Стремление к победе или несовершение ошибок? Часть 1
Приветствую всех! После некоторой паузы мы возобновляем разговоры о психологии спорта и ментальной игре спортсменов.
В наших материалах неоднократно поднимался вопрос о мотивах и мотивации. И каждый раз это вызывало довольно эмоционально-критическое обсуждение.
Что лучше – стремление к победе или несовершение ошибок?
Перед вами большой материал, состоящий из нескольких частей, в котором я стараюсь максимально подробно ответить на этот вопрос. Здесь обсуждается вопрос психологических аспектов компонентов мотивационной сферы. Подчеркивается принципиальное значение адекватности критериев достижения цели возможностям спортсмена. Мотивационные установки рассматриваются с позиций внешней и внутренней мотивации – как актуализация критериев спортивной успешности.
Итак, часть 1, из которой мы узнаем, что на самом деле редко сознательно подходим к достижению конкретного результата, а когда осознаем – меняется наша мотивация. Из которой мы понимаем, что от нашего отношения к ситуации напрямую зависит результат. Из которой мы видим, что рассогласование между самооценкой и требованиями реальности приводит к уменьшению уверенности в процессе спортивного единоборства.
О том, что такое мотив
Термины – мотив, мотивация, мотивационные установки, мотивирование – регулярно используются применительно к спортсмену и его поведению. Но когда спрашиваешь, а что стоит за этими словами – возникает пауза. Так что же такое мотив? С одной стороны, говорить о мотивах достаточно просто – каждый же объясняет свое поведение. А если мотив объясняет поведение, то он ли причина такого поведения? Но почему тогда спортсмен, готовящийся к главному старту своей карьеры, «сачкует» на тренировке или даже пропускает ее?
Должен сказать, что когда я начал заниматься исследованиями в спорте, то очень быстро убедился: необходимо разобраться, что такое мотив и как мотив проявляется в конкретных спортивных ситуациях.
Во-первых, мотив – это искусственный конструкт, который придумали для объяснения причин поведения. В тоже время мотив – причина социально-значимой активности на протяжении длительного времени. Мотив всегда подразумевает наличие цели ‒ объекта нашей активности. Цель всегда есть, это главное условие существования живой материи. Цель существования живого организма заключается в самосохранении, которое реализуется в трех принципах:
1) Самосохранение себя, как единое целое (Появился насморк, организм сам что-то предпринимает. Или, наконец, я иду в аптеку и что-то там покупаю);
2) Самосохранение себя, как представителя вида (Это наши дети, социальные нормы жизнедеятельности);
3) Самосохранение, как реализация принципа активности-развития (Любая форма социальной активности – учеба, спорт, карьера, допинг и так далее).
Цель всегда есть. А всегда ли осознается причина той или другой активности? Оказывается, в 90 случаях из 100 мы не отдаем себе отчет, почему в этот момент мы делаем все именно так. Цель есть, но она на уровне подсознания. Если мы достигли желаемого результата, мы испытываем удовлетворение. Только лишь в 10 случаях из 100 мы осознаем, то есть, сознательно что-то делаем для того, чтобы добиться результата.
Вот типичный диалог со спортсменом:
– Какая цель ставится в этом сезоне?
– Как какая, лучше выступать!
– А какая цель сегодняшней тренировки?
– О, это вопрос не ко мне – к тренеру!
Подобные варианты можно приводить, как в отношении спортсменов мировой элиты, так и детско-юношеского спорта. Размытость, неопределенность формулирования того, к чему стремится спортсмен, одна из причин низкой продуктивности тренировочного процесса, которая не удовлетворяет спортсмена и тренера и не дает нужной результативности в соревновании. Проблема цели кроется в неосознанности личной цели занятия спортом. Это касается как в целом спортивной карьеры, конкретного сезона, этапа, цикла спортивной подготовки, так и каждой тренировки.
Примеры. С фигуристом обсуждаем текущие дела вхождения в новый сезон. Работаем вместе уже не один сезон, поэтому про конкретность целей и задач знаем давно. Через месяц официальный прокат программы, но спортсмен никак не может настроиться на выполнение конкретного элемента. Понятно, что его надо накатать, но каждый раз это дело откладывается. Договариваемся, когда это произойдет и что для этого надо сделать в оставшееся время.
Команда 15-летних баскетболистов из года в год на чемпионате города занимает третье место. Играют одни и те же команды, игроки тоже те же. Ну, какая может быть цель – опять третьи? Что же не позволяет подняться выше? Оказывается, уровень подготовленности каждого. А что если каждый сформулирует, какой компонент ему надо подтянуть, в чем прибавить. А потом, собравшись в кругу, озвучит это в команде.
О том, что такое мотивация
Термин мотивация в спортивной практике более популярен, чем мотив. О мотивации говорят, когда нужен результат. В этом случае, должна быть соответствующая мотивация ‒ честь выступления за команду, страну, зарплата, социальные преференции. При этом часто мотив и мотивация используются как синонимы или феномены психики одного порядка. Если мотив – это конкретная направленность социальной активности, то мотивация рассматривается, как «борьба мотивов» в конкретной ситуации ‒ «пойти на тренировку или заняться другим». То есть, какой-то мотив побеждает и становится актуальным (ситуативная актуализация мотива). Но вот еще что, на одной тренировке спортсмен отрабатывает на 50%, а в другой раз на все 150%. А что происходит в соревновании, когда спортсмен или команда должны выиграть, а это в очередной раз не получается?
