13 мин.

Акульи Истории: «Мы взяли мусорный бак и понесли его, будто Кубок Стэнли»

«Сан-Хосе Шаркс» прибыли в аэропорт Окленда, чтобы отправиться в свою первую выездную серию по Восточному побережью. Однако на борт самолета они так и не попали.

Это было 22 октября 1991 года. Их чартерный рейс до Хартфорда должен был вылететь в 9 утра, но возникли технические неполадки.

Существует легенда, что пилот был недостаточно опытен для той модели самолета, и когда он тренировался на площадке, колесо взорвалось.

Сначала рейс отложили на час. Затем два. Потом три. Шесть часов. Команде приходилось торчать в холле. Нападающий Крэйг Кокс быстро проиграл 15-дневный заработок в карты.

Задержка продолжалась. Спустя 8 часов «Шаркс» наконец попали в самолет, но появилась другая проблема – работники аэропорта не знали, как вытолкнуть его на взлетную полосу. Денниса Холла, первого комментатора-аналитика команды, все это достало, и он якобы сошел с борта, чтобы высказать работникам все, что о них думает.

Наконец в 8 вечера, после 11 часов ожидания «Шаркс» отбыли.

Они приземлились в Хартфорде только в 5 утра. Но когда они достали свой багаж и оборудование, появилась еще одна огромная проблема.

«Кто-то забыл сообщить автобусной компании, что мы опоздаем», - сказал Дэн Русановский, единственный радиодиктор «Шаркс» с 1991 года. – «Они решили, что мы просто не появимся».

Они добрались до отеля недалеко от арены «Хартфорда» без четверти шесть, а игра была назначена в тот же вечер. И уж точно такие события не были рецептом успеха. Они проиграли ту встречу 3:0, а по ходу выездной серии из семи встреч проиграли все с общим счетом 38:11.

«Шаркс» были командой «высшей лиги». «Сан-Хосе» проиграли 129 из 164 игр в двух первых сезонах, но никто не смог бы сделать это с тем весельем, как эти парни. Состав был собран из хоккеистов, начинавших новую жизнь, и тех, кто никогда не выступали на первых ролях ранее.

«Мы были островом неудачников», - рассказал один из первых игроков клуба Пол Фентон (ныне помощник ген.менеджера «Нэшвилла»).

Те милые неудачники завоевали сердце залива Сан-Франциско, проложив путь для растяп под предводительством Брента Бернса и Джо Торнтона, которые привели «Шаркс» к их первому финалу.

Прошло 25 лет и, оставив далеко позади «Cow Palace», они достигли финала Кубка Стэнли.

Когда поначалу что-то шло не так, тогда капитан, а теперь ГМ Даг Уилсон шутил «это 12 глава» или «это 14 глава» книги веселых глупостей «Шаркс». Она не была написана.

Но теперь мы делимся с вами 5 Акульями Историями, которые помогут показать скромное начало истории этой команды:

ЧАСТЬ 1: «Cow Palace»

Когда НХЛ дали Джорджу Ганду разрешение на расширение в 1990, «Шаркс» негде было играть. «Сан-Хосе Арена», ныне известная как «SAP Center», была открыта только через два года.

Так что «Шаркс» расположились в «Cow Palace», здании на 11 089 мест на юге Сан-Франциско, что еще за 25 лет до этого была признана недостойной НХЛ.

Сейчас позволить команде даже временно выступать на такой арене НХЛ никогда не позволит. Кстати, образование команды за счет развала другой франшизы тоже не пройдет.

Изначально арена была названа «California State Livestock Pavilion», и однажды была местом подготовки американских солдат, отправлявшихся на военные действия в Атлантическом океане во время Второй Мировой Войны. Но свою известность получила, как место, где проводится родео, сельскохозяйственные ярмарки и цирковые выступление – в общем, найти ее можно по исходящему амбре.

«Ты входишь, и каждый раз чувствуешь запах коровьего навоза, потому проверяешь свои ботинки, хотя итак знаешь, что на них ничего нет», - сказал Фентон. – «Но это была временная арена».

Помимо запаха, там еще и крыша протекала. Это была одна из последних арен в истории НХЛ, что не смогла вместить в себя стандартную площадку. А еще там был сумасшедший водитель Замбони, который думал, что приемлемо оставлять крепления ворот, торчащими изо льда, пока он чистит его.

alt

«Он сказал, что это помогает ему выстраивать уровень льда или что-то такое», - вспоминает Русановский. – «Все было нормально до январской игры против «Монреаля», когда он переехал через одно из креплений, и появилась огромная трещина. Ее пришлось устранять на протяжении 55-ти минут».

