Сборная беженцев на Олимпиаде: откуда она вообще взялась
Никита Киселев – о людях с трудными судьбами, добравшихся до Рио.
Мало что в такой же степени отражает дух времени, как сборная беженцев, выступающая под олимпийским флагом на Играх в Рио. Сама идея о ее создании была принята крайне неоднозначно. Еще бы, в одной точке встретились политика, спорт, недоверие к организациям, раздираемым допинговыми скандалами, и предельно сложная и комплексная проблема кризиса беженцев. Президент МОК Томас Бах, автор инициативы и главный сторонник новой команды на Играх, выступил с красивыми словами:
«Эти люди не имеют ни дома, ни команды, ни флага, ни национального гимна. Мы предложим им жилье в Олимпийской деревне всеми со всеми спортсменами мира. В честь их прозвучит олимпийский гимн, они будет нести олимпийский флаг на олимпийском стадионе.
Это станет символом надежды для всех беженцев на Земле, а мир теперь будет лучше осведомлен о масштабах этой проблемы. Эти спортсмены покажут, что, несмотря на невообразимые трагедии, с которыми они столкнулись, любой человек может внести свой вклад в общество благодаря таланту, умениям и силе духа».
В марте предложение о включении команды беженцев было официально утверждено. Всего МОК принял 43 заявки. В окончательный состав вошли 10 человек. Они участвовали в церемонии открытия Игр, пройдя в параде-представлении перед хозяйкой Олимпиады Бразилией.
Итак, кто эти 10 спортсменов и что стояло на их пути к Рио?
Юсра Мардини, плавание
Возможно, самая известная участница из самой необычной команды на Играх в Бразилии. Юная Масра знает, что такое, когда от тебя зависит не только твоя жизнь, но и судьбы еще двух десятков людей. Мардини начала заниматься плаванием в Дамаске. В 2012-м году представляла Сирию на чемпионате мира по водным видам, но те соревнования – просто ничто в сравнении с тем, с чем столкнулась Юсра в попытке бежать из задыхающейся в крови и бедах страны. Лодка, которой предстояло перевезти Юсру и еще 19 сирийцев из Турции в Грецию, заглохла через 30 минут после отплытия. Участь казалась предрешенной: при номинальной вместимости в 6 человек лодка рано или поздно пошла бы ко дну. Мардини, ее сестра и еще один человек – больше никто не умел элементарно держаться на воде – прыгнули за борт и буквально дотащили лодку вместе со всеми до берега. К тому времени, когда нос шлюпки ударился о песок Лесбоса, Юсра не переставала грести около трех часов. Позже она признавалась: уже и не верила, что удастся выжить. Через 25 дней она оказалась в Германии. Там, в лагере для беженцев, она уговорила отправить ее и сестру в клуб по плаванию.
Цель Мардини звучит так: «Я хочу, чтобы все понимали: беженцы – это нормальные люди, у которых были родные места. Но они потеряли их не потому, что хотели убежать и стать беженцами, а потому что в их жизнях есть место для мечтаний, они были просто вынуждены уйти».
Юсра выиграла заплыв в 100 метров баттерфляем, но все же не смогла отобраться в финал. Как и в 100 метрах вольным стилем.
Рами Анис, плавание
В плавание пришел в родном Алеппо по наставлению дяди. Вскоре его город захлебнулся во взрывах и похищениях людей, что вынудило родителей отправить сына в Стамбул, где жил его старший брат. Как вспоминает Рами, он рассчитывал переждать в Турции пару месяцев, а потом вернуться домой. С собой взял немного: две кофты, двое штанов и две майки. Анис стал заниматься в бассейнах престижного спортивного клуба «Галатасарай», но, не имея турецкого гражданства, он не мог участвовать в соревнованиях. По ощущениям это напоминало «когда вы учитесь, учитесь, но у вас нет возможности сдать экзамен». В итоге Рами перебрался в Грецию на надувной шлюпке, а после – в бельгийский Гент, где усиленно тренировался с бывшей участницей Олимпиады Карин Вербаувен.
На стометровке вольным стилем Рами установил личный рекорд, но его время не позволило взлететь выше 53- места их 56. Баттерфляй принес 43-ю строчку среди 46 спортсменов.
Пополе Мисенга, дзюдо
Во время военного конфликта в Конго была убита мать Пополе, а он сам ребенком блуждал 8 дней в лесу, пока не был доставлен в ближайшую больницу. Он заинтересовался дзюдо, но методы, которые практиковал его тренер, были, мягко говоря, не самыми гуманными: в случае проигрыша парня запирали на несколько дней, оставляя лишь пару чашек кофе и несколько кусков хлеба. Мисенгу не могло не довести такое отношение, и он сбежал после поражения на чемпионате мира-2013, проходившем в Бразилии.
Пополе не сдерживает слез, когда речь заходит о его семье: «У меня есть два брата, но нас разлучили, когда мы были маленькими». Заглядывая в телекамеру и пытаясь совладать с эмоциями, он говорит: «Если вы видите меня сейчас, это значит, что ваш брат здесь. Он жив и здоров».
Медаль Олимпиады Пополе планировал посвятить всем беженцам, но пройти по дистанции дальше второго боя не удалось.
