Татьяна ЛЕБЕДЕВА: Все хорошо, что хорошо кончается
''Два года назад на чемпионате мира в Будапеште Татьяна Лебедева установила уникальное достижение: она впервые в истории победила в двух видах - тройном прыжке и прыжке в длину. На сей раз титул чемпионки в ее коронной дисциплине - тройном - стал для спортсменки большим подарком. Она совершила прыжок на 14,95 в первой же попытке. К сожалению, улучшить результат прыгунья из Волгограда не смогла. Как, впрочем, и ее соперницы. Добавив к завоеванному ею капиталу 40 тысяч долларов, положенных за победу на чемпионате мира, Татьяна Лебедева ответила на вопросы корреспондента "Газеты" Татьяны Милевской
- Какой тактики вы планировали придерживаться?
- Думала, что начну не спеша. Буду постепенно наращивать результат. Первую попытку сделала спокойно. Прыжок получился довольно далеким, но все же... Думала, что сейчас начну прыгать дальше, но зажалась, заволновалась.
- Почему?
- Знаете, здесь очень сильное напряжение, сравнимое разве что с олимпийским. Приехали большие группы поддержки - из Стерлитамака, где я родилась, из Волгограда, а также семья моего брата, мой первый тренер. Я что-то подобное предполагала - даже не стала маму брать, она у меня в Москве никогда не была, и я боялась, что она заблудится, а я буду волноваться. И все же нервное возбуждение не покидало меня. Думала, как бы не ударить в грязь лицом. И это желание сыграло свою злую шутку.
- И все же к последней попытке вы готовились очень сосредоточенно. Хотели сделать мировой рекорд?
- Были такие мысли. Выходила в сектор с полной уверенностью, что сегодня я точно за 15 метров прыгну. В конце даже справилась с волнением, но вот дорожка...
- Вы же готовились на ней несколько дней?
- Считаю, что мы как хозяева чемпионата должны быть в привилегированном положении. Соревнования в помещении имеют свою специфику - к помосту надо привыкать. У нашей команды на это было всего несколько дней. Очень мало!
Мне как прыгунье было чрезвычайно трудно адаптироваться к помосту. Дорожка резонирует, и чуть не попадешь ей в такт - она тебя выбивает. Иногда бывает так: толкнешься и летишь - кайфуешь, а здесь наоборот. Надо собраться, угадать с приземлением и дальше толкаться. Ноги выбивает. Хотя дорожка сама по себе хорошая и никаких претензий нет.
Особенно если учесть, что я выиграла. Все хорошо, что хорошо кончается.
- Это золото - своего рода компенсация за летний чемпионат мира, с которого вы снялись из-за травмы?
- Безусловно. Я попала в опалу в тот самый момент, как отказалась выйти в хельсинском финале. Ну что я могла сделать с больной ногой?! Но тренеры мне ставили в упрек то, что через две недели я уже прыгала на коммерческой серии Золотая лига. За тот миллион, выигранный потом и кровью, мне пришлось многим расплачиваться. Тем не менее я знала, что я все равно лучшая и докажу это. Сделать это было непросто, потому что с годами надо беречь себя. Я планировала отдохнуть в этом сезоне, и если бы чемпионат мира не проводился в Москве, отказалась бы в нем участвовать.
- Почему вы отказались выступать в ряде стартов перед чемпионатом мира?
- Хотела съездить на несколько коммерческих соревнований - не ради денег, а чтобы почувствовать уверенность в своих силах. Последний мой сезон хоть и удачный, но не стабильный. Если честно, то я себя бодрила, но внутри меня снедал страх перед каждым выходом в сектор. Мне хотелось избавиться от этого чувства, но, с другой стороны, еще оставался большой риск травмироваться. Поэтому, посоветовавшись с главным тренером Валерием Куличенко, я сосредоточилась на выступлениях в России.
- Сейчас вы обрели уверенность?
- Понятно, что победа даст мне положительный импульс. Вместе с тем я очень много пропустила в начале года: почти два месяца ничего не делала - ждала, пока отпустят все болячки. Медленно, но верно набирала форму, не обращая внимания на неудачи на внутренних соревнованиях. Этот сезон я обозначила для себя как год побед малой кровью - потому что предстоят три насыщенных года, венчающихся Олимпийскими играми.
- Вы открыли счет российским золотым наградам на этом чемпионате, а ваша коллега Анна Пятых добавила к ним и серебро. Вы предполагали конкуренцию с ее стороны?
- Аня постепенно, но верно шла к этой награде. Два года назад в Будапеште она стала четвертой, в Хельсинки - третьей. При природных способностях у нее бойцовская психология - дерется до последнего, что и доказала своим последним прыжком, который обеспечил ей второе место. После соревнований я от души ее поздравила.