"Я ему обещал..."
''В Москве прошло отчетно-выборное олимпийское собрание Олимпийского комитета России (ОКР). Как мы и предполагали во вчерашнем анонсе мероприятия, новым -- лишь вторым в истории - президентом ОКР стал Леонид Тягачев. Ему быть лидером олимпийского движения России минимум четыре года
Олимпийское собрание действующий уже на протяжении одиннадцати лет президент ОКР Виталий Смирнов объявил открытым на шесть минут позже объявленного - в 11.06 по московскому времени.
Простительная в общем-то для таких форумов задержка была вызвана скорее всего невероятным наплывом политически важных гостей. Вице-премьер правительства Валентина Матвиенко, представитель президента в Государственной думе Дмитрий Медведев, мэр Москвы Юрий Лужков со своим вечным спутником Валерием Шанцевым, а также рядовые депутаты Госдумы Артур Чилингаров, Валерий Кузин, Александр Карелин (может быть, кто-то еще) вызвали настоящий переполох в службе охраны ОКР, которая в целом отработала не совсем профессионально. Во всяком случае, спецкору "Известий" удалось проникнуть в зал заседаний без мандата. А после обнаружения - вернуться туда еще несколько раз. И даже проголосовать по нескольким вопросам вместо одного из делегатов, своего хорошего приятеля, отлучавшегося по физиологическим надобностям. К слову, всего на собрание аккредитовалось 339 человек из 352 ожидаемых.
Собственно олимпийское собрание началось с отчета Смирнова о прошедшей в Москве 112-й сессии Международного олимпийского комитета, где он был избран вице-президентом, и общем положении в российском спорте.
Оценка президентом России организации сессии как "очень хорошей" не вызвала удивления. Тем более что Смирнов не преминул по поводу процитировать В.В. Путина: "У нас с товарищем Смирновым складываются личные добрые отношения". У нас нет фактов, чтобы утверждать обратное. Но следующие заявления вызывают некоторые сомнения. Смирнов, в частности, утверждал: "Россия продолжает укреплять свои позиции в мировом спортивном движении", "фундамент российского спорта становится все более прочным и основательным", "с конца 1999 года комитет полностью финансово независим, от государства мы не получили ни копейки", "наш бюджет открыт и прозрачен".
В завершение своей речи - самой продолжительной на этом собрании - уважаемый Виталий Георгиевич подтвердил, что принял решение уйти с поста президента ОКР. Причем он решил не "рассказывать сказки": "Решение это созрело не после избрания вице-президентом МОК, а еще на Олимпийских играх в Сиднее". Именно в этот момент с трибуны упал и разбился стакан, к которому Смирнов периодическим прикладывался. "Это к счастью", - заметил пока президент.
8 апреля о невозможности изменения своего решения Смирнов поставил в известность президента Путина. Наверняка именно тогда появилась "всех устраивающая" кандидатура - первого вице-президента ОКР Леонида Тягачева (официально, как выяснилось, его заявили 5 июля). Спецкору "Известий" вообще показалось, что на собрании если не всё, то многое, было решено заранее. Напоследок Смирнов вспомнил свиту, которая, как известно, делает президента. Особенно тепло он поблагодарил за помощь помощников - Владимира Васина, Геннадия Алешина, Александра Козловского, Владимира Логинова, Владимира Родиченко, Анатолия Харчука, Анатолия Колесова, Леонида Мирошниченко. И в самом конце выступления Смирнов попросил подержать на выборах президента ОКР Леонида Тягачева: "Я больше не вижу человека с такой спортивной биографией, который мог возглавлять олимпийское движение России". И посоветовал преемнику защищать независимость ОКР и федераций, сотрудничать с МОК, российскими регионами и Госкомспортом. А также добиваться исполнения действующего "Закона о спорте", который предполагает "прямое государственное финансирование ОКР".
И уже после этого прочитал стихи своего любимого поэта Федора Ивановича Тютчева: "Когда дряхлеющие силы нам начинают изменять..." Дальше лирика закончилась, началась работа. Отчеты комиссий ОКР не показались нам особо интересными. Хотя председатель Госкомспорта Павел Рожков и выразил было неудовольствие отчетом ревизионной комиссии, но его осадил Смирнов: "В отличие от Павла Алексеевича, нам, к счастью, не приходится общаться с Ревизионной палатой. Давайте еще раз проголосуем специально для Рожкова..." Прения, к великому сожалению, оказались только псалмами Смирнову. Даже президент федерации гимнастики России и главный тренер сборной России по спортивной гимнастике Леонид Аркаев заявил, что в период правления Смирнова, совпавшего с развалом СССР и всей экономики, все спортивные базы и человеческие ресурсы "удалось сохранить". Ради красного словца, как говорится... Хотя Аркаев как никто другой знает, в каком состоянии сейчас находятся у нас базы, сколько российских спортсменов выступает за сборные других стран и сколько российских тренеров возглавляет их.
Аркаев первым предложил выбрать Смирнова пожизненным почетным президентом ОКР - и его в итоге единогласно поддержали. "Это смый счастливый день в моей жизни", - наверняка соврал почетный президент Смирнов.
Выборы нового президента ОКР получились на удивление скучными. Двое предполагаемых противников Тягачева - министр спорта Чувашии Вячеслав Краснов и заместитель председателя Госкомспорта Виктор Хоточкин, - наверное, не без давления товарищей, попросили самоотвод - и получили его. Попросив выбрать себя вице-президентами. В зале кто-то даже закричал "Ура-а-а!!!" - и замахал бумажными мандатами. В итоге воздержался поддержать кандидатуру Тягачева только один делегат из 339. Все остальные присутсвующие (у нас есть все основания полагать, что голосовали не все зарегистрированные) проголосовали "за".
Без скандалов также обошлись выборы руководящих органов ОКР - первых вице-президентов (ими стали Васин, Алешин и президент федерации баскетбола России Кузин) и просто вице-президентов (Александр Козловский, Владимир Логинов, Михаил Мамиашвили, Владимир Пантелеев, Михаил Тихомиров, Анатолий Харчук, Владимир Родиченко, Вячеслав Колосков и Хоточкин).
А вот когда выбирали членов исполка ОКР - а это еще 54 авторитетных российских спортивных деятеля России - спецкору "Известий" удалось подслушать слова уже избранного нового президета Тягачева, обращенного уже к избранному первому вице-президенту Алешину: "Я тут Сашу Горшкова прибавил, я ему обещал..." Закрытым олимпийское собрание ОКР бывший президент Смирнов объявил в 15.13.