Чтобы как-то развлечь толпу, одна пара решила жениться на льду. Фанаты кричали «Не делай этого!» или «Ты пожалеешь!», в то время как эти двое говорили «Да».

А еще были ступеньки. Покинув лед, «Шаркс» приходилось тащиться по ступенькам еще два лестничных пролета в коньках. Чтобы добраться до раздевалки, им нужно было пройти 60 метров. На старом «Чикаго Стадиум» игрокам тоже приходилось подниматься по лестнице, но «Cow Palace» и рядом не стоял.

Каким-то образом каждую игру «Шаркс» распродавали билеты.

«Не думаю, что наше оборудование было хотя бы на уровне юниоров», - сказал Келли Кисио. – «К счастью, мы пробыли там только пару лет».

Иногда соперники не выдерживали там и пары дней. «Cow Palace» располагался в совсем не привлекательной части Дэйли Сити. Это было место, где ты не хотел бы оказаться поздно ночью.

«Как-то мы играли против ‘’Баффало’’, и у всей команды пропали кошельки, часы и одежда», - рассказал Роб Зеттлер. – «Их ограбили в середине игры. У вас не получилось бы это сделать. Но безопасность была не лучшая». 

ЧАСТЬ 2: «Missing Link»

У «Шаркс» в составе был один из величайших тафгаев в истории - Линк Гетц – он был самым популярным игроком в начале истории команды.

«Мы только сходим со льда, а его уже окружают по 25 ребят», - сказал Фентон.

Гетцу тогда было 23, но, по словам одноклубников, он был больше похож на подростка. «Миннесота Норт Старз» задрафтовала его во втором раунде (общий 40-ой пик) в 1988 году для защиты Майка Модано. Гетц был 191-сантиметровой, 109-килограммовой горой, которая одержала победу на Бобом Пропертом и никого не боялась.

«Самое сумасшедшее это то, что Линк Гетц вообще-то мог играть. У него был сильнейший бросок в команде и хорошее катание», - сказал Зеттлер. – «У него просто не получалось действовать сообща».

 Гетц был очень интересным человеком. Кисио называл его «невероятной личностью».

«На первый год после рождественского перерыва он появился с порезами и синяками по всему лицу. Выглядело так, будто он с войны вернулся. Но мы не играли 5 дней», - вспоминает Кисио. – «Он сказал, что упал с мотоцикла. Мы такие: ‘’А, ладно’’. Через пару недель мы прилетели в Ванкувер, и полицейские машины окружили наш самолет».

Кто-то из игроков пошутил: «Линк, за тобой приехали», и все засмеялись.

alt

Но все было как в фильмах. Дверь открылась, и канадский офицер зашел на борт и по громкой связи объявил:

«Линк Гетц! Оставайтесь в самолете, пожалуйста».

«Он разыскивался за драку в баре на Рождество, повредил кучу имущества», - сказал Кисио. – «Мы просто пожали плечами. Линк был Линком. Он был интересным парнем».

Еще Гетцу нравилось общаться с детьми.

«Наверно, из-за того, что в душе он сам был ребенком», - сказал Фентон. – «Я как-то привел своего старшего сына на стадион (Пи Джей был задрафтован «Шаркс» в 2005). Линк сидел с ним на полу и играл маленькими клюшками перед тренировкой. Я ему говорю: ‘’Переодевайся, уже пора’’, но он не слушал. Я снова и снова ему говорил. Мой сын был тогда еще в детском саду, но выглядело так, будто я обоим говорю. Думаю, он так нравился детям, потому что в душе был ребенком».

В том сезоне Гетц заработал 326 штрафных минут в 48 играх. А еще набрал 12 очков (6+6). К сожалению, после ужасной аварии 2 апреля 1992 года Гетц не смог вернуться в НХЛ. Он чуть не умер. Одним из первых людей, навестивших Линка, был его сосед и капитан – Уилсон.

Сейчас Гетцу 47 лет, и он пропал с радаров после ухудшения алкогольной зависимости. Одноклубники понятия не имеют, где он, не получив за последние 10 лет от него ни весточки. Последняя новость появились в 2007, когда он играл в Ветеранской лиге Квебека.

