9 мин.

«В Канаде больше свободы, чем у нас, нет осуждения и общественного давления». Интервью казахстанского дотера, который уехал за океан

Отвечает на вопросы Жангельды Пралина.

Блог D2N рассказывает о казахстанских киберспортсменах, которые начинали свою карьеру в компьютерных клубах и превратили хобби в профессию. Новый герой – человек, который сыграл только 1 турнир в Казахстане и в 22 года строит свою карьеру игрока и тренера даже не в СНГ и не в Европе, а в Северной Америке – Ильяс Steel-_-Borco Каукенов. Сейчас он играющий тренер в команде Byzantine Raiders, ныне выступающей во втором дивизионе Dota Pro Circuit в Северной Америке.

Ильяс так же, как и Даниял xsVamp1re Алибаев, начал свою профессиональную карьеру на турнире Almeo Esports Cup в 2017-м. Тогда он сыграл за известную в СНГ киберспортивную организацию Team Spirit и одержал победу, где команда заработала 7,5 млн тенге. Затем в силу некоторых обстоятельств он уехал в Канаду. А детали расскажет он сам. В этом интервью Ильяс расскажет:

  • о причинах выезда в такую далекую страну

  • о том самом единственном турнире в Алматы

  • о тоске по Казахстану

  • о реакции его родных и близких на переезд

  • об отношении родителей к киберспорту

  • о киберспорте Казахстана

  • о тренерстве в регионе Северной Америки и участии на турнирах серии Dota Pro Circuit

  • о шансах СНГ-команд на победу на The International 

– Скучаешь по Родине?

– Да, конечно. В первую очередь по бабушке, затем по дядям и тетям, двоюродным братьям и сестрам, многие из них уже женаты и замужем. У некоторых уже есть дети, которых я не видел. Соскучился по нашей культуре и быту, по родному языку.

– Что сопутствовало переезду в Канаду?

– У меня есть родная старшая сестра, она больше десяти лет живет в Канаде. Закончив школу и колледж в Штатах, я поступил сюда в университет.

– Осуждали ли тебя за такой далекий переезд?

– Нет, никто не осуждал. Несмотря на дальнее расстояние, я сам сделал свой выбор.

– Ты прожил в Казахстане долгое время, а сейчас оказался по сути в другом мире. . Как изменилась твоя жизнь?

– Весьма тяжело ответить на этот вопрос, потому что я вырос больше за границей, чем в Казахстане, и последние 8 лет живу за границей. Жизнь изменилась очень сильно, я стал более открыт ко всему и начал видеть мир с разными точками соприкосновения и с разных ракурсов. Стал более толерантным и сдержанным во многих моментах и аспектах в жизни. С каждым годом начал больше и больше изучать нашу культуру, а именно историю Казахстана: как казахи появились на свет, голодомор в 1931-1933 годах и наши кланы (ру) и поколения дедов. Стал более открытым к другим культурам и их разными пониманиями в чем-либо.

– Что делал во время пандемии? 

– Честно говоря, я любитель дома посидеть. Учеба в режиме онлайн для меня только делает жизнь более комфортной. Конечно, пандемия и первое закрытие города были чем-то жестким. Я решил не лететь домой, потому что наша семья была в Канаде и не было нужды лететь в Казахстан и тратить лишние деньги. Я чувствую себя дома в Канаде, а Казахстан – это моя Родина.

– Чего канадского не хватает Казахстану? И наоборот.

– Я сам из столицы Казахстана и первое, что мне бросилось в глаза и за что мне очень обидно – там просто все очень ограничено для людей в колясках и инвалидам, которым тяжело перемещаться из точки А в точку Б. Это очень больно видеть, нет какого-либо отношения или заботы о людях с отклонениями в разной степени. Взять в пример публичный транспорт, автобус. В Нур-Султане он будет всегда забитым до посинения и там всегда не хватать. Инвалид сам садится в автобус – для Казахстана это что-то сверхъестественное. В Северной Америке человек в коляске может сам заехать на своей коляске на автобус. Автобус спускается чуть ниже и открывается дверь для проезда коляски, дальше используется ремень безопасности и специальный ремень для того, чтобы поддерживать коляску. Я бы это хотел видеть в будущем в Казахстане: нужно упростить жизнь для инвалидов и тех, кто нуждается в помощи, и не делать вид, что таких людей у нас в стране нет. 

А в плане сравнений – здесь больше свободы. Живя в Канаде, человек может чувствовать себя в безопасности, нет осуждения людей, общественного давления. По крайней мере, здешней свободы в странах СНГ не чувствуется.

–  В Канаде знают о Казахстане? Твои знакомые интересуются историей нашей страны? 

– Конечно, я же здесь со школьных времен. Были моменты неких издевок, когда говорили про Бората, Чингиз-хана. С окончанием «стан» иногда шутили. Встречал людей, которые удивлялись уникальности нашего народа. Встречался с умными людьми, которые читали Слова Абая. Я очень удивился, когда встретил такого американца. Для азиатов – мы не считаемся азиатами, для европейцев – мы не считаемся европейцами. Многим Казахстан интересен по-своему, кому-то интересна культура и земля. Кому-то Головкин, кому-то фильм Борат, а кому-то слова Абая.

