Ольга Давыдко: Японцы подарили мне жизнь, сделав операцию
Известная российская сумоистка впервые рассказала, как выкарабкалась с того света в стране Восходящего солнца, чтобы приносить новые медали сборной России.
Испытаний, которые выпали на долю лидера женской сборной России Ольги Давыдко, наверное, хватит на пятерых. Портрет этой героини спорта не влезает в простые рамки. Пятикратная чемпионка мира, выступающая в тяжелом весе, родилась в Крыму, выступала за сборную Украины, но выбрала российское гражданство, окончила четыре института, а чтобы родить двух сыновей – похудела почти на 100 кг.
На чемпионат мира-2019 в Японию Ольга поехала в составе сборной России за своим шестым золотом мирового первенства, но за день до начала турнира в Осаке едва не отправилась на тот свет. Только в третьей японской клинике, куда ее доставили в полуобморочном состоянии, спортсменке сделали операцию.
Через 15 дней восстановления в японской больнице, едва отправившись от операции, Ольга Давыдко улетела в Россию, где в течение трех месяцев еще трижды ложилась под нож хирургов.
На чемпионат России по сумо в подмосковный Чехов она прилетела в качестве зрителя, но с твердой уверенностью, что к следующему чемпионату мира-2020 в Польше она обязательно восстановится и завоюет для России еще одну золотую медаль.
Предлагаем вашему вниманию откровенное интервью с легендарной спортсменкой, которая достойна самой большой медали «За волю к победе», если бы таковая существовала в современном спорте.
– Ольга, как ваше ничего?
– Все в боевом режиме, все стандартно. Некоторые шероховатости возникли по состоянию здоровья, поэтому я вынуждена пропустить чемпионат России в Чехове. Если честно, я даже сама толком не знаю свой точный диагноз, потому что японцы писали одно, наши доктора – другое. Надеюсь, к ЧМ-2020 все будет хорошо, а если бог даст, я смогу выступить в апреле на чемпионате Европы в Баку.
– Ничего себе шероховатости. В Японии вы оказались на грани жизни и смерти.
– Скажем так, в Японии у меня произошло обострение внутренней болячки, о которой я не догадывалась. Какая-то спаечная грыжа. Там мне сделали экстренную операцию. Оперировал меня японец, между прочим, бывший дзюдоист. 15 дней я лежала в больнице в Японии, потом прилетела домой, и потребовались повторные операции. За четыре месяца – четыре раза меня «резали» под общим наркозом. Надеюсь, недавняя операция, которую мне сделали в России, была последней. Она была самая масштабная - чистили швы, рубцы, ставили «сетку» - броню на мышцы брюшной полости. О том, что придется ставить «сетку», мне, кстати, говорил японский хирург.
– Кто оплатил вашу операцию в Японии?
– Страховая компания. Но это мелочи, по сравнению с тем, что мне пришлось пережить. Конечно, когда я летела в Японию, то совершенно не думала, что могу оказаться в подобной ситуации, но за день до соревнований я почувствовала дикую боль. Как это могло случиться, если я проходила постоянно углубленное медицинское обследование? Японский хирург мне сказал, что такая проблема могла возникнуть даже от простого чиха. Никакие анализы и обследования не указывали на будущую проблему. Все возникло остро и резко. Были даже предпосылки, что я могу и не выжить.
– Вы серьезно?
– Да какие могут быть шутки. Температура у меня была 41. Я уже прощалась с миром. Две больницы отказались иметь со мной дело, наверное, испугавшись, что я могу умереть во время операции. Только в третьей больнице врач сказал: мы возьмемся оперировать, но гарантий никаких не даем. А я то теряла сознание, то приходила в себя, была в бреду, ничего толком не понимала. В общем, экстремальная ситуация. Но ничего, сейчас вот улыбаюсь. Значит, я еще нужна в этом мире. Впрочем, если бы со мной в Японии в тот момент не осталась, можно сказать, в качестве сиделки – заслуженный мастер спорта, чемпионка мира по сумо, известный тренер Нелли Ивановна Воробьева, то не знаю, разговаривала бы я сегодня с вами. Например, уже после операции, когда мне нужны были силы на восстановление, она варила мне куриный бульон буквально при помощи кипятильника, и каждый день с утра до вечера находилась в моей палате. Я до конца жизни буду ей благодарна за помощь.
