Тренер «Маккаби» отлично знает Казахстан: выстроил работу в академии «Кайрата», ссорился с Вайссом, а еще привез в Алматы Гоу и Тимощука
«Шахтеру» осталось сделать один шаг к групповому этапу Лиги конференций – однако он не будет простым.
Противостоять горнякам будет «Маккаби» из Тель-Авива. Израильский клуб дважды встречался с командами из Казахстана: сперва он не пустил «Кайрат» в третий квалификационный раунд Лиги Европы-2016/17 (1:1 в Алматы, где по голу забили старые знакомые: Андрей Аршавин и Йосси Бенаюн, и 1:2 на выезде, где решающий мяч оказался в сетке алматинцев на 86 минуте).

А годом позже за желто-черных отомстила «Астана»: попав с израильтянами в одну группу второго клубного турнира Европы, команда Станимира Стоилова дважды победила (4:0, 1:0).
Сейчас у «Маккаби» есть еще одно пересечение с Казахстаном: и это его главный тренер, три года проработавший в «Кайрате» спортивным директором.
Патрик ван Леувен завязал с карьерой игрока в 27 лет и спустя некоторое время занялся административной работой. Сперва он отвечал за молодежь в «Фейеноорде», после чего в 2006-м отправился заниматься тем же в донецком «Шахтере», где в итоге стал руководителем клубной академии.

В 2013-м голландец отправился в алматинский клуб, начавший перерождение с приходом Кайрата Боранбаева. Информация о причинах переезда ван Леувена из Украины противоречива:
«Ему предложили должность спортивного директора в другом клубе. Патрик хочет попробовать себя в другом амплуа. Если человек хочет расти, то здесь сложно что-то противопоставить. Нам остается только уважать его решение. В конце этой недели он покидает клуб. Хочется пожелать ему успехов на новом месте и поблагодарить за проделанную работу в академии», – написал гендиректор клуба Сергей Палкин в фейсбуке.
Но есть и другая версия: руководству не понравились результаты.
«Ван Леувен возглавил академию в 2008 году (в системе «Шахтера» с 2006 г.), за этот период пробиться в первую команду сумел лишь один футболист (Ярослав Ракицкий). «Вотум недоверия» же голландскому боссу был выражен после того, как ряд воспитанников Академии этой зимой перебрались в киевское «Динамо» (в частности, речь идет о Денисе Арендоруке и Каталине Карпе).
В результате внутриклубной проверки деятельности академии, работе Патрика была дана неудовлетворительная оценка, и ему было рекомендовано подыскивать себе новое место работы», – писал тогда lb.ua.

Должность спортивного директора стала для ван Леувена новой.
«Кайрат» сейчас имеет цель выйти на высокие позиции. Для этого нам нужно будет создавать клуб европейского уровня. Это начало большого пути, я пообщался с руководством и понял, что здесь хотят построить такой клуб. Я уже знаю, что здесь строят три новые базы, и у руководства очень большие амбиции поднять уровень футбола не только в Алматы, но и всего Казахстана, чтобы страна могла достойно выступать на еврокубках. А с ростом уровня клубов придет и успех к национальной команде», – говорил он восемь лет назад.
Но кроме Академии, была работа и с основной командой. Селекция времен голландца вызывает у болельщиков «Кайрата» приятные воспоминания. При нем подписали крутых Гоу, Исаэля и Тимощука, хотя были и неудачи, как Сержиньо (50 на 50) или Моро (100%).
В это же время алматинцы обращали внимание на молодых казахстанцев по всей стране. В «Кайрат» перешли Виталий Ли, Бауыржан Байтана, Станислав Лунин, Сергей Ткачук, Исламбек Куат, Бауыржан Исламхан и многие другие.
«Мы всегда обращаем внимание на молодых футболистов. Это политика клуба – смотреть не только на настоящее, но и на будущее. Впереди у нас будут еще трансферы, нам нужно провести усиление состава основной команды, так как впереди – Лига Европы, где мы хотим показать уровень нашего клуба и казахстанского футбола в целом», – рассказывал ван Леувен.

За время работы голландца «Кайрат» превратился машину по завоеванию титулов на юношеском уровне. Алматинцы побеждали на детских и юношеских турнирах, были в лидерах на уровне дубля. Наибольшего успехи из игроков того резерва добился Айбол Абикен – он железный игрок основы и постоянный кандидат в сборную.
Но Патрик ван Леувен был не единственным голландцем, работавшим тогда в системе Кайрата. Руководил академией ветеран Эвертона и нескольких голландских клубов – Раймон Аттевельд. Сейчас он тоже работает в Маккаби, правда, из Нетании.
Но далеко не все было гладко во времена ван Леувена. Ходили слухи, что голландец открыто конфликтует с главным тренером Владимиром Вайссом. После серии поражений в 2014-м словак задел спортивного директора:
«Я что, тупой и не знаю, что нашей команде нужно хорошо укомплектоваться? Я за свои деньги должен игроков покупать? Я не владелец клуба и не могу покупать, кого хочу».

По словам Вайсса, тогда он пережил два самых сложных дня в карьере. Из-за результатов и подозрений из Кайрата тогда отчислили пятерых лидеров – Хомича, Смакова, Кислицына, Плиева и Бакаева.
Хотя в клубе все разговоры о плохих отношениях между тренером и руководителем спортивного департамента отрицали.
«Между главным тренером и спортивным директором нормальные рабочие отношения. По вопросу комплектации – все игроки подписываются только по рекомендации главного тренера. Конечно, не со всеми игроками удается договориться. Плюс многие не хотят ехать в Казахстан. Мы сами понимаем, что скамейка у нас короткая. Работаем над поиском усиления. Усиливать необходимо все линии», – говорил тогда директор клуба Малик Кушалиев.
В конце 2015-го Вайсса и весь тренерский штаб уволили, но вскоре команду покинул и ван Леувен. Он отметил, что работать в алматинском клубе дальше было невозможно:
«Мы разошлись с руководством во мнении по вопросам дальнейшего развития клубного футбола. Считаю, что за три года я сделал многое и надо было продолжать этот процесс. Однако это стало невозможным. Поэтому, как только закончился контракт, я спокойно ушел из клуба. Решил, что если есть разногласия, то надо приостановить сотрудничество и искать другие пути для своего развития», – отмечал позже функционер.

Ван Леувен быстро нашел новое место работы. Сначала голландец планировал основать собственную академию в Алматы, но затем получил предложение из Израиля. В Тель-Авиве Патрик несколько лет курировал работу с юношескими командами. Возможно, роль в переезде ван Леувена сыграл другой голландец – Йорди Кройф (сын Йохана), работавший в «Маккаби» спортивным директором, а затем и тренером.
После пяти лет в Академии ван Леувен готовил основной состав к сезону прошлым летом. Вскоре голландца официально назначили главным тренером. Под его руководством команда уже поиграла в групповом этапе Лиги Европы, но дальше 1/16 финала пройти не удалось – там израильский клуб встретился со старыми знакомыми ван Леувена из Донецка. «Шахтер» дважды обыграл «Маккаби».
Удастся ли такой фокус «Шахтеру» карагандинскому?
Фото: ФК «Тобол», ФК «Маккаби Т-А»
Карлики из Люксембурга? «Кайрат» в шаге от заветной группы еврокубков