Веселин ТОПАЛОВ: "Мой стиль -- самый близкий к Каспарову"
''Обозреватель "Известий" Александр Рошаль беседовал с победителем софийского супертурнира Веселином Топаловым в "Гранд-Отеле", где демонтировали шахматное оборудование и заменяли афиши с изображением короля на клетчатой доске. Но для окружающих, которые заглядывались на молодого человека с мушкетерской бородкой и усиками, королем оставался он, их обожаемый земляк Веско. Болгарский гроссмейстер будет иметь теперь высший в мире рейтинг -- еще и потому, что Гарри Каспарова из ранг-листа скоро исключат.
- Софийский турнир явно удался, многие поединки запомнились...
- Более всего я доволен ничьей в первом круге с Виши Анандом и победами во втором -- над ним же и потом над Русланом Пономаревым. Там все получилось почти идеально.
- Какой же видится идеальная партия?
- Сильная новинка, после которой получаешь перевес и лучшими ходами добиваешь противника.
- Ну прямо по Каспарову. А если без новинки?
- Тогда опровергнуть партнера, навязать свою игру, нагнетая напряжение. А про Каспарова -- это вы точно. И в том нет ничего удивительного: настоящий чемпион мира определял стиль и моду на дебютный репертуар. Мой стиль -- самый близкий к каспаровскому.
- Когда играет Гарри -- он лучший? А какова, по-вашему, пятерка сильнейших шахматистов планеты?
- Каспаров в состоянии выиграть любой турнир. Однако прежней гарантии уже нет, и в Софии он бы не был абсолютным фаворитом. Виши Ананд, Петер Леко и я -- тоже в пятерке. И там должен быть Владимир Крамник. Он ведь всего год назад выиграл Линарес и Монако и все-таки отстоял свой титул в матче.
- Но что с ним происходит? Вы ведь очень давние знакомые, ровесники, а он, покуривая сигарету, почти серьезно жалуется на возраст... Тогда как Крамнику исполняется только 30 лет.
- Крамник тоже не живет на родине, а подобные перемены отнимают массу энергии, мешают концентрироваться на шахматах. Мне это далось полегче: рядом в Испании мой старший друг и менеджер Сильвио Данаилов с семьей, период адаптации позади. Исполнилось 30 лет -- и я стал взрослым мужчиной, посещаю тренажерный зал и контролирую нервы. Вот мы говорили о нагнетании напряжения в партии -- так при плохой форме это обернется против себя же.
- Про личную жизнь Топалова ничего не слышно.
- Я не супермен -- для семьи, бизнеса и политики сил не хватит. Конечно, вижу, как относятся ко мне поклонницы, особенно в Болгарии. Но шахматы пока моя единственная настоящая любовь, а женщина ведь не потерпит такого соперничества. Спортивная карьера для меня важнее.
- Шахматы как спорт в Болгарии популярны.
- Любой вид спорта нуждается в идолах. Может, это и нескромно, но я на Родине -- одна из крупнейших фигур. Больших спортсменов у нас немного, и популярность футбола не такая, как лет 10 назад. Есть Христо Стоичков, да он уже тренер и приходил на шахматы пропагандировать себя и нас. Шахматы ведь показывали по первому телеканалу в прайм-тайм.
- С "Левски" тоже занятно получилось: вручая гроссмейстерам футболки с их фамилиями, команда желала себе играть, как шахматисты. Между тем именно футболом интересуются в высших кругах власти.
- Не только футболом. Президент страны, приехавший на наше торжественное закрытие, многое знал о турнире, следил за ним. Официально открывал соревнование министр иностранных дел, который показал публике последний ход из выигранной мною в Линаресе партии у Каспарова. Первый же ход в турнире символически сделал министр экономики, а в выходной день в сеансе против меня играл министр спорта и молодежи. Все это очень нужно и самим политикам, у которых скоро выборы.
- А как с бизнесом?
- По-моему, прошедший по инициативе Сильвио Данаилова турнир с запретом на быстрые ничьи -- неплохая модель для профессиональных шахмат, которые все-таки могут стать коммерческим продуктом. Детали надо доработать и повторить турнир на следующий год, когда успех еще не забудется. Шахматы дешевые, и это хороший момент для их покупки. Когда на чемпионат мира давалось 3 миллиона, он того не стоил. А деньги, которые потратили на софийский турнир, уже многократно окупились на рекламе.
- Что можно сказать о намеченном в Аргентине первенстве мира? Некоторые его участники встречались здесь с представителями Международной шахматной федерации.
- У нас нет выбора. Я сказал, что стану играть, а потом будь что будет. Предложенный далее цикл розыгрыша мирового первенства не выдерживает критики из-за своей сложности и многоступенчатости. Это раньше за 200 рублей заставляли советских гроссмейстеров проводить несколько матчей. Нам же теперь выгоднее давать сеансы одновременной игры или сыграть в быстрые шахматы. Я вообще выступаю, когда хорошие условия или значительная цель, например чемпионский титул.