– Почему уже через 15 дней после такой сложной операции вы улетели домой?
– Виза заканчивалась. Не хотела создавать никаких проблем. Только на восьмые сутки после операции я впервые встала с кровати. У меня было 24 шва на полживота, но я подписала все бумаги, чтобы только отпустили из клиники. Из-за тайфуна в Японии я добиралась до России около 15 часов, с пересадками в Китае, потом в Катаре. Было очень тяжело, но я поставила перед собой цель обязательно вернуться на дохе. Потому что я хочу приносить России новые медали.
– Разве подобное, в принципе, возможно, после таких страданий?
– Не сомневайтесь, чемпионат мира я выиграю. Только дайте пузо долечить. Я и главному тренеру сборной России Геннадию Ивановичу Калеткину так сказала. Да, я вынуждена сейчас пропустить отбор в национальную команду, который проходит на чемпионате России. Но если тренерский штаб сборной России позволит мне выступить на чемпионате мира, то я его выиграю. Для этого мне нужно еще полтора-два месяца, чтобы закончить все восстановительные процедуры.
– Но вы ведь понимаете, насколько велик риск для здоровья – выступать на соревнованиях после такой болезни?
– В 2016 году я уже боролась на чемпионате мира после удаления желчного пузыря. Это был последний ЧМ, где я могла завоевать лицензию на Всемирные игры 2017. И я понимала, что кровь из носа мне надо попасть на этот чемпионат мира, потому что следующие Всемирные игры будут только в 2021 году. Тогда я боролась с перебинтованным животом, взяв всю ответственность на себя.
– Ваша подруга по сборной России, 17-кратная чемпионка мира Анна Полякова в этом году решила закончить спортивную карьеру, а вы продолжаете стремиться к новым спортивным вершинам…
– Что тут можно сказать. Я слышала, что Аня собирается заканчивать. У людей со временем приоритеты меняются. Но вообще-то грустновато получатся, - без меня и Поляковой нашей команде сложно рассчитывать на золото на чемпионате Европы в тяжелом весе и абсолютной категории.
– Ну а если совсем по-честному, вы успеете вернуть боеспособность к апрельскому чемпионату мира в Польше?
– Геннадий Иванович Калеткин четко сказал: ты нужна сборной России на чемпионате мира. И это понимает не только он. За последние четыре месяца я потеряла 30 кг, но не думаю, что буду усиленно набирать вес перед важными стартами. Да, я четыре месяца не тренировалась, но за месяц-два тренировок, думаю, восстановлю спортивные кондиции. Сейчас мне пока нельзя никаких нагрузок, потому что в моем организме инородное тело. Но процесс восстановления, по словам врачей, идет все лучше. Надеюсь, что через месяц начну тренировки. Бог располагает, конечно, но на чемпионат мира лететь надо, чтобы родную Россию защищать.
– Про японцев вы ничего не забыли сказать?
– Конечно, я невероятно благодарна этой стране. Японцы подарили мне жизнь. Если бы не тот японский врач, который рискнул сделать мне операцию, я бы сейчас не думала ни о каких медалях. Огромное спасибо президенту Федерации сумо России (ФСР) Роману Илиеву за то, что он оказал весомую поддержку в трудный момент моей жизни.
ДОСЬЕ
Ольга Давыдко
Родилась 30 марта 1986 года в селе Межводное (Крымская область, СССР).
Выступает за сборную России. Пятикратная чемпионка мира и семикратная чемпионка Европы по сумо, чемпионка мира и Европы по борьбе на поясах, призер ЧМ по дзюдо и ЧМ по самбо. Первая в истории Украины чемпионка мира по сумо в тяжелом весе. Вице-президент Федерации сумо Республики Крым. Замужем. Воспитывает двоих сыновей.