Одноклубники никогда не знали, куда он может зайти. Тренера просили голкиперов позволять ему забивать на тренировках, чтобы его не расстроить. Как-то раз вратарь Джон Блю отбил шайбу перед собой и взял ее быстрее, чем Гетц добрался до нее.

«Линк вызвал его на бой», - рассказал Зеттлер. – «Блю принял вызов, скинул перчатки и шлем. Гетц сделал то же самое. Они встали в боевые стойки, и мы все думали, что это будет честный бой. А потом Линк сбросил блин Блю и начал бить его. У Джона вместо лица было кровавое месиво».

Гипер Линк

ЧАСТЬ 3: Мусорный Кубок

В первые два сезона игры «Шаркс» были на дне. Они поставили антирекорды НХЛ в сезоне 1992-93, выиграв 11 игр и проиграв 71.

С начала первого сезона они получили 1-14-0, включая 13-матчевую проигрышную серию.

«Каждая игра была приключением», - сказал Фентон. – «Самое смешное, что у нас никогда не было ощущения, что мы не выиграем. Мы не были сломлены, просто так получалось и все. Мы были молодой командой».  

Второй сезон получился особенно болезненным. В какой-то момент «Сан-Хосе» имели показатели 1-30-1, которые стали частью трех серий проигрышей, каждая не меньше 13 игр.  

«Если ты не смеешься, ты плачешь», - сказал Зеттлер.

Одно из поражений в Калгари особо выделилось. Перед игрой 10 февраля 1993 года они проиграли подряд 15 игр, и Джордж Кингстон (главный тренер) произнес перед игрой длинную речь. Игроки тупо оглядывали раздевалку.

«Шаркс» забили первыми, Кингстон подумал, что его мотивационная речь помогла.

А затем «Калгари» забили 13 безответных шайб, последняя шелохнула сетку ворот «акул», когда Нил Уилкинстон (игрок «Шаркс») попытался пнуть шайбу после потери клюшки. Он наступил на нее, и та полетела прямо в угол ворот, став вишенкой на огненном торте.

Игру начал Артур Ибре. После четырех пропущенных шайб Кингстон попросил ассистента уведомить Джеффа Хэкетта, что тот выйдет на второй период.

Хэкетт пропустил пять голов, вернувшийся Ибре – еще четыре. Финальный результат – 13:1. Нападающий «Калгари» Тео Флери установил рекорд НХЛ, закончив игру с показателем +9; голкипер Джефф Риз установил до сих пор не побитый рекорд – 3 голевые передачи.

«Я впервые в жизни услышал от тренера, что голкипер опасен и в нападении, и в защите. Так Дэйв Кинг сказал о Ризе в тот вечер», - вспоминает Русановский.

После проигрыша 6:0 в Эдмонтоне двумя днями позже, «Шаркс» каким-то образом собрались в Виннипеге. Уилсон (капитан) получил травму колена, та игра, кстати, стала для него последней в НХЛ, и его отсутствие казалось зловещим. Но «Сан-Хосе» выиграли 3:2.  

alt

17-матчевая серия проигрышей закончилась. Был установлен новый рекорд НХЛ.

«Мы взяли мусорный бак, который стоял около раздевалки, подняли его над головами и несли, как Кубок Стэнли, и все выли», - вспоминает Кисио. – «Мы были, как ‘’Несносные Медведи’’*».

* - В фильме «Несносные Медведи» главный герой тренирует постоянно проигрывающую детскую бейсбольную команду «Медведи». 

Часть 4: Долгий Путь Домой

«Шаркс» получили почти хороший конец своего первого сезона в лиге, когда игроки НХЛ решили устроить первую в 75-летней истории лиги забастовку. Голосование о недовольстве системой кубковых бонусов и условий для свободных агентов дало удивительные показатели – 560-4. 

17-55-5 – тогдашние показатели «Сан-Хосе»; в регулярном чемпионате оставалось всего три игры. Они заботились о кубковых бонусах меньше всего.

После 10-ого дня забастовки, когда Ассоциация игроков сделала свое «последнее заявление», многие игроки «Шаркс» разъехались домой, подумав, что последние три игры просто отменят.

«Было не похоже, что все закончится», - сказал Фентон. – «Мы бастовали, чтобы показать свою позицию. Наши семьи были дома, так что мы решили поехать на машинах через всю страну».