– Прожив достаточное время в разных странах, какую кухню все же предпочтешь?

– Мне по душе мамина еда и наша казахская кухня.

– Ты единственный игрок, сменивший даже не город и не страну, а целый материк для игры в Доту. 

– Сменил не для игры в Доту, просто так совпало. Я прилетел сюда учиться и дальше продолжать здесь жить. Так совпало, что я дотер, и много времени уделяю игре. Если менять регион только для игры, я бы жил либо в западной части Европы или Восточной части Америки или Канады из-за пинга. Из Ванкувера пинг до серверов в Западной Америке у меня выходит в лучших ситуациях 60, в худших 80, на европейские севера –  150-170.

– Как родители отнеслись к твоему хобби в начале твоего киберспортивного пути?

– Как все другие родители – негативно. Но когда начал побеждать на турнирах 1 на 1 на LAN-турнирах и онлайн-турнирах, начали поддерживать.

– По доступной информации, ты сыграл только 1 турнир в Казахстане. Правда ли это и почему так мало?

– Нет, я играл много турниров в Казахстане, просто в то время они не были такими масштабными. Я бы с радостью сыграл бы больше турниров дома, но просто нахожусь в другой части мира и играть с пингом 180 очень тяжело. А просыпаться в 4-5 утра по местному времени еще тяжелее.

– О турнире в Казахстане: ты сыграл единственный крупный турнир в Алматы под названием Almeo Esports Cup за известную в СНГ команду Team Spirit. Расскажи об этом поподробнее.

– Мне повезло, что меня пригласил Артем Fng Баршак сыграть заменой. Я очень много читал и до сих пор читаю новости о Доте и активно слежу за твиттером. Я прочел, что Александр DkPhobos Кучеря, тогдашний оффлейнер команды, к сожалению, может не прилететь в Казахстан на турнир из-за проблем со здоровьем. А у них в составе был Мальте Biver Винтер, который говорил только на английском. Сейчас я вхожу в топ-200 игроков в Америке по рейтингу и болтаю на свободном английском языке и на тот момент я мог им помочь. Они ждали 3 дня и дали ответ.

– Каково играть с Артёмом Fng Баршаком и Богданом Iceberg Василенко?

– Артем очень начитанный человек, всегда может поддержать разговор и очень приятен.

Богдан мне показался очень чиловым, спокойным, и он остался душой компании.

Игорь iLTW Филатов мне показался будущей звездой Доты. Я увидел в нем много потенциала и не ошибся.

Мальте просто добренький и позитивный парень из Дании. До сих пор поддерживаем связь с ним.

– Тренерство в США – с чего все началось и почему пришла именно эта идея?

– Я просто помогал командам и игрокам, кому нужна была эта помощь: чем-то подсказывал и рассказывал нюансы. Мне нравилось всегда быть частью команды, и я любил приносить пользу. Таким образом, захотел попробовать что-то новое.

– Играешь ли ты турниры серии Dota Pro Circuit в Америке?

– Меня приглашали многие команды и составы разных игроков с высоким рейтингом в свои ряды. Многим я отказал и потом согласился играть с Закари Zfreek Фридманом и Джароном Monkeys-forever Клинтоном и двумя новичками. К сожалению, мы тогда проиграли первые две квалификации, и они решили уйти к своим старым друзьям. Меня не позвали с собой в команду, потому что один из игроков того состава Ной boris Минхас хотел играть со своим другом Emperyan. А я для них был просто хорошим знакомым. Сейчас эта команда simply TOOBASED занимает первое место в нижнем дивизионе Северной Америки. 

Позже меня звали поиграть в команде высшего дивизиона A-Team вместо Джимми DeMoN Хо, которого дисквалифицировали из-за скандала. Но я дал ответ ребятам очень поздно, и они взяли другого игрока. Сейчас просто заменил одного китайско-американского игрока Lightshader в составе Byzantine Raiders для того, чтобы помочь им хотя бы зайти шестерку лучших в нижнем дивизионе. Посмотрим, как пойдет.

– Что скажешь о нашем киберспорте? И отдельно что скажешь про нашу Доту?

– Киберспорт в Казахстане растет. Выдают уже разряды и КМСы по играм. Это прикольно и мне приятно осознавать, что мы уже выходим на мировой уровень.

Про Доту мне тяжело сказать. Я мало знаком с СНГ-игроками, меня знают только те, кого знаю я. А с молодежью не пересекался.

– Как думаешь, есть ли у какой-либо команды из СНГ шансы выиграть The International в ближайшее время?

– Возможно, посмотрим, тяжело сказать. Я верю, что это могут сделать Virtus.pro, но им предстоит сражаться с сильными командами из Китая, Азии и Европы. 

– Трое лучших игроков мира для тебя?

- Клемент Puppey Иванов, Йохан N0tail Сундштайн и Куро KuroKy Тахасоми.

– Какой совет ты можешь дать будущим киберспортсменам нашей страны?

- Просто продолжайте так же расти. Никого не слушайте, неважно, кто что будет говорить. Старайтесь воспринимать критику правильно, не надо быть злым и говорить гадости людям. Судьба может сделать так, что вы завтра будете играть с этим человеком в одной команде. 

Просто идите вперед, и у вас все получится!