Трибуна
5 мин.

Как клубы КПЛ доверяют воспитанникам: «Кайрат» лидирует, в основе «Астаны» 0 своих, таразцы играют только в «Таразе»

От редакции: Привет! Вы в блоге «Футбол в Казахстане», который посвящен КПЛ и сборной. Обязательно поддержите автора плюсами и подписками. Так контент казахстанского раздела Sports.ru станет еще разнообразнее!

Для написания этого поста я вдохновился текстом Павла Тихонова про воспитанников РПЛ. Как и он, при выборе понятия «воспитанник» я выбирал из трех вариантов. Это:

1. Первая школа футболиста. Здесь я столкнулся с нехваткой информации по первым школам игроков, поэтому отказался от этого варианта.

2. Критерий КФФ: доморощенным считается тот игрок, который находился в системе клуба не менее трех спортивных сезонов в возрасте с 12 до 21 года. Здесь возникли те же сложности, что и у Тихонова: некоторые игроки считались воспитанниками сразу нескольких клубов (например, Артур Шушеначев считался одновременно воспитанником «Кайрата» и «Тараза»).

3. Критерий УЕФА: доморощенным считается футболист, который провел в системе клуба не менее трех лет в возрасте от 15 до 21 года. Решил, что будет справедливо ориентироваться на этот вариант. Как писал Тихонов в своем посте: «Если клуб три года вкладывался в футболиста на решающем этапе карьеры, то игрока вполне можно признать воспитанником этого клуба».

Из-за критерия УЕФА некоторые игроки не были приписаны ни к одной академии. Для этого были две главные причины: 1) скудность информации о молодежных командах (Азат Нургалиев и Владимир Плотников); 2) проведение менее трех лет в академии (Темирлан Ерланов). Особняком здесь стоит ситуация с Александром Марочкиным, который до 22 лет играл только в любительских командах и впервые стал профессиональным игроком после просмотра в «Иле-Саулете».

Для того, чтобы отфильтровать запасных, в зачет пошли только игроки, которые провели больше 300 минут на поле в сезоне-2020. Новый сезон только начался, поэтому его в статистику не берем.

Итак, приступим!

Для начала посчитали, сколько собственных воспитанников в основе каждого клуба КПЛ.

• Причина лидерства «Кайрата» – ориентация на капитализацию собственных игроков и сильная академия.

• Большое количество воспитанников в «Таразе» и «Кызыл-Жаре» связано с малым бюджетом этих клубов по сравнению с другими командами КПЛ.

• Из досадного – у двух клубов Премьер-лиги по одному воспитаннику («Тобол» и «Жетысу»). Главное разочарование от «Астаны»: у самого богатого клуба Казахстана в основном составе не было ни одного собственного воспитанника. На днях астанчане подписали Исламбека Куата, поэтому в этом сезоне ситуация может стать чуть лучше. Хотя у многих Куат ассоциируется с «Кайратом».

А теперь давайте посмотрим, воспитанников каких клубов в КПЛ было больше всего.

• Как и ожидалось лидирует «Кайрат» с 13 воспитанниками.

• Дальше расположился «Шахтер» с 8 воспитанниками. Здесь сказывается хорошая молодежная академия, оставшаяся в наследство с советских времен.

• Затем расположились два клуба с юга Казахстана – «Ордабасы» и «Тараз». Интересно, что воспитанники таразцев играли заметную роль только в собственном клубе.

Программа «Оле Бразил» не увенчалось успехом. Только три игрока, прошедшие эту программу играли важную роль в клубах КПЛ. Это – Рафкат Аслан («Каспий»), Берик Шаихов («Кызыл-Жар») и Мирас Тулиев («Окжетпес»).

Провал программы «Оле Бразил» (около $5 млн): дети жаловались на еду в чужой стране и не понимали тренеров, до сборной дошли только двое

Давайте теперь пройдемся по воспитанникам лидирующих академий КПЛ:

«Кайрат»

7 из 13 воспитанников играли заметную роль в самом клубе. Это Айбол Абикен, Артур Шушеначев, Данил Устименко, Данияр Усенов, Нуралы Алип, Сергей Кейлер и Султанбек Астанов.

Два воспитанника «Кайрата» занимали важную роль в «Каспие» – Руслан Сахалбаев и Арман Нусип.

По одному воспитаннику алматинцев выступали в «Астане» (Абзал Бейсебеков), «Жетысу» (Ескендир Кыбырай), «Кызыл-Жаре» (Алибек Касым) и «Шахтере» (Павел Кривенцев).

Самое большое количество времени в КПЛ из воспитанников клуба провел Абзал Бейсебеков («Астана», 1233 минуты). Самым молодым воспитанником, который провел в прошлом сезоне больше 300 минут стал Данияр Усенов («Кайрат», 18.02.2001 г. р.; провел 384 минуты).

«Шахтер»

3 из 8 воспитанников играли заметную роль в самом клубе. Это Айдос Таттыбаев, Геворг Наджарян и Егор Цуприков.

Два воспитанника «Шахтера» играли важную роль в «Тоболе» – Игорь Шацкий и Роман Муртазаев.

По одному воспитаннику «Шахтера» выступали за «Жетысу» (Аслан Дарабаев), «Кайсар» (Александр Заруцкий), и «Ордабасы» (Токтар Жангылышбай).

Самое большое количество времени в КПЛ из воспитанников клуба провел Александр Заруцкий («Кайсар», 1530 минуты). Самым молодым воспитанником, которому доверили больше 300 минут стал Геворг Наджарян («Шахтер», 06.01.1998 г. р.; провел 611 минут).

«Ордабасы»

По два воспитанника клуба играли заметную роль в Шымкенте и в «Кайрате». Это: Аслудин Хаджиев, Бекхан Шайзада (оба – «Ордабасы»), Гафуржан Суюмбаев и Еркебулан Тунгышбаев (оба – «Кайрат»).

По одному воспитаннику «Ордабасы» играли в «Окжетпесе» (Санат Жумаханов) и «Тоболе» (Александр Мокин).

Самое большое количество времени в КПЛ из воспитанников клуба провел Гафуржан Суюмбаев («Кайрат», 1338 минут). Самым молодым воспитанником клуба, проведшим больше 300 минут стал Аслудин Хаджиев («Ордабасы», 24.10.2000 г. р.; провел 481 минуту).

«Тараз»

Все 6 воспитанников играли заметную роль в самом клубе. Это Абзал Таубай, Бекзат Шадманов, Берик Айтбаев, Джурахон Бабаев, Максат Амирханов и Мухамеджан Сейсен.

Самое большое количество времени в КПЛ из воспитанников клуба провел Максат Амирханов (1555 минут). Самым молодым воспитанником, которому доверили больше 300 минут стал Мухамеджан Сейсен (14.02.1999 г. р.; провел 900 минут).

***

Что думаете? Удивило ли что-нибудь? Пишите в комментариях!

Выбираем самый футбольный город Казахстана. Уже полуфинал: Актобе против Тараза, Алматы – Караганда

Старт КПЛ – катастрофа, но сейчас важно, какие выводы мы сделаем: колонка Айдына Кожахмета

Фото: sports.kz