Вячеслав ФЕТИСОВ: "Я чиновник, мне есть чем заняться помимо выборов"
''Руководитель главного спортивного ведомства страны Вячеслав Фетисов не будет претендовать на пост президента национального олимпийского комитета. Возглавляемая Фетисовым общественная организация "Спортивная Россия" в конце прошлой недели приняла решение поддержать на декабрьских выборах главного олимпийца державы кандидатуру Ирины Родниной. Корреспондент "Известий" Чермен Дзгоев из первых рук выяснил, почему шеф Росспорта не захотел видеть себя в качестве главного конкурента действующего президента ОКР Леонида Тягачева и сконцентрировать спортивную власть в стране в одних руках."В ОКР назначают самих себя, прикрываясь системой выборов"
- Как вы можете прокомментировать выдвижение Ирины Родниной в то время, когда многие ждали появления в избирательном бюллетене вашей фамилии.
- Родниной предложил выдвигаться Высший совет ВДО "Спортивная Россия". И, насколько мне известно, кое-кто уже подготовил заказные материалы, чтобы очернить ее, да и меня заодно. Но таких людей, как Роднина, трудно опорочить. Они пользуются огромной любовью народа. Думаю, что участие Родниной в выборах только усилит конкуренцию. У нас в стране никогда не было объективных, альтернативных выборов главы Олимпийского комитета. В советское время их назначали. Сейчас в ОКР тоже назначают самих себя, прикрываясь системой выборов. Что касается меня, то я чиновник. Мне есть чем в настоящее время заниматься -- в частности, реализацией Федеральной целевой программы по развитию спорта. Это амбициозный, дорогой и очень нужный стране проект, и работа по его осуществлению идет полным ходом.
- Чем вы еще сегодня обеспокоены? Вот, к примеру, болельщики очень волнуются по поводу судьбы футбольной сборной, которая осталась без главного тренера...
- Мне трудно судить, какие у Юрия Семина были договоренности с Российским футбольным союзом, хотя мои симпатии в любом случае на стороне Палыча... Но насколько фигура тренера сборной способна изменить положение дел в нашем футболе? Мы можем пригласить любого специалиста, но если не попытаемся изменить систему, это будет латание дыр. В российском футболе масса проблем -- от договорных матчей и предвзятого судейства, до либерального регламента по отношению к иностранным футболистам. Кроме того, ребята, поигравшие на Западе и недавно закончившие карьеру, у нас фактически не у дел. Все говорят: в России нет квалифицированных тренеров. А может, мы им просто не доверяем? Нужно принимать конкретные решения. Возможно, реформирование будет кому-то неудобно, но в перспективе оно принесет плоды.
- Президент РФС Виталий Мутко пока не спешит с реформами...
- Он политик, а политики люди осторожные. Компромиссы в сегодняшней ситуации не дадут результатов. У нас был шанс попасть на чемпионат мира, который не использовали... Сколько это еще будет продолжаться? Для серьезных реформ в системе футбола нужна решительность. Буду очень рад, если Мутко проявит это качество."Упорствуют те, кто потеряет свои личные позиции"- А реформы в хоккее вы решили осуществить лично? Я имею в виду проект Евро-Азиатской лиги.
- Меня спрашивают, зачем делать новую лигу, почему нельзя модернизировать то, что есть. А потому что легче и дешевле купить новую машину, чем вбухивать деньги в ремонт старой. Надо выстроить новую систему, понятную судьям, хозяевам клубов, игрокам и так далее. В эту систему должна быть заложена простая логика: клуб клубу не только соперник, но и коммерческий партнер. Вот американская система выстроена так, что хоккеист, подписавший контракт с клубом, должен отдавать ему все силы, не думать ни о чем другом. А у нас нет четких правил: игроки получают сумасшедшие деньги непонятно за что. Это развращает спортсмена.
- В НХЛ есть заинтересованность в появлении такой лиги?
- Нет. НХЛ хочет, чтобы мы здесь готовили для них дешевый товар. Чтобы мы вырастили Овечкина, который будет собирать им полный стадион, и они на нем будут зарабатывать. А если бы Овечкин был в той системе, которую мы хотим создать, за него пришлось бы платить колоссальные деньги.
- Вы создание Евро-Азиатской лиги обсуждали с представителями НХЛ во время своей недавней поездки в Америку?
- Нет, моя поездка в Торонто была связана с введением Валерия Харламова в Зал хоккейной славы и с заседанием комиссии спортсменов ВАДА, а поездка в Вашингтон -- с советом директоров Специальной олимпиады. Это крупный проект для детей с задержками в умственном развитии, который на протяжении десятков лет поддерживают семьи Кеннеди и Шрайвер. У меня состоялись встречи с конгрессменом Патриком Кеннеди и сенатором Джоном Керри, которые поддерживают это движение. Я проинформировал их, что в России Специальной олимпиаде уделяют серьезное внимание, рассказал о том, как президент Путин принимал участников этих соревнований. Что касается Евро-Азиатской лиги, то ее проект обсужден с руководителями ряда стран и вынесен на рассмотрение людей, которые платят сегодня деньги в российском хоккее. У большинства из них твердое убеждение, что жить по-старому дальше нельзя. Естественно, есть люди, которые не хотят изменений. Особенно упорствуют те, кто потеряет свои личные позиции.
- Имеете в виду президента Федерации хоккея Александра Стеблина?
- Не только Стеблина. Есть некоторые президенты клубов, которых перемены не привлекают. Но тем, кто сегодня платит деньги, Стеблин уже не понятен.
- Вы с ним на тему новой лиги разговаривали?
- Конечно, последний раз как раз в Торонто. У него ведь в открытую против меня никаких аргументов нет. Он говорит: у тебя ничего не получится, десять человек до тебя уже пробовали. Значит, плохо пробовали. Я бы не хотел, чтобы этот проект воспринимался как антистеблинский. Он полезен для российского хоккея -- в этом и есть вся его ценность.
- Вы говорите про новый автомобиль взамен старого. Но ведь старый все равно придется куда-то деть...
- Никуда его не надо девать. Пускай те, кто не хочет участвовать в Евролиге, выступают в чемпионате России, который проводит ФХР.
- А что будет с Суперлигой?
- Суперлиги не будет. На ее месте и создается Евролига, только с более широкой географией и ясной правовой базой.