«Ребята, вы меня на просмотр зовете?» Стойлов в Sports True: об обиде на «Астану», кризисе в клубе и уходе из сборной
Бывший тренер «Астаны» и сборной Казахстана Станимир Стойлов дал интервью ютуб-каналу Sports True, в котором рассказал:
• о трансферах «Астаны»
• о сокращении бюджета в казахстанском футболе
• об отсутствии инфраструктуры в «Астане»
• об уходе из сборной Казахстана
• о приглашении «Астаны» на короткий срок
О переходе Сотириу в «Лудогорец»
Сотириу – отличный игрок, который может поднять уровень «Астаны». Это был один из отличных трансферов «Астаны». «Лудогорец» не будет просто разбрасываться деньгами. Для них это тоже хорошее приобретение.
До нашего прихода «Астана» тяжело продавала за рубеж. К нам напрямую пришло предложение из Ла Лиги на Твумаси и Максимовича. Также хороший трансфер совершили на Кабанангу. Такая стратегия должна быть у каждого клуба – перепродавать игроков через несколько лет.
О сокращении бюджетов в футболе
С одной стороны – это хорошо, деньги будут направлены на массовый спорт. С другой – без профессионального спорта, не только футбол, не можешь развивать спорт. Если даже на массовый спорт выделять, то нужны спортсмены, которые будут образцами, на которых дети будут равняться. Если бы не было Головкина и еще других хороших спортсменов, было бы меньше последователей.
Когда играла «Астана» при -30 в 10 вечера, на стадионе были 30 тысяч болельщиков. Это не просто так. В футбол нужно вкладывать деньги, но надо, чтобы им управляли умные люди и добивались результатов. Если не добиваешься, надо менять руководителей и тренеров.
А в массовом спорте нужна икона, к которой ты хочешь стремиться. За последние 6 лет в Казахстане стали появляться имена, о которых раньше никто не знал. А они сделали хорошие карьеры в Европе, теперь молодежь хочет следовать за ними – Зайнутдинов, Шомко, Нусербаев, Логвиненко, Эрич и т.д.
Если сейчас упадет уровень футбола, поднять его будет тяжело. Надо найти правильное решение развивать и массовый спорт, и профессиональный футбол. Казахстан – небедная страна.
Раз они продали Сотириу, значит хотят сделать что-то лучше. А как ты сделаешь, если ты продаешь своих лучших игроков? Хорошие игроки стоят денег. Случайно можно найти дешевых игроков, которые принесут большие результаты.
Не знаю, зачем так делает «Астана». С их коэффициентами УЕФА они вскоре могут играть напрямую в группе Лиги чемпионов или Лиги Европы. С таким подходом могут испортить рейтинг и команду. Я смотрю сейчас игроки уходят из команды просто так. Говорят: «Эти футболисты играют много лет, их надо отпускать и поменять команду». Тогда почему Рамос или Месси играют в своих командах по 15 лет? Просто надо найти для футболистов другие мотивации, улучшения, доставить еще больше удовольствий от футбола, поднять для них планку. Нельзя говорить, что в 28-30 лет – уже все. Это самый репродуктивный возраст. Распускать команду легко, а собрать тяжело. Не думаю, что «Астану» и в целом футбол в Казахстане ждет что-то хорошее, кроме «Кайрата».
Об отсутствии инфраструктуры в «Астане»
Нам показали 3-4 разных проекта базы. Сказали, что построят рядом с «Астана Ареной», потом перенесли рядом с аэропортом. Это был серьезный разговор с руководством клуба. Будь я акимом Астаны, я бы сразу построил базу. Это футбольный клуб «Астана», о котором узнала вся Европа. Мы гуляли по Лиссабону, люди сразу узнавали нас. Футбол – это большая реклама. Никто не сможет оплатить за ту рекламу, что дает футбол.
Я смотрел игры дубля «Астаны». Там играли футболисты, которым 22-23 года. Я говорил с президентом и сказал, что нужно найти 16-17-летних игроков, которые через пару лет будут бороться за место в основе. Так и сделали – мы забирали игроков 2000-х годов рождения: Прокопенко, Сагнаев, Кусяпов и других. Им было по 16 лет. Затем мы искали по всему Казахстану – забрали Перцуха, Зайнутдинова, хотели забрать Сейдахмета, но он выбрал «Уфу».
О посещении болельщиков матчей «Астаны»
В первый год моей работы на стадион приходили всего 400-500 болельщиков. На матчах «Левски», «Ботева» была сумасшедшая атмосфера. Но через год на «Астана Арену» начали ходить минимум 2000 человек. Самый большой шаг, что сделал клуб – привлечение болельщиков. На еврокубковые матчи всегда приходило 30 тысяч болельщиков, и не только «Астаны». Там были все – и «Кайрата», и «Актобе», и «Иртыша». Это была наша самая большая победа. Это бесценно.
О возможном возвращении в «Астану»
Был такой разговор в сентябре. После вылета из еврокубков меня пригласили в клуб на 3-4 месяца. Мне было смешно, сказал: «Ребята, вы меня на просмотр зовете?». Это было обидно. Я люблю этот клуб, страну. Казахстан – моя вторая родина, но такого отношения я не ожидал. Сейчас не понимаю, зачем эти люди находятся в клубе. Не надо убивать «Астану», лучше сразу уйти. Видно, что клуб уже не будет таким мощным, как раньше. Просто убирают игроков…Я знаю, что будет. Придут другие, но у них не будет уровня, что был у предыдущих.
Об уходе из сборной Казахстана
Я не разрывал контракт, он действовал еще на один год. Руководство попросило уйти, я сразу согласился, никакие деньги я не требовал. Компенсация была нулевая. Потому что Казахстан дал мне очень многое в футболе. Еще до прихода в сборную я говорил, что попробую сделать такую команду, которая будет хорошо играть и в обороне, и в атаке. Мы стремились играть первым номером, а Казахстан всегда играл вторым. Мы поменяли стиль игры, начали привлекать молодежь. Я говорил, что эту команду нужно готовить на следующий цикл Лиги наций. Если научишь ее играть первым номером без страха, то можно выигрывать любую команду на длинную дистанцию. Да, для этого нужно время. А если всегда будешь играть вторым номером, можешь выиграть одну игру – шанс, стандарт, гол и радуемся.
Я сам хотел выиграть Лигу наций. Думаю, мы провели хорошие игры. Футбол, который мы показали, – самый лучший за последние годы в сборной. Да, результат не тот, что я хотел. Я сразу сказал, что нужно готовить команду на следующую Лигу наций, может и без меня. А что, после нас кто-то выиграл ее? Заняли еще хуже место.
О контракте в сборной
Боранбаев после первой Лиги наций попросил уменьшить мой контракт в сборной. Я не согласился. У меня есть двухлетний контракт, если руководство все устраивает, значит все нормально. А если нет, то я сразу уйду без каких-либо претензий.
Если говорить о больших контрактах, то сразу вспоминают мой. А сколько клуб заработал, никто не знает. Да, хорошо платили, все было отлично. Но мы отработали свои контракты. Клуб намного больше заработал.