0

Прощание славянки

Постскриптум: правда судей

Написав обличительный репортаж о развязке соревнований мужчин на чемпионате Европы, ваш корреспондент не успокоился и отправился на поиски правды. Уверен, многие не забыли события произвольной программы и хотели бы знать, что имели в виду те шесть судей, которые отдали первое место Алексею Ягудину, а не Александру Абту. Мои разыскания, разумеется, не могли закончиться слишком успешно. Руководство ИСУ настоятельно рекомендует судьям избегать контактов с прессой, а комментировать собственные решения и вовсе запрещает. Но кое-что мне удалось раздобыть. Не правду, конечно, но хоть какое-то объяснение. Я дозвонился в отель "Мир" одному из судей, отдавших золото Ягудину. Его имя я называть не могу. И даже обозначая пол человека, я рискую его выдать, сужая круг догадок. Поэтому он у меня будет грамматического мужского рода. По словам судьи: "Ситуация, действительно, была спорной. По первому впечатлению Абт откатал лучше и чище. Но после некоторых раздумий я решил отдать первое место Ягудину - он был артистичнее, а его программа интереснее". Примерно в том же духе рассуждал российский арбитр Александр Лакерник, который в тот вечер, когда лозаннские зрители почувствовали себя полными дураками, оценок не выставлял. Он исполнял функцию контролера судей, был ассистентом рефери. Лакерник предполагает, что его коллегам больше понравилась программа Ягудина, это все и решило: Абт, действительно, откатал чище. В то же время программа Ягудина, очевидно, интереснее. Оценка за технику выше у Абта. А вторая оценка - дело вкуса. Она в произвольной программе определяющая. Так что решение тех, кто поставил Ягудина первым, логично, хотя и небесспорно. На мой вопрос, заслуживал ли Ягудин за такой прокат оценки 5,7-5,8 за технику, Лакерник ответил вопросом: "А кому еще можно было поставить такую оценку?"

Прощание Бутырской

Мария Бутырская попрощалась с чемпионатом Европы. "Это мой последний чемпионат Европы. И это здорово, что я уезжаю из Лозанны с золотой медалью. Так здорово, что сейчас я не могу поверить в это", - говорила Бутырская всего несколько минут спустя после того, как объявили оценки Виктории Волчковой и все стало ясно. И в самом деле, в появлении Бутырской на верхней строчке пьедестала в Лозанне есть что-то неправдоподобное, от миража. Бутырская сотворила самую большую, по сути единственную, сенсацию чемпионата Европы, впервые за последние три года обыграв Ирину Слуцкую.

Чем дальше Бутырская отдалялась от своего высшего взлета - победы на чемпионате мира 99-го года, тем больше она отставала от Слуцкой, так что в конце концов все перестали замечать это соперничество, как случается в легкой атлетике, когда лидер далеко уходит вперед и преследователи не попадают в объектив телекамеры. Бутырская состязалась не столько со Слуцкой, сколько с временем, и оттого это преследование выглядело безнадежным. Глядя на то, как спотыкается Маша, падает и продолжает бороться, наблюдатели из первого ряда партера с сочувствием или раздражением замечали, что она упустила тот самый момент, когда можно было сойти с дистанции под овацию. И теперь в конце пути ее ждет тишина. Бутырская дождалась еще одной овации. Ее появление на верхней ступени пьедестала почета не обман зрения, а обман времени. Есть что-то очень обнадеживающее в таких победах. Что-то, что очень важно не только для Маши, ее близких и ее болельщиков, - вселенское. Если мы сходимся на том, что зрелище спорта - это то, что достойно переживаний, зеркало, в котором не отражается, но под особым углом преломляется жизнь, то золото Бутырской, как поздний, нежданный ребенок. Не хочется сравнивать это с проводами на пенсию. Не хочется умалять победу Бутырской фальшивыми здравицами. Поэтому отметим то, что о главном событии в соревнованиях женщин можно сказать двояко: Бутырская выиграла, но равно и Слуцкая проиграла.

Слуцкая, четырехкратная чемпионка Европы, сорвала в короткой программе флип, и судьи на другой день после скандала с Ягудиным-Абтом проявили предсказуемую принципиальность в отношении чемпионки, поставив ее на третье место. Слуцкая выиграла произвольную программу, но могла сохранить титул только в том случае, если бы Бутырская заняла в произвольной программе место ниже второго. В кулуарах живо обсуждалось, заслуживала ли Бутырская второго места за прокат произвольной программы с тремя ошибками. Некоторые думают, что Волчкова была в этот день лучше, пусть и тоже небезошибочно. Что сказать? Знаете, я как-то устал обсуждать судей. Весь пыл ушел на танцы и мужчин. Ничего не хочу слышать. Дайте поаплодировать Бутырской.

