8 мин.

🤯 Лицензирование в еврокубках — настоящая головная боль. В 2004-м из-за проблем с документами мы пропустили целый сезон, а сейчас не проходим финансовый фэйр-плей

Европейская бюрократия?

Лицензирование клубов для выступления в еврокубках —  это одна из проблем казахстанского футбола после перехода в УЕФА. Казалось, что в начале наши клубы полагались на авось, но после жестких санкций попытались адаптироваться к суровым правилам футбольной Европы.

Хотя проблемы появляются до сих пор, пример —  «Ордабасы» в 2018.

Что такое лицензирование клубов УЕФА?

С 2004 года УЕФА выдает клубам лицензии, которые позволяют участвовать в еврокубках. Существует целый ряд критериев, которым нужно соответствовать —  исключений из этих правил не бывает.

В 1999-м сами клубы (европейские, не казахстанские) попросили создать регламент, который помог бы бороться с актуальными для футбола проблемами: финансовая непрозрачность и нестабильность, плохое состояние стадионов, просроченные платежи и недостаточные вложения в развитие молодежи. 

Восемь национальных ассоциаций разработали пилотный проект, а уже в 2002-м Исполком УЕФА одобрил первую версию руководства по лицензированию клубов.

Сейчас регламент — это свод правил и минимальных требований к участникам еврокубков. В документе указаны 39 критериев в пяти областях: спортивной, инфраструктурной, кадрово-административной, юридической и финансовой.

У системы есть четкие цели:

• продвигать и повышать стандарты качества во всех отраслях европейского футбола;

• обеспечивать клубам надлежащий уровень управления и организации;

• повышать качество спортивной инфраструктуры клубов, чтобы обеспечить комфортные и безопасные условия игрокам, болельщикам и СМИ;

• защищать честность и стабильность еврокубковых турниров.

Все клубы обязаны иметь программу развития юношеского футбола и обеспечивать медицинское обслуживание игроков. Совсем недавно появились новые обязательные должности: координатор по связям с болельщиками и менеджер по доступности стадиона для людей с ограниченными возможностями. 

Первая проверка — провал. Клубы не справились даже с минимальными требованиями

Больше всех от новых правил пострадал новичок УЕФА — Казахстан. В первый же сезон все казахстанские клубы не прошли лицензирование. В 2004-м путевки были у«Тобола», «Кайрата» и «Иртыша». Причем проблемы были абсолютно по всем критериям.

Тогда руководитель проекта по лицензированию казахстанских клубов Павел Решетников сетовал:

«Два года назад УЕФА допустил наши команды к участию в Лиге чемпионов и Кубке УЕФА. Нашим командам пошли на встречу. В то же время комиссия УЕФА летала, например, в Павлодар и все детально изучила. Был составлен протокол, в котором подробно были указаны все недочеты. Этот протокол был подписан руководством «Иртыша», которое по сей день возглавляет клуб. То есть в Павлодаре хорошо знали обо всех требованиях УЕФА.

УЕФА и так нам в течение двух лет шел навстречу. Мы также пытались добиться снисхождения, играя на то, что сам футбольный союз прошел лицензирование, активно работает с УЕФА. Подчеркиваю, УЕФА — серьезная организация. Там подняли договоры с подписями руководителей клубов двухлетней давности и напомнили нам все. Хочется, чтобы отказ в участии в Еврокубках послужил бы наконец нашим клубам уроком, что нельзя работать так, как они работали пять-шесть назад…»

Сами руководители клубов не понимали, почему их не допустили и надеялись на то, что смогут договориться.

Ныне покойный директор «Тобола» Халимжан Ержанов пытался решить вопрос с европейцами:

«Я до сих пор не понимаю, что происходит. Из УЕФА пришла официальная бумага, в которой говорится, что наш клуб не соответствует финансово-структурным критериям. Что же это за определение такое и что оно означает – я не знаю. У меня есть кое-какие знакомства в УЕФА. Сегодня весь день буду звонить в Европу, консультироваться, упрашивать. Авось, они изменят свое решение».

А вот исполнительный директор «Иртыша» Аскар Кожабергенов предполагал в чем может быть проблема:

«Возможно, нас не допустили до матчей евротурниров из-за некоторых задолженностей по зарплате перед игроками. Но не так давно мы полностью рассчитались с футболистами. У меня теперь только одна надежда — в ФСК (футбольный союз Казахстана) сумеют каким-то образом договориться с представителями УЕФА о допуске казахстанских клубов».

2005-2011: клубы адаптируются к правилам УЕФА, хотя иногда сами отказываются от участия. В еврокубках играла даже девятая команда сезона

В сезоне 2005/06 казахстанские клубы снова не получили необходимые лицензии. Не все в порядке с документацией было у обладателя Кубка «Тараза» и вице-чемпиона «Иртыша». Заменить их было некем, поскольку ни один из других претендентов также не соответствовал даже минимальным требованиям.

Ситуация с «Тоболом» была посложнее. Зимой 2005-го руководители костанайцев узнали, что имеют массу несоответствий: по спортивным критериям — 2; по кадровым и административным критериям — 4; по правовым критериям — 2; по инфраструктурным и финансовым критериям — полное несоответствие.

