроков, сформулировать критерии удовлетворительности игры, когда установка у всех одна – только победа? Еще раз повторю: очередное поражение при установке «только победа» ‒ вклад в копилку нереализованности.
В последнее время этим вопросом занимаюсь с юношескими командами по баскетболу и гандболу. Каждый раз предлагаю направлять внимание-сознание на игровые элементы по формуле «правильность-своевременность». При этом определяются конкретные элементы игровых взаимодействий. И второе – каждый игрок делает свой вклад в командный результат. С каждым игроком нужно обсуждать и определять индивидуальные критерии продуктивности его игровых действий.
«Страх ошибки» и «страх победы»
Практика спорта свидетельствует, что к классическим мотивационным установкам достижения успеха и избегания неудачи добавляются мотивационные установки – «страх ошибки» и «страх победы». В первом случае – это закрепление в подсознании повторяющейся ошибки и опасения наказания за совершенную ошибку (негативная оценка, унижение личного достоинства, удаление, отчисление из команды). Каждый раз приходится наблюдать, как подсознание тренера реализует его профессиональную нереализованность в эмоционально нелицеприятных формах оценки действий игроков. Такая мотивировка заканчивается отказом игроков брать ответственность на себя.
Мотивация же страха победы заключается в подсознательном формировании опасения проиграть перед каждым выступлением после победы. Проявляться такая установка начинает после 7+/‒ 2 побед подряд. Это особенно относится к игровым видам спорта. Если в индивидуальных видах, в первую очередь, сказывается уровень функциональной подготовленности и состояние спортивной формы, то в игровых первостепенное значение приобретает значимость самой победы. С каждой следующей победой зависимость от победного стрика все больше. Если в матче в плане результата что-то идет не так, все сложнее вернуться к прежнему балансу. Идет эмоция: как это так, почему мы не выигрываем.
Не трудно проследить, что страх совершения ошибки и страх победы – не что иное, как проявление мотивации достижения успеха.
«Почему» и «для чего»
Важным фактором продуктивности подготовки спортсмена являются знания тренером мотивов занятия спортом его подопечного. Особенно это актуально для начинающих спортсменов детского и юношеского возраста, когда противоречия между побуждениями спортсмена и организацией тренировочного процесса могут резко снизить интересы и мотивы занятия спортом.
В своей работе я использую методику «Мотивы занятия спортом», разработанную на основе анализа отечественных и зарубежных источников, контент-анализа сочинений на тему «Почему я занимаюсь спортом». В методике представлены 10 мотивов-категорий: мотив эмоционального удовольствия; мотив социального самоутверждения; мотив физического самоутверждения; социально-эмоциональный мотив; социально-моральный мотив; мотив достижения успеха в спорте; спортивно-познавательный мотив; рационально-волевой мотив; мотив подготовки к профессиональной деятельности; гражданско-патриотический мотив.
В работе с начинающими спортсменами следует иметь в виду общие положения формирования мотивационной сферы спортсмена.
1. Формирование мотивов детерминируется «принятием» социально-постулируемых, одобряемых социальным окружением целей.
2. Мотивы структурируются (образуют функциональные взаимосвязи) после трех-четырех лет занятия спортом. Наблюдается определенная этапность – мечта о высоких достижениях в спорте, затем вовлечение в спортивную деятельность эмоциональных компонентов и, наконец, определенная прагматичность и рациональность. Именно на последней стадии начинает проявляться самооценка своих качеств, перспектив, возможностей.
P.S. Напомню, что этот материал написан специально для канала по психологии спорта в Telegram. Туда я пишу свои заметки. Еще раз: со временем там будет публиковаться психологический разбор спортивных событий, а также ментальные правила побед и кейсы от спортивных психологов.