Стремление к победе или несовершение ошибок? Часть 2
Должен, обязан
Мотивационная установка на достижение успеха применительно к спорту – это установка на победу, на достижение желаемого результата. Это, так называемая, внешняя мотивация. Это те социально значимые критерии, которым спортсмену надо соответствовать. Не столь принципиально, кем сформулированы критерии успешности: тренером, спортивным начальством; или самим спортсменом. Принципиально – как спортсмен оценивает свои возможности достижения этого результата.
Вот примеры. Один из сильнейших спортингистов (вид стендовой стрельбы) страны отправляется на первые соревнования сезона. Спрашиваю: «Какой результат удовлетворит?». Отвечает: «196, иначе, зачем все это?!» (личное достижение 195 – показано пятью годами ранее). В итоге, результат на 20 меньше. Только после нескольких стартов и определенной работы амбициозность успешного спортсмена позволила ему критически оценить свою подготовленность.
Чемпион мира по фехтованию (уже 2 года нет достойного результата) отправляется на этап Кубка мира. «Какой результат удовлетворит?» – «Финал». Результат – не прошел в 32. На следующем турнире спрашиваю: «Какой результат удовлетворит?» – «Финал». Говорю ему: «Давай так, если не попадаешь в первые 16, беру с тебя двойную плату. Если попадаешь – месяц работаем бесплатно». Итоговый результат – полуфинал. Прошли годы. Когда встречаемся – смеемся и вспоминаем ту историю.
Сильнейшая горнолыжница страны, участница олимпийских игр, первый сезон после травмы. Жалуется, что никак не может выйти на уровень прежних показателей: «Без этого нечего делать в сборной!».
«Нужен норматив мастера», «отобраться в сборную», «сохранить место в команде» – подобных историй много. Такие ответы слышу каждый раз в начале совместной работы. Это проявление, прежде всего, непонимания и неспособности адекватно, без самооправдания, оценить – на что готов в настоящее время. Повторюсь, на уровне подсознания цель есть всегда и чаще всего это тот результат, который когда-то был показан или который ставится уже не один сезон. Но это всегда с приставкой «надо-должен».
В процессе соревновательной борьбы подсознание спортсмена сопоставляет происходящее с тем как «должно» быть. Расхождение реального с желаемым вносит диссонанс в процесс регуляции поведения. Если спортсмен к этому моменту сохранил способность сознательного (правильного или неправильного – не столь важно) контроля развития событий, он может внести коррективы в свои действия. Если же сознательной оценки происходящего уже нет, то развитие ситуации пойдет по одному из двух наработанных опытом вариантов.
В первом – тупо отрабатывается прежняя установка на выполнение спортивного упражнения: биатлонист стоит 2 минуты на изготовке последнего выстрела. Теннисистка снова превращается в новичка, играя против конкретного соперника. Футболист из раза в раз попадает во вратаря. Пилот (кольцевые гонки) вылетает с трассы на одном и том же повороте.
Во втором варианте наступает момент, когда происходит «внутренний уход» от борьбы – «синдром усталости», «рефлекс отказа», «болевой финишный синдром». Биатлонист после неуспешной стрельбы проигрывает ходом больше минуты. Стрелок в финальной стрельбе «разваливается» из-за успешной стрельбы соперника. Команда футболистов «встает» после 15-20 минут безрезультативного давления на ворота соперника.
Мотивационная установка достижения успеха, как внешняя мотивация, запускается факторами социальной значимости достижения конкретного результата. В ситуации по достижению этого результата идет постоянный контроль «соответствия/не соответствия». При достижении определенного рассогласования между желаемым и реальным, происходит либо отказ от дальнейшей борьбы, либо чрезмерность дополнительных усилий сделать как должен приводит к обратному результату.
Делать правильно и своевременно
Мотивационная установка на избегание неудачи применительно к спорту заключается в направленности внимания-сознания на правильность и своевременность выполнения элементов спортивного упражнения. В последнее время все больше внимания уделяется именно на такую постановку задачи спортсмену. В зарубежной психологии спорта проблема мотивационных установок чрезвычайно популярное направление исследований. Сопоставляются две установки – ориентация на результат (достижение успеха) и ориентация на решение задачи (избегание неудачи).
И оказывается, что у спортсменов, ориентированных на решение задачи, уровень ситуативной тревоги значительно ниже. Реже наблюдается нарушения правил, чаще фиксируется достижение успеха. Установка на выполнение задания является внутренней мотивацией, установка на достижение результата – внешней. В первом случае срабатывает механизм свободы «волеизъявления» и, соответственно, удовольствия/неудовольствия. Во втором – механизм «долженствования», а именно поощрения и наказания.