«Тобол» мог исправиться до 28 февраля, но ничего не изменилось. Неоднократное общение по телефону заканчивалось только обещаниями выслать информацию в письменном виде. До истечения срока заявок на участие в Кубке Интертото костанайцы так ничего и не прислали.

Таким образом, Казахстан в еврокубках в сезоне 2005/06 представлял только алматинский «Кайрат». Об этом выступлении мы уже рассказывали.

В следующем сезоне ФСК объявил, что в связи с невыполнением финансовых критериев и различных задолженностей без лицензии остался футбольный клуб «Астана». Место столичного клуба занял карагандинский «Шахтер».

В сезоне 2007/08 наконец-то все казахстанские клубы прошли лицензирование. Радость казахстанских болельщиков длилась недолго, уже в следующем году вновь начались проблемы с регламентом.

В 2008-м у «Иртыша» были недочеты по кадровым и административным вопросам, поэтому место павлодарцев в еврокубках занял «Жетысу», завершивший чемпионат прошлого года лишь на пятом месте.

В сезоне 2009/10 лицензию в лигу Европы не получил столичный «Локомотив». Клуб считался правопреемником расформированной «Алма-Аты» (обладатель Кубка РК 2008), но сменил прописку, переехав из южной столицы в северную. УЕФА такого шага не оценил и забанил клуб. 

В том же году в Лигу Европы не пустили «Кайсар» и «Шахтер». Следующий претендент на еврокубки «Жетысу» сам отказался от участия — у семиреченцев просто не было бюджета на заграничные командировки.

В конце концов европейскую лицензию получил «Окжетпес», который соответствовал минимальным критериям. Кокшетауцы стали первым клубом в КПЛ, попавшим в еврокубки с девятого (!) места.

Следующие два сезона «Локомотив» также проваливал лицензирование, теперь уже по «правилу трех лет» УЕФА (клуб должен выступать в чемпионатах минимум 3 года подряд).

Финансовый фэйр-плей ударил даже по Казахстану. Долги — это проблема для «Ордабасы»

После 2012 ситуация с лицензированием устаканилась. У клубов реже возникали серьезные проблемы, пока в сезоне 2018/19 не отстранили «Ордабасы».

У шымкентцев возникла загвоздка с финансовым фэйр-плей. У «Ордабасы» были просроченные задолженности (что для этого клуба, по слухам, не редкость), поэтому департамент Федерации по лицензированию не допустил шымкентцев к еврокубкам. Клуб погасил долги только после закрытия всех дедлайнов.

Президент шымкентцев Бахтияр Байсеитов заявлял, что будет бороться до конца.

«Сейчас хотят, чтоб мы остались без игр в Лиге Европы, потому что мы на 1-1,5 дня задержали кредиторскую задолженность. Мы уже подали апелляцию Казахстанской федерации футбола.  Все будет нормально. Если местные власти не будут решать этот вопрос, то мы на этом не остановимся. Мы дойдем до нормальных организаций, чтобы нас не лишали лиги Европы.

«Ордабасы» заслужил играть в УЕФА. Мы заняли третье место с отрывом от павлодарского «Иртыша» на 9-10 очков. Мы не должны просто так сидеть и смотреть, как у нас забирают матчи лиги Европы. Мы не должны пойти на такой карательный шаг. Мы не убегали по полгода, по году. Всего лишь на 1 день просрочили выплаты. По гарантийному сроку мы должны были отдать 31 марта. Эта была суббота, выходной день. Отдали 2 апреля».

Шымкентский клуб подал апелляционную жалобу, но она была отклонена и команду исключили из еврокубков 2018/19. 

Два следующих сезона у шымкентцев вновь возникали проблемы с лицензированием, но в конце 2019-го чиновники из УЕФА подтвердили, что клуб из Шымкента выполнил все финансовые обязательства. Поэтому отстранение «Ордабасы» от клубных турниров УЕФА, о котором говорилось ранее, не вступило в силу. 

****

Лицензирование УЕФА помогает казахстанскому футболу приблизиться к хотя бы минимальным европейским стандартам, но не решает всех его проблем. 

Да, теперь у всех клубов появились молодежные команды, но у нас по-прежнему много вопросов по улучшению инфраструктуры, прозрачности финансирования и работы с детским футболом.

Есть ощущение, что даже сейчас некоторые европейские критерии выполняются нашими клубами только для галочки. Но это проблема не нашего футбола, а скорее нашего общества.

«Кайрат» был близок ко встрече с «Селтиком», но все испортила банда Владимира Вайсса – выбила алматинцев из ЛЧ на 15 лет

«Кайрат» и «Тобол» потеряли очки, но выдали яркую дуэль: Дугалич забил в свои, а Вагнер продолжает зажигать

Удар с лету в ворота «Астаны», гол в три паса от «Ордабасы», штрафной «Кайсара» с рикошетом от спины. Определяем лучший мяч 18-го тура

Фото:kff.kz; sportsffa.kz, prosports.kz, globallookpress.com/Michal Krumphanzl