Впрочем, долго не получается. Сама чемпионка прерывает аплодисменты, напоминая об Олимпиаде: "Нам (Бутырская говорит за себя, за Слуцкую и за Волчкову. - И.П.) будет очень трудно победить в Америке. Надо быть на голову сильнее американок".

Я позволю себе поспорить с трехкратной чемпионкой Европы. Лишняя голова для победы в Солт-Лейк-Сити совсем ни к чему. Достаточно быть чуть-чуть сильней. Хотя бы настолько, насколько показалась сильнее Бутырская Слуцкой и Волчковой в Лозанне. Я не верю в американский заговор, в швейцарские счета судей фигурного катания, на которые американская федерация фигурного катания перечисляет доллары за золото, не верю в долгие и нежные телефонные разговоры папы Мишель Кван с Оттавио Чинквантой, все это - не про Америку; все это химеры, рожденные русским представлением о природе вещей и причинно-следственных связях в мире. В конце концов в 80-м году в Лейк-Плэсиде судьи не моргнув глазом присудили золотую медаль не прелестной американке Линде Фратьен, а механическому птенчику из гэдээровского инкубатора - Анне Петч. Причем никакой запасной головы, по мнению Бутырской необходимой для победы в Америке, у Петч не было. Зрители, конечно, тогда свистели. А толку-то.

В другом Бутырская полностью права - выиграть в Америке будет очень сложно. Потому что и о равенстве говорить сложно. Судя по разведданным, американский женский отряд во главе с Мишель Кван подходит к главному бою четырехлетия в лучшей готовности, чем наш. Я сошлюсь на мнение Сары Стивенсон из "Дейли телеграф", самой авторитетной английской журналистки, пишущей о фигурном катании. Стивенсон прилетела в Лозанну прямиком из Лос-Анджелеса, где неделю назад закончился чемпионат США. Я попросил ее сравнить уровень конкуренции и качество прокатов призеров чемпионата США и Европы. Вот что она сказала: "Сравнивать довольно сложно - разный градус состязаний. Чемпионат США проходил более напряженно - все-таки отбор на Олимпиаду. Цена ошибки была гораздо выше в Лос-Анджелесе. О чем можно сказать определенно: Кван с ее прокатом на национальном чемпионате выиграла бы здесь. Без вопросов. Саша Коэн, вторая в Лос-Анджелесе, каталась не идеально. Но, может быть, обыграла бы Бутырскую. Сара Хьюз, третий призер, ошибалась много. Но ведь тоже самое можно сказать и о Бутырской. Кстати, а что со Слуцкой? Это ее худший турнир в этом сезоне. Она выглядит тяжеловато". На это мне пришлось мрачно заметить, что, по всей видимости, миссис Стивенсон не видела всех соревнований с участием Ирины.

Танцы вокруг очень Больших Идей

Соревнования женщин завершали программу чемпионата Европы в Лозанне. Днем раньше разыграли медали танцоры. Я намеренно нарушил хронологическую последовательность событий, потому что танцы стали эмоциональным пиком турнира. Первый и единственный, если не считать показательных выступлений, аншлаг. Национальные знамена, дудки. В этот вечер зрители смотрели фигурное катание почти как футбол. Я заметил группу людей, одетую в майки футбольной сборной Франции. Когда по завершении произвольного танца итальянская пара поклонилась в сторону их трибуны, ребята, как по команде, ответили неприличным жестом из арсенала школьников и футбольных фанатов. Но пока дело не дошло до первого масштабного межнационального мордобоя на почве фигурного катания, нет ничего в этом страшного. Фигурному катанию не помешают открытые страсти и немного хулиганства. В конце концов в золотой век "Ла Скала", говорят, меломаны разбивали друг другу носы из любви к искусству.

''Впрочем, нет уверенности, что битва французской и итальянской пар заслуживала чьего-то расквашенного носа. Анисина и Пейзера вынесли своих соперников в одну калитку, как говорят в таких случаях в России поклонники игровых видов спорта. Счет судейского голосования - 8:1 в оригинальном танце и 7:2 - в произвольной программе. Как обычно в танцах, счет ни о чем не говорит. Вернее, как всегда в танцах, говорит слишком много - и правду, и кривду. Победу в оригинальном танце Анисиной и Пейзера не оспаривал никто, кроме итальянцев и Ильи Авербуха - они, дескать, медленно катаются. На что знаменитая Наталья Дубова, в этом году консультирующая французов, отрезала: "А фламенко и не предполагает беготни". И как на бегу показать длину кросс-роллов (иначе - дуг, вычерчиваемых коньками)? Итальянцы и выступают в коньках с хоккейными лезвиями, чтобы можно было быстро бегать и за беготней скрыть неумение делать базовые элементы .