Йоланде Бусака Мабика, дзюдо
Террор в Конго Йоланде встретила в очень раннем возрасте. Она расплывчато помнит, как ее посадили на вертолет и отправили в Киншасу. В лагере она увлеклась дзюдо. Девушка признается: «Дзюдо никогда не заваливал меня деньгами, но этот спорт подарил мне сильное сердце. Когда-то я оторвалась от своей семьи и много плакала. Я начала заниматься дзюдо, чтобы иметь лучшую жизнь». Ее судьба похожа на биографию Мисенги: она так же не вытерпела, когда в 2013-м, на ЧМ в Бразилии, тренер закрыл ее в отеле после поражения и отобрал паспорт. Йоланде решилась на побег, оказалась на улице, а после пришла в школу знаменитого бронзового призера Игр Флавио Канто.
В Рио-2016 была нокаутирована в первом бою.
Пауло Амотун Локоро, легкая атлетика
Вероятно, Пауоло до сих пор пас бы скот на равнинах Южного Судана, если бы не вспыхнувший конфликт. Локоро двинул в соседнюю Кению, а все, на что он мог рассчитывать в пути, это лишь фрукты, которые он бережно собирал с кустов и деревьев. Он нашел себя в лагере известной бегуньи Теглы Лорупе, пятикратной чемпионки мира в полумарафоне и обладательницы нескольких больших рекордов. Склонность Пауло к бегу быстро заметили, пускай он прибыл без кроссовок. Он считает, что в Бразилии побежит от лица всех беженцев. Мечтает стать более известным, чтобы иметь возможность помочь своей стране.
Его звездным часом должна стать дистанция на полтора километра. Время – вторник, 16 августа.
Анжелина Нада Лоалит, легкая атлетика
Когда Анжелина была девочкой, ее деревню в Южном Судане разрушили, а ей самой пришлось спасаться. С тех пор не виделась с родителями. Лоалит верит, что они все еще живы, а Игры должны помочь найти следы. Анжелина мечтает добиться права участвовать в соревнованиях с крупными призовыми фондами. По ее мнению, деньги смогут сделать ее жизнь лучше и осуществить главную задумку – построить для отца большой дом, лучше того, что был у него раньше. В детстве Анжелина один за одним выигрывала школьные турниры в Кении. Одной из самых удивительных вещей, что с ней случались, бегунья называет скорость, которую она развивала в тот день, когда смотреть на юниоров пришли профессиональные тренеры. Ее было не остановить.
Женский забег на 1500 метров пройдет в субботу.
Джеймс Ньянг Чиенджек, легкая атлетика
Уже в 13 лет Джеймс понимал: ему совершенно не хочется быть завербованным в солдаты повстанцами в Южном Судане. Проделал традиционный для беженцев путь в близлежащую Кению. Там – увлечение бегом, там же – многочисленные травмы, ведь хорошей, а иногда хоть какой обуви не было. Мечтает добиться высоких результатов на Олимпиаде, чтобы вдохновить кого-нибудь еще своим примером.
Следите за Джеймсом в воскресенье. Дистанция – 400 метров.
Ич Пур Биль, легкая атлетика
Ич Пур Биль – один из тысяч «потерянных мальчиков Судана», детей-сирот, бежавших из страны от Второй гражданской войны, которая длилась 22 года. Ич провел 10 лет в лагере в кенийской деревне Какума. Он с ранних лет знал: чем бы он ни занимался, надо делать это самому. Именно поэтому его так быстро разочаровал футбол: надо постоянно полагаться на партнеров, а они и не особо спешат делиться мячом. Бегом Биль увлекся лишь год назад, решив попробовать себя в отборе в спортивную секцию. Получилось, хотя, как уверяет Ич, это было не просто: мало того, что в лагерях нет тренажерных залов и подходящей обуви, так и вечно палящее солнце против качественной подготовки.
Биль занял последнее место в забеге на 800 метров и не смог отобраться в полуфинал.
Роуз Нитаке Лотокьен, легкая атлетика
Ее родители вернулись в Южный Судан. Сама Роуз пока живет в Кении и мечтает участием в Играх помочь семье. Представляете, еще год назад девушка не знала, как это – бегать в кроссовках. Любимую по юности дистанцию в 10 километров Лотокьен проходила босиком. Она вообще не догадывалась, что имеет предрасположенность к бегу, пока в школе случайно не поучаствовала в 10-километровом забеге. Пришла второй, без каких-либо тренировок.
В среду, 17-го августа, Роуз выйдет на дорожку. На этот раз ее путь – 800 метров.
Фото: Gettyimages.ru/David Ramos, Mario Tama; REUTERS/Edgard Garrido, Nacho Doce; globallookpress.com/Michael Kappeler/dpa, Rainlakes/Xinhua; Gettyimages.ru/Ker Robertson; globallookpress.com/Li Ming/Xinhua; REUTERS/Kai Pfaffenbach, Kai Pfaffenbach
Не дай Бог кому-то пережить то, что пережили они: смерть членов семьи, убийства прямо на глазах, разрушение крова, перевернувшийся с ног на голову быт и полный опасностей путь туда, где вы все равно никогда не сможете стать родным, местным.
отобранные беженцы какие-то..
не тронуло.
Беженцы есть следствие войн, а войны это нормально, говорит нам капиталистический Запад создавая подобные сборные. А мы соглашаемся, увы.