Фентон и Майк Салливан (нынешний главный тренер «Питтсбурга») оба родом из Массачусетса, так что они взяли свои машины и отправились в трехдневное путешествие до дома. 

«Майк и я согласовывали наши остановки через радио», - сказал Фентон. – «До сих пор помню, как видел в зеркале заднего вида Майка, который вез свою лодку на буксире через всю страну. Думаю, в первую ночь мы остановились уже где-то на среднем западе».

Салливан и Фентон не общались с другими игроками во время поездки, потому они и не подозревали, что пока они приближались к дому, забастовка подходила к концу.

«Я приехал где-то в семь часов утра, дети как раз выходили в школу», - сказал Фентон. – «Я зашел, поцеловал жену, и она сказала: ‘’Хорошо, это здорово, что ты дома, но твой самолет до Эдмонтона отправляется через два часа’’. Забастовка закончилась».

Одноклубники помнят Салливана, как «серьезного» парня, который обращал внимание на любую мелочь. Салливан начал свою карьеру в «Сан-Хосе» и сыграл за эту команду 171 игру, далее отправившись в «Калгари», «Бостон» и «Феникс».

«Он производил такое впечатление, что его слова всегда были весомы», - рассказал Зеттлер. – «Но вообще он был веселым парнем. Мы много с ним смеялись. И еще он катался быстрее всех в команде. Это показывает и его тренерский подход».

Не сложно представить, что Салливан мог и не закрепиться в НХЛ, если бы не «Шаркс» в 1991. Он не высоко оценивался в Бостонском Университете, «Рейнджерс» выбрали его в четвертом раунде. Сезон 1990/91 он играл за Сан-Диего Галлс (IHL), а во время первых 10 игр «Шаркс» в НХЛ Майк был в «Канзас Сити» (IHL).

Провел бы Салливан 709 игр в НХЛ, если бы не драфт расширения? Возможно. Стал бы он главным тренером в 2003 без игровой карьеры в НХЛ? Возможно, нет.

«Кажется, вечность назад я сам играл за ‘’Шаркс ’’», - сказал Салливан недавно. – «Даг Уилсон был нашим капитаном. Уверен, он чувствует то же самое. Я очень рад, что у меня есть возможность бороться за Кубок Стэнли в финале. Иронично ли, что эта серия против ‘’Сан-Хосе’’? Возможно, но я не придирчив. Мне все равно против кого играть».

Часть 5: Наследие

Покинув «Блэкхокс» в 1991 году, у Дага Уилсона был выбор. Он выиграл «Норрис Трофи» с «Чикаго» в 1982 году, но его время с «индейцами» заканчивалось. У него было два варианта: обмен в «Питтсбург» или отправка в неизвестный «Сан-Хосе».

«Он никогда не расскажет эту историю, но он хотел попасть в ‘’Сан-Хосе’’, потому что хотел построить что-то», - сказал один из инсайдеров «Шаркс».

Сейчас уже 58-летний Уилсон помогал строить из «острова неудачников» элиту хоккея. Удивительное количество игроков самого первого состава «Шаркс» до сих пор участвуют в игре.

Салливан борется против «Сан-Хосе» в финале Кубка Стэнли. Уилсон, который был первым капитаном «Шаркс» и принимал участие в Матче Всех Звезд, - работает с одной командой, как генеральный менеджер, на протяжении уже 13-ти лет (3-ий показатель). Фентон – в должности ассистента ГМ «Нэшвилла» провел уже 10 сезон (больше, чем кто-либо) и назначил на должность главного тренера «Эдмиралс» Дина Эвасона.

 

alt

Кисио работает в клубе Западной Хоккейной Лиги в «Калгари Хитмэн». Брайан Лоутон – комментатор на «NHL Network», но пробовал себя также в ролях агента и ГМ. Ременда – радиокомментатор «Ойлерз». Уэйд Флаэрти работает тренером вратарей в «Виннипеге». А Зеттлер закончил этот сезон, тренируя  «Сиракьюз» (фарм-клуб «Тампы»).

«Все мы уже далеки от игры в Сан-Хосе, но, я думаю, все мы питаем слабость к этому клубу», - сказал Зеттлер. – «Быть одним из первых игроков ‘’Шаркс’’ - это честь и привилегия. Это то, что ты никогда не забудешь. Я думаю, что все первые ‘’акулы’’ следят и безмолвно поддерживают ‘’Сан-Хосе’’».

 Источник: TSN