В самом деле, Анисина и Пейзера с помощью двух молодых мадридских хореографов, продемонстрировали самое глубокое и, сложилось ощущение, самое точное переложение фламенко для ледовых танцев. Это всего лишь ощущение, потому что только тот, кто танцует фламенко, мог бы судить о том, действительно ли это так. Но в любом случае все другие программы на их фоне выглядели более или менее удачными сочинениями путешественников, взявших пару уроков танца андалузских цыган по пути из Севильи в Гранаду. Честнее всех поступили Навка с Костомаровым, которые сделали только эффектную дорожку шагов, а потом счастливо забылись в понятном им танго - втором предписанном танце оригинальной программы.

Тем большее удивление вызвало выступление французов на следующий день. Танец сменила наглядная агитация. Гвендаль поднимал Марину ввысь под музыку Жан-Клода Пети с наложенной на нее знаменитой речью Мартина Лютера Кинга до тех пор, пока наконец все, включая швейцарских полицейских, не поняли, что Гвендаль держит на руках саму Свободу. Статую Свободы. Я с почтением отношусь к жанру плаката, но даже самые лучшие из них не предназначены для четырехминутного непрерывного рассматривания.

Странное дело, но прокат той же программы в финале Гран-при в декабре месяце не оставил того же ощущения агрессивной до боли в глазах прямоты "Окон РОСТА". Впрочем, я грешу на Маяковского. Он был по-настоящему крут в этом жанре. С произвольной программой французов - другой случай. Набоков называл это "тяжеловесными пируэтами вокруг Больших Идей". Я думал, что мои декабрьские впечатления были ошибочными, превратностью телевизионного показа. Но моя хорошая знакомая Селин Нани из французской газеты "Экип", ветеран сопротивления ползучей итальянской агрессии, во всем со мной согласилась: да, катались медленно, сделали много ошибок - плохо, одним словом. Слишком хотели выиграть. И выиграли.

Тем не менее на пресс-конференции проигравшие призеры не выглядели расстроенными. Барбара Фузар-Поли, конечно, пару раз съязвила по поводу французов. Но как-то без азарта. Бронзовый призер Илья Авербух, уединившись с российскими журналистами, признался, что ожидал в Лозанне худшего: "Все-таки это был наш первый международный турнир. Но мы получили твердое третье место. И самое главное - люди приветствовали нас, стоя. Это - победа". Действительно половина зала встала, когда Лобачева и Авербух завершили произвольную программу. Более того, самое громкое "бу-у-у" этого вечера судьи получили за оценки первой российской пары. В соревновании по натравливанию публики на судей Лобачева и Авербух обыграли даже литовцев - как принято считать, самую недооцениваемую танцевальную пару мира последних лет. Я не вполне разделяю "бу-у-у" по поводу оценок Лобачевой и Авербуха. Мне показались, что ощущение драмы можно передать и более экономными средствами. Но, с другой стороны, у новой программы Лобачевой и Авербуха есть два неотъемлемых достоинства - сложность элементов и темп, делающий еще более высокой ценность этих элементов. Эту сложность и эту скорость и собираются продать Лобачева и Авербух в Солт-Лейк-Сити. По крайней мере по цене бронзы. В завершение своего последнего репортажа с чемпионата Европы я позволю себе поделиться личным, интимным, тем, что я люблю. Самое светлое, самое радостное впечатление в Лозанне я получил от выступлений второй группы танцоров. Я люблю болгарскую пару Албену Денкову и Максима Ставицкого (шестое место) за то, что они не крутят на льду любовь, не пытаются пересказать содержание мудрых и знаменитых книг. Просто выходят на лед два красивых и сильных зверя и живут под свою диковатую музыку. Живут выше смысла, содержания и желания всем, всем, всем понравиться, они быстры и естественны, как пара молодых львов. И даже итальянцам за ними не угнаться, в их пресловутых хоккейных коньках. Еще я люблю Татьяну Навку и Романа Костомарова (седьмое место) за то, что они ни в чем не похожи на Денкову и Ставицкого. За салонный, легкий шик их танго и произвольного танца. За легкий, салонный флирт на льду. Меня вдруг осенило здесь в Лозанне: ведь Навка катается лучше всех в сегодняшних танцах. Нет, правда. Обязательно посмотрите на нее в следующий раз, на Олимпийских играх. Она будет кататься в предпоследней группе. В последнюю ей не попасть до следующей Олимпиады, очередь не пришла.

Я заканчиваю свой репортаж в воскресенье утром. Сейчас отправлю в редакцию текст и пойду гулять по Лозанне. Если вдруг встречу Навку, подарю ей цветы.

Лозанна

Комментарии
По дате
Лучшие
Актуальные
Главные новости
Последние новости