Мотив и мотивация – явления мотивационной сферы, которые различаются принципиально. Мотив константен, он постоянен на достаточно длительном промежутке времени. Так, в спорте используется принцип формирования «далеко отставленной цели». Мотивация же – это ситуативное проявление желания, стремления, хотения или долженствования и обязанности. Хайц Хекхаузен назвал мотив «личностной диспозицией», мотивацию – «ситуативной диспозицией». Это два компонента мотивационной сферы: мотив – устойчивый компонент; мотивация – динамический компонент.
А что такое ситуация? Ситуация – отрезок времени, в течение которого отношение субъекта к происходящему не меняется. С изменением отношения к происходящему меняется мотивация – меняется результат, к которому стремится команда или спортсмен. А поскольку это происходит на уровне подсознания, то и не осознается.
Матчи футбольной сборной России на Евро-2016 (игра с Уэльсом), хоккейной на чемпионате мира с финнами в 2016 году. В процессе игры обязанность «победить» меняется на обратную, ломается игровое взаимодействие, упрощаются тактические схемы, игроки отказываются брать на себя инициативу.
Чемпионат мира по легкой атлетике – единоборство Усейна Болта и Джастина Гэтлина. Мир ждал проигрыша шестикратного олимпийского чемпиона. В финале, за 6 беговых шагов до финиша, Гетлин наклоняется на финишную ленточку. Наклон корпуса за 10-12 метров до финиша – это не что иное, как чувство проигрыша на уровне подсознания. Когда выигрывают «грудь», этот наклон делают на последнем шаге.
Итак, мотивация – это стремление к достижению желаемого результата. Как формируется этот желаемый результат? Мотивационная сфера, как причина нашей активности, запускается одним из двух механизмов ‒ свободы волеизъявления (хочу, желаю) или долженствования (должен, обязан). Как только спортивный результат становится социально значимым, включается механизм долженствования – родителям, тренеру, стране, самому себе.
О том, что такое мотивационная установка
Цель всегда есть. Если спортсмен её не осознает, то тренер то знает, что он ждет от спортсмена/команды. Соответственно формируется цель и ее критерии. Критерии озвучиваются или подразумеваются.
Родитель обращается с проблемой: «На тренировках получается, на соревнованиях нет».
‒ А какая цель занятия спортом вашего ребенка?
‒ Быть здоровым. – (Пауза ) – Но 2-й разряд нужен, иначе отсеют.
Каждый раз озвучиваются результаты, которые ждут от спортсменов. По ТВ показывают, как министр спорта напутствует членов сборной – «Ну как, готовы защитить честь страны!?» Или тиражируемая в СМИ фраза – последний раз чемпионат мира по хоккею на домашнем льду выигрывали в 1986 году. Это называется мотивированием.
А как сам спортсмен относится к тому, что он должен или желает показать-добиться? Юрий Яковлевич Киселев, один из первых отечественных спортивных психологов, еще в 70-х годах прошлого столетия, занимался проблемой уверенности спортсмена на соревнованиях. Показателем уверенности-неуверенности служила самооценка вероятности достижения результата («градусник Киселева»). Получаемые результаты сопоставлялись с классическими мотивационными установками «достижения успеха» и «избегание неудачи» Абрахама Маслоу (Кстати, в 30-х годах прошлого столетия этот автор набирал экспериментальный материал именно на спортсменах). Оказалось, что у спортсменов есть личностная предрасположенность к той или другой установке, но в зависимости от самооценки вероятности достижения результата «включается» одна из них. В целом, можно сделать заключение, что при вероятности больше 70% срабатывает установка на достижение успеха и наоборот. При этом есть спортсмены, у которых при вероятности 0% продолжает работать установка на достижение успеха.
Главный вывод – отношение спортсмена к формулируемой или подразумеваемой цели (критериям результативности) происходит на основании самооценки вероятности достижения этой цели. Полагаю, что не надо объяснять, как это происходит. Сознательно или неосознанно (подсознательно), чаще второе, происходит самооценка своих возможностей в достижении такого-то результата или успеха в конкретном единоборстве. И чем больше рассогласование между самооценкой и требованиями реальности, тем выше субъективная оценка вероятности не достижения желаемого результата – тем меньше уверенность в достижении этого результата.
В процессе соревновательной деятельности происходит анализ текущей ситуации, формируется отношение к происходящему и предвосхищение того, что будет. По данным Всемирной Ассоциации психологов спорта (ISSP) 98% спортсменов, завершивших спортивную карьеру и 90% действующих, не удовлетворены своими спортивными достижениями. Когда-то я услышал, что каждый спортсмен должен (!) стремиться только к победе.
На мероприятии по формированию «далеко отставленной цели» 6-летним пловцам и их родителям дается установка: «То, что вы будете мастерами спорта ‒ это не интересно, вы должны бить рекорды». Каждый гонщик должен стремиться быть первым. Рекордсмен может быть удовлетворен только первым местом. И так далее.
Это можно расценивать, как стремление – «быстрее, выше, сильнее». Конечно, не следует перед каждым спортсменом ставить цель быть первым. Важно другое: как в процессе соревновательной борьбы происходит оценка происходящего, что в этот момент происходит со спортсменом. Это проблема мотивационной установки.
Продолжение следует…
P.S. Данный материал написан специально для канала в Telegram, который посвящен психологии спорта и для которого я имею удовольствие писать заметки. Если что, со временем там обещают психологический разбор спортивных событий, а также ментальные правила побед, рассказанные спортсменами и тренерами и кейсы от спортивных психологов (не только меня). Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.
- Не залетало...
Когда катит, тогда получается матч против тех же финнов на КМ того же года или на ЧМ следующего.. и вряд ли мотивация сильно отличалась в этих случаях.По крайней мере, доказательств не приводится. А просто сказать, что мотивацию потеряли -это почти как на фазы Луны сослаться