Нилтон Мендес – самый яркий бразилец КПЛ: снимался в рекламе на ТВ, забил больше 100 голов и все посвятил сыну
В этом году футболисту исполнилось бы 45 лет.
Нилтон Мендес – знаковая фигура для казахстанского футбола. Один из самых результативных футболистов за всю историю Премьер Лиги – бразилец стал первым легионером, кому покорилась отметка в 100 забитых мячей. Вспоминаем карьеру талантливого игрока.
Нилтон начал играть в футбол на родине в клубах «Атлетико Минейро» и «Интернасьонале» из Лимейры.
Первой после Бразилии командой для игрока стала сочинская «Жемчужина». Под руководством Анатолия Байдачного в 1998 году клуб занял 12 место в чемпионате, нападающий провел 25 матчей и дважды забил. Спустя год тренер Анатолий Чернов позвал форварда в «Иртыш». В Павлодаре он сразу пришелся ко двору – выиграл чемпионский титул и стал лучшим бомбардиром страны, забив 21 гол. Во многом благодаря бразильцу «Иртыш» попал в полуфинал азиатской Лиги чемпионов. Позже появилась информация о привлечении игрока в сборную Казахстана. Однако дальше разговоров дело не дошло.
В начале прошлого века Казахстан еще не был так избалован вниманием легионеров. Поэтому экзотическая внешность и веселый характер Мендеса быстро помогли ему стать медийной личностью – игрок даже снимался в рекламных роликах:
Голкипер Юрий Новиков вспоминал об одноклубнике:
– Мэна, конечно, игрочище еще тот был. Мог прикрыть мяч, отдать в нужный момент. Причем, неожиданно. И красиво. Его вклад в наш успех в Азии огромен. Хороший был человек. Веселый. Шутить любил. Своим сумасшедшим акцентом мог так развеселить, что мы с ребятами закатывались от смеха. Интересно было с ним общаться.
Спустя пару лет форвард перешел в «Женис»: за время в столичном клубе Мендес дважды завоевал Кубок Казахстана. В 2005-м именно его гол в добавленное время помог завоевать клубу трофей – в финале был повержен «Кайрат».
Свой последний сезон бразилец проводил в Караганде – 18 сентября 2006 года на вечерней тренировке «Шахтера» Мендес почувствовал недомогание, пожаловался на боли в сердце. Врачи констатировали высокое давление у футболиста и вызвали скорую помощь, но по дороге в больницу бразилец скончался.
По словам врачей, к игроку они прибыли через девять минут после вызова. Реанимационные действия проводились 20 минут. Но принимаемые меры не вернули футболиста к жизни.
Мнение Юрия Новикова отличается от официальной версии врачей:
– Утром была тренировка для тех, кто не играл. Вечером была общая. После нее Мендесу и стало плохо. Скорая помощь ехала нереально долго. Минут сорок точно. Если не час. Слава Руснак побежал на перекресток. Смотрит – скорая стоит на светофоре. Ни мигалок, ничего нет. Даже не спешит, в общем. Он подбежал к ним и говорит: «Что же вы делаете?» Да и что толку – у них даже электрошока не оказалось. Могли ли Мэну спасти? Нам потом сказали, что у него тромб оторвался.
Президент «Шахтера» Григорий Лория:
– Перед началом вечерней тренировки мы все сидели в раздевалке. Нилтон уже переоделся и готов был выйти на поле, но пожаловался доктору, что у него болит голова. Померили давление – 170. Наш клубный врач сразу же дал ему таблетку и сказал, что тренироваться он не будет. Чуть позже Нилтон пожаловался, что у него болит сердце. Сразу же вызвали скорую помощь. Пока машина ехала, ему стало еще хуже. Он потерял сознание. Приехала машина скорой помощи, но до больницы его уже не довезли.
– Это была личность в футболе, человек с открытой душой – вспоминает о нем капитан «Шахтера» Олег Корниенко. Его в команде любили и уважали за прямой характер, честность и справедливость. Он был настоящим рыцарем на зеленом поле, примером для молодых футболистов в деле служения и преданности футболу.
В Сан-Паулу у футболиста осталась жена Эльза и сын Патрик. В одном из последних интервью Мендес рассказывал, что все свои голы он посвящает сыну:
– Вы хотите, чтобы Патрик пошел по вашим стопам и стал футболистом?
– Когда сыну было полтора года, я подарил ему первый в его жизни мяч. Я часто с ним играю в футбол, когда бываю рядом. Но специально настраивать сына на карьеру футболиста не буду. Считаю, что главное сейчас для моего ребенка получить образование. А если будет желание идти по стопам отца, пусть идет. Все свои победы и голы я посвящаю ему. Супруга и сын переживают за меня. И это дает мне силы, когда я на поле.
Первый казахстанский клуб бразильца «Иртыш» уже закрылся. Однако в музее спортивной славы Павлодара сохранился уникальный шарф с автографом игрока с чемпионского сезона-1999\00. Память о талантливом футболисте и его достижениях остаются навсегда в сердцах болельщиков казахстанского футбола.