Аналогичные результаты получены в лаборатории Юрия Яковлевича Киселева. Мотивационная установка на избегание неудачи оборачивается механизмом самоконтроля поведения спортсмена, что оказывается необходимым фактором надежности в спорте.
Неоднократно участвуя в обсуждении вопроса – какая установка успешнее, каждый раз получаю один и тот же порядок ответов: стремиться к победе – 45%; избегать ошибок – 30%; по ситуации – 25%. И это после аргументированных доводов о преимуществах установки на избегание неудачи.
В практике спорта часто используется термин «здесь и сейчас». Он предполагает направленность сознания на конкретные элементы спорта именно в этой ситуации («здесь») и в этот момент времени («сейчас»). При этом надо иметь в виду, что в моменты спортивного единоборства когнитивные способности спортсмена ограничиваются одним, редко двумя логическими элементами.
В исследованиях на таких видах спорта как гольф, стрельба, штрафные в баскетболе, в которых достаточно просто рассчитать результативность, постулируется, во-первых, концентрация внимания на конкретном элементе. Во-вторых, установка на правильность выполнения задания (у элитных спортсменов она составляет от 80 до 95%). Спортивный результат оказывается следствием правильности и своевременности выполнения всех элементов.
У барьериста (МС на 110 м/б) самая быстрая реакция на выстрел стартера, но на 1-м барьере он уже не первый. Предложил провести эксперимент в лаборатории. ПСМР (простая сенсомоторная реакция) выполнить в двух режимах – «как можно быстрее». И «работать быстро, но, главное стабильно». Во второй серии проигрыш по времени составил 15% (0,03 сек), а в серии из 50 реакций (110 м пробегается за 45-47 беговых шагов) стабильность была в два раза выше – 25% и 53%. По ощущениям, установка работать быстро и стабильно далась легче. Договорились концентрироваться не на выстреле стартера, а на правильности выполнения первого бегового шага.
У вратаря профессиональной футбольной команды не всегда получается удар от ворот. После обсуждения договорились – главное постановка опорной ноги.
У фигуриста проблемы с выполнением прыжка в четыре оборота. Пробовали разное, остановились в итоге на варианте концентрации внимания во время захода на плечах – «плечи». Прыжок стал получаться стабильнее.
Сознание за успех, подсознание за избегание
Достаточно очевидно, что мотивационная установка на избегание неудачи продуктивнее установки на достижение успеха (достижение победы). Авторитетно обосновать это спортсмену достаточно непросто. На тренировках установка на правильность отрабатывается весьма неплохо. На тренировке ведь действительно акцент делается на правильности и своевременности. Однако в реальном соревновании срабатывает весь предыдущий опыт спортсмена, который был связан только со стремлением к победе.
Переделать этот стереотип чрезвычайно непросто. После каждого выступления обсуждается вопрос о чувствах, мыслях во время выступления на соревнованиях, и каждый раз оказывается, что в какой-то момент времени актуализируется, мимолетно проскакивает мысль – «выиграл/проиграл». И практически всегда такие мысли не помогают соревновательной успешности.
Опыт соревновательной деятельности формирует у спортсмена индивидуальные особенности мотивационных установок. Спорт без ошибок не бывает. На соревнованиях, в жестких единоборствах, в ситуациях максимальной реализации возможностей ошибки будут совершаться обязательно. Повторение ошибок, критичность оценки со стороны тренера и других формирует «страх совершения ошибки». Систематичность возникновения однотипных ошибок порождает мотивационный комплекс – «страх ошибки». Начиная со 2-ого разряда, у спортсменов формируются так называемые «повторяющиеся ошибки» – те элементы выполнения спортивного упражнения, которые имеют тенденцию повторяться в аналогичных ситуациях.
Фигурист успешно выступает на соревнованиях, но в произвольной программе при выполнении несложного элемента делает «бабочку». Ни спортсмен, ни тренер не могут дать содержательное объяснение этому – «разгильдяй». Проходит достаточно времени и вдруг по контексту обсуждаемого вопроса спортсмен говорит, что год назад было то же самое. Смотрим видео, прошу детально говорить о чувствах-мыслях. Оказывается во время захода на элемент в этом году «увидел себя, выполняющем этот элемент в прошлом году»...
Прыгунья в высоту, личный рекорд два метра, панически боится высоты 1,87 см. Именно с этой высотой связано несколько поражений…
Продолжение следует…
P.S. Данный материал написан специально для канала в Telegram, который посвящен психологии спорта и для которого я имею удовольствие писать заметки. Если что, со временем там обещают психологический разбор спортивных событий, ментальные правила побед от спортсменов и тренеров, а также кейсы от спортивных психологов (не только меня). Подписывайтесь, чтобы ничего из этого не пропустить.