«За хоккейными центрами будущее»
Что такое хоккейный центр? Чем он отличается от обычной спортивной школы? Какие дает результаты? Ответы на эти вопросы в интервью RussianHockeyStyle.Ru дал спортивный директор Центра хоккейного мастерства Игоря Захаркина Александр Раздольский.
– До недавнего времени хоккейные центры были направлены на индивидуальную подготовку игроков различного возраста и уровня. Сейчас они расширяют свои возможности, мы начинаем создавать детские хоккейные команды. Конечно, на платной основе – никуда от этого не денешься, это бизнес-проекты. Но учитывая те возможности, которые есть у центров – техническое оснащение и качество тренерского состава – это дает хорошие результаты. Там работают специалисты с более современными взглядами на подготовку, они используют новейшее оборудование, тренажеры, программы по анализу, диагностике. Создание подобных центров как альтернатива бюджетным школам – ДЮСШ и СДЮСШОР. Возможно, за ними даже будущее.
Хоккейных центров в России не так уже много. Если говорить о тех, которые оснащены тренажерами, диагностическим оборудованием, с нормальной тренировочной площадью. Это ЦХР «Арена Мастер – Южно-Сахалинск» в Южно-Сахалинске, ЦХМ Игоря Захаркина в Новосибирске, «Гладиатор» Игоря Солянкина в Санкт-Петербурге, «AthleticRepublic» в Екатеринбурге, центр женской команды СКИФ в Нижнем Новгороде, «BeLikePro» в Москве и недавно открылся «Центр хоккейного мастерства» рядом с дворцом ЦСКА. А со своим льдом таких центров всего три – в Питере, Новосибирске и Южно-Сахалинске. По сравнению с размерами России, такое количество – просто ничто. В одной только Москве их необходимо построить с десяток.
В Южно-Сахалинске был развит дворовый хоккей, люди не представляли, что такое профессиональный уровень игры и подготовки хоккеистов. Бизнесмены построили каток рядом с торговым центром. Они решили, что площадь должна работать, и появилась идея создать центр. Сейчас он очень хорошо оснащен, там бросковый тренажер из США, словацкая конькобежная дорожка, синтетический лед, диагностическое оборудование. Такой «начинкой» не каждый клуб КХЛ может похвастать. И в этот центр ходит обычная детвора. Представляете, на Сахалине сейчас около 60 любительских команд, они тоже ходят туда тренироваться. Это центр популяризации хоккея на Сахалине. Конечно, вначале к этой идее отнеслись скептически. Но когда первые дети через месяц стали давать результаты, народ просто повалил. Неслучайно сахалинские мальчишки 2008-09 г.р. на турнире в Сочи обыграли команду московского «Динамо» 2008 г.р.Сейчас эти инвесторы откроют еще один центр во Владивостоке, на «Фетисов арене». К тому же, до 2018 года в Южно-Сахалинске построят еще пять-семь ледовых арен.
Новосибирский центр – уникальная вещь. Там планируется строительство еще одного ледового комплекса со зрительскими местами, площадки с футбольной и баскетбольной разметкой, полосы препятствий, гостиница. Мы будем создавать хоккейный клуб «Сибирские волки», планируем, что будет вертикаль детская команда – ЮХЛ – МХЛ-Б. Мы дадим возможность жить здесь, тренироваться, играть, получать образование. В России такого еще нет. Надеемся, что станем первыми, кто сможет это реализовать.
То, что центр носит имя Игоря Захаркина, – это не просто для красивого баннера. Это реальное сотрудничество.Я знаю Игоря Владимировича лично. Его вообще интересует положение дел в детском хоккее, он собирается писать книгу о подготовке юных хоккеистов. Когда мы говорили о данном центре, он предложил помогать методически, работать с тренерами, проводить семинары. Мы постоянно списываемся, я ему рассказываю, что происходит в школе. Думаю, этим летом Захаркин сможет к нам выбраться.
