Дурацкий поступок
''В выходные в Люксембурге стартовала 89-я велогонка "Тур де Франс". Пролог легендарной супермногодневки выиграл фаворит -- победитель "Тура" трех последних лет американец Лэнс Армстронг, а первый этап -- малоизвестный швейцарец Рубенс Бертольяти. Но вовсе не знаменитый американец и не выскочка из нейтрального государства, а немец Ян Ульрих стал главным героем сводок новостей в последние дни. Буквально накануне "Тур де Франс" Ульриха уличили в употреблении допинга. Но в отличие от десятков других этот скандал получился громким и нетривиальным и по сюжету напоминал детектив с элементами мелодрамы.
Значимость немецкого профи для мирового велоспорта нельзя переоценить. Ульрих однажды побеждал и трижды становился вторым призером на "Тур де Франс", выигрывал "Вуэльту", чемпионат мира и Олимпиаду в Сиднее. По количеству титулов он заметно превосходит даже самого Армстронга. Кроме того, у борцов за чистоту велоспорта к соотечественнику Гете претензий раньше никогда не возникало, а это в пору массовой травли всех и вся дорогого стоит. Поэтому обнародованная в середине минувшей недели информация, что проба "А", взятая у гонщика 12 июня, дала положительный результат на амфетамин, произвела эффект разорвавшейся бомбы. В виде спорта, где разоблачения поставлены на поток и уже навевают на простых обывателей лишь дремоту.
Причина изумления всей прогрессивной общественности понятна и проста. У каждого преступления должен быть мотив. Повод. Иначе оно становится абсолютно бессмысленным. Ульриха же поймали на допинге в тот самый момент, когда он нуждался в запрещенных препаратах как мертвый в припарке. Одно дело -- отлов на "Джиро" славной парочки итальянских звезд Джильберто Симоне и Стефано Гарцелли. Они-то, по крайней мере, рискнули репутацией и проиграли ради конкретной цели -- победы на "Джиро". Но Ульрих ведь даже не принимал участия в соревнованиях! В начале года он получил серьезную травму ноги и с тех пор не мог восстановиться. После долгих и мучительных раздумий немец скрепя сердце отказался от надежд блеснуть на "Туре" и в конце мая лег под нож хирурга. Так что его возвращение в большой велоспорт откладывалось минимум на несколько месяцев. А злополучный анализ у него взяли не где-нибудь, а в реабилитационной клинике в местечке Бад-Виезее.
"Все это очень странно и неожиданно. Особенно для Яна и его команды. Поэтому давайте подождем результатов пробы "Б", -- прокомментировал шокирующую новость Армстронг. По правилам Международного союза велосипедистов повторную экспертизу должны были провести через 2--4 недели. Но теряться в догадках и строить разнообразные гипотезы столь долго не пришлось. Ошарашенный Ульрих несколько дней отмалчивался, но затем собрал пресс-конференцию во Франкфурте-на-Майне и рассказал свою душещипательную историю.
Вот что выйдет, если пересказать ее вкратце. От вынужденного безделья гонщик, как говорится, покатился по наклонной плоскости. Связался с дурной компанией, начал выпивать, частенько посещать злачные места. Первым тревожным звонком стала дорожная авария в начале мая, спровоцированная не слишком трезвым Ульрихом за рулем личного "Порше". К счастью, обошлось без жертв и серьезных увечий, а звезда спорта отделался лишь легким испугом, потерей некоторой суммы денег и лишением водительских прав сроком на год. Но на этом Ульрих не остановился. Накануне допинг-теста он по обыкновению выпивал с приятелями, и когда один из дружков предложил ему пару таблеток наркотического содержания, проглотил их не раздумывая. "Впервые за долгие годы мне некуда было девать свободное время, а проводить вечера в одиночестве не хотелось. Старался чаще выходить из дома, прикладывался к бутылке, но, клянусь, в тот вечер на дискотеке пробовал таблетки в первый и последний раз в жизни. В любом случае я совершил дурацкий поступок, которому нет оправдания", -- признался немец.
Что ж, похоже на правду. Ульрих вел себя как мальчишка, но нашел в себе силы не оправдываться, отказался от пробы "Б" и готов понести наказание как мужчина. За одно это он заслуживает как минимум снисхождения. Однако признание не освобождает от ответственности. Теперь Яну грозит дисквалификация от 6 до 12 месяцев (в таком случае он рискует пропустить и следующий "Тур де Франс") и суд за употребление наркотиков (проступок запрещен немецким законодательством). С другой стороны, в тюрьму его посадят вряд ли. Во-первых, он один из самых популярных спортсменов Германии, по статусу близкий к автогонщику Михаэлю Шумахеру и футболисту Оливеру Кану, а во-вторых, добивать оступившегося как-то не по-христиански. Поэтому родная для Ульриха команда "Телеком" устами директора по маркетингу Юргена Киндервартера уже заявила, что не собирается увольнять гонщика и обязательно предоставит ему шанс исправиться. Осталось только уговорить всесильного менеджера "Телекома" Вальтера Годефрота, заявившего в сердцах о сомнительных шансах проштрафившегося гонщика на возвращение.