В российских школах есть определенные проблемы – нехватка тренеров, недостаточная их подготовка и избыток детей в командах. То есть на льду занимаются сразу 40 и более детей. Допустим в команде «Сибири» 2008 г.р. – 80 человек! А у каждого ребенка свой физиологический возраст, если он в шесть лет что-то не может делать – не факт, что у него не получится дальше. Но тренеры вынуждены таких ребят отсеивать и выбирать самых крупных и сильных. Поэтому большое количество детворы остается за бортом. Мы берем любых детей. Вот в феврале к нам пришел мальчик 2006 г.р., он не то, что не умел кататься – даже бегать по земле, был слаб физически, плохо координирован. Ребенок приходил к нам три раза в неделю, у него были дорожка, упражнения на руки, я с ним занимался координацией, растяжкой, балансом. В итоге сбросил 11 килограмм. 30 мая парень впервые вышел на лед, а тренеры оценили, что он год катается. В свою очередь, государственные школы ребят отсеивают, отсеивают, отсеивают… Самородков достаточно, но с ними надо работать. Однако у тренеров нет возможности, нет времени, они находятся под постоянным давлением из-за результата. Мы предлагаем тренерам команд работать вместе, разработать совместные программы подготовки их командам. Но как тренеры, так и родители боятся – их пугают вплоть до увольнения или отчисления из школы, если дети будут ходить тренироваться куда-то на сторону.
По советским методикам хоккеисты развивались как игроки – могли играть в футбол, баскетбол, теннис, пинг-понг. А сейчас дети даже не знают, как работать с футбольными и баскетбольными мячами. Их рано кладут под штанги, заставляют работать с весами. Я общаюсь с американским тренером, он считает себя учеником Анатолия Тарасова, специально к нему приезжал в Москву. Он говорил, что когда вернулся в США с сертификатом, что учился у Тарасова, то сразу нашел работу. И в Америке нет такого, чтобы дети штангу толкали. Придите в любую школу и посмотрите зал – любой фитнес-клуб позавидует. Зачем детям «железо»? Есть куча упражнений по работе с собственным весом, медболами и эспандерами, резиновыми амортизаторами, боксами, которые позволяют быть сильнее, более координированными, гибкими, ловкими. А сейчас мальчишек можно уже заявлять на «Мистер Олимпия», они все качкообразные. На прошедшем недавно предрафтовом комбайне российский игрок вошел в пятерку лучших по жиму штанги. В других тестах, более важных и нужных, наших нет и в десятке. Мы проигрываем финнам на юниорском и молодежном уровне – и, прежде всего, в катании и скорости. Так что все взаимосвязано.
В школах максимум из оборудования – секундомер и свисток. Ребенок пробежал 36 метров: за 6 секунд – молодец, за 6,4 – плохо. Тренер видит только голые цифры. А диагностическое оборудование позволяет разделить эту дистанцию на отрезки, и мы можем сказать, какая реакция, какая стартовая скорость, какая скорость по дистанции, какая выносливость и в итоге – где у хоккеиста проблемы. Федерация могла хотя бы создать выездные бригады – данные собрали, тренерам на бумагах распечатали результаты, объяснили, что делать сними и что эти данные означают.
Но ФХР в этом не заинтересована, ее волнует только лимит на легионеров. Кроме того, в нашем центре производят хоккейные тренажеры – бросковые, конькобежные дорожки. Мы поставили их в Астану и в Омск, интерес проявляют японцы, латыши, украинцы, белорусы. Наши дорожки не уступают по качеству словацким, а американские даже превосходят. И отечественные гораздо дешевле, они сделаны из российских комплектующих. Дети реально прибавляют на этих дорожках, но у нас идет популяризация штанги и тяжелых весов. Я отправлял информацию о нашем оборудовании в федерацию, но никакой поддержки не нашел. Даже вот на конференцию во время чемпионата мира в Москве, пригласили словаков с их тренажерами.
Сейчас все говорят – давайте ориентироваться на шведов, финнов, американцев, канадцев… Но в России много своих качественных специалистов, которые работают и дают результат. Главное – помочь, создать условия, оснастить оборудованием. Почему ФХР не занимается обучением специалистов по физподготовке? Почему в шведских, американских школах есть тренеры по катанию, а у нас – нет? Федерации ничего не мешает сделать подобные хоккейные центры в регионах. Они спокойно окупаются, потому что люди готовы платить деньги за качественные услуги.
Мы стараемся по мере своих возможностей, но всю страну все равно не охватим. Когда-нибудь в федерацию придут новые люди с более современным взглядом на развитие хоккея и подготовку игроков, у которых будет желание все наладить и развить. Дай-то бог.