Дмитрий Чернышенко: «Меня перестали «пинать» тем, что я нехоккейный человек»
Бывший глава Оргкомитета Сочи-2014 Дмитрий Чернышенко был назначен на пост президента КХЛ в ноябре 2014 года, тут же начав реформы в управлении лигой, а уже через месяц возглавил «Газпром-медиа холдинг». В интервью «БИЗНЕС Online» Чернышенко подвёл итоги своего первого полноценного сезона в КХЛ, рассказал о «госзаказе» сборной, а также поделился планами по развитию «Матч ТВ».
«СИЛЬНАЯ ЛИГА – СИЛЬНАЯ СБОРНАЯ» – ЭТО НЕ ШИРМА И НЕ МАНТРА»
Дмитрий Чернышенко Фото:
– Дмитрий Николаевич, прошёл ваш первый полноценный сезон во главе КХЛ. Успехов наверняка много, но что не получилось?
– С уверенностью могу сказать, что те принципы проектного управления, которые мы применяем в лиге, позволяют очень чётко планировать любую деятельность по всем направлениям. Та стратегия, которая изначально носила скорее антикризисный характер, была рассчитана на три года, крупные проекты были декомпозированы на конкретные цели, можно было чётко удостовериться, что они достигнуты. Каждая цель должна была быть подтверждена либо действием, либо документом, либо ещё чем-то. Все 80 процентов контрольных точек достигнуты.
У нас еженедельно проводятся управляющие комитеты, на которых профильные замы отчитываются по тем направлениям, которые они курируют. Из просроченных точек, не только по стратегии, можно назвать одну-две, но и те относятся к операционной деятельности. Нет такого, чтобы мы что-то планировали, но не выполнили, есть некоторые вещи, которые растягиваются в реализации.
Например, все часто задают вопрос, что же такое с хоккейной премьер-лигой, но здесь нужно понимать, как трактуются решения совета директоров. Иерархия такая – все рабочие вопросы прорабатываются правлением КХЛ, а потом выносятся на утверждение советом директоров. Совет согласился с необходимостью создания фарм-лиги. Создать ещё одну лигу не было самоцелью, потому что такой проект всегда требует определённых затрат, вопрос был абсолютно утилитарный – нужно обеспечить беспрепятственный переход игроков из лиги в лигу, увеличить скамейку запасных, а побочный эффект в том, что для игроков это было бы дополнительным стимулом. Это бы приводило к снижению средней заработной платы, поскольку над игроком всегда висит дамоклов меч – если ты недостаточно хорошо играешь, тебя отправляют в фарм-клуб, а оттуда поднимается тот, кто хорошо себя зарекомендовал. Очевидно, что возникает некий конфликт в низшей лиге, нарушается баланс сил в клубах, потому что в конце сезона могут вдруг сильного игрока забрать, а другой команде такого же сильного вернуть. Но это издержки фарм-структуры: если существующая лига не готова с ними мириться, то мы сделаем отдельную.
Я иллюстрирую сейчас то, что не выполнено. Вроде бы и есть разрешение совета директоров на создание фарм-лиги, даже название утверждено, но в какой момент мы его воплотим в жизнь, это вопрос операционный. Да, скорее всего, следующий сезон мы проведём вместе с ВХЛ. У нас нет задачи «похоронить» ВХЛ, там есть и независимые команды, не привязанные к клубам КХЛ, но никто не отменял нашу задачу – развитие коммерческой лиги. Нам нужна функция фарма, увеличивающая скамейку. Если этого не случится, в следующем сезоне нам уже не нужно будет заново просить разрешения, просто сделаем эту лигу.
– В вашей концепции был заглавный принцип «сильная лига – сильная сборная». Он жив?
– Он не меняется, и это не просто ширма декоративная или мантра, которую мы повторяем, а она меняет постепенно смысл. Для нас это всё подкрепляется практическими шагами. Мы подобную деятельность проводили во время олимпийского проекта, когда по каждому направлению, виду спорта, по каждой федерации и на каждом объекте создавались рабочие группы, которые решали, что можно сделать, чтобы наша сборная могла получить естественное преимущество домашнего поля: больше тренироваться, знать особенности трассы и другие технические вопросы. Здесь более узкая задача, потому что и спорт один, и площадки типовые, вариаций не так много. Тем не менее, задача тренерского штаба сборной – приучить клубы к обязательным для выполнения вещам. Иногда они могут входить в противоречия с сиюминутными интересами клуба, но когда все понимают, что принцип «сильная лига – сильная сборная» это не шутка, что действительно есть госзаказ, если хотите, на то, чтобы наша сборная получала медали, ситуация изменится.
Это неплохо даже для коммерческой лиги, главными критериями успеха которой являются зрелищность, аудитория, доходы. Мы нашли такой баланс, который при всём этом в приоритет ставит сборную. Именно поэтому и календари такие создаются, и окна, и задания тренерского штаба могут быть по наигрыванию троек и пятёрок, если такое решение будет принято. Россия хочет реабилитироваться и победить на Олимпийских играх 2018 года, поэтому подобные вопросы будут рассматриваться.
– Вас будто бы неправильно поняли, когда вы говорили, что лига будет давать задания клубам готовить целые звенья для сборной.
– Смотрите – если будет заказ тренерского штаба, такая теоретическая возможность есть.
– А как это реализуемо? Кто будет говорить условному Зинэтуле Билялетдинову, кого ставить в состав?
– Думаю, заказ всё равно будет идти от главного тренера сборной, у которого своё видение, какие ударные тройки он желает иметь у себя в команде. При понимании этих задач руководством клубов, они будут принимать к выполнению такое требование сборной. Конечно, формальных способов заставить это делать нет, в регламенте не прописано, что лига может диктовать командам, как им формировать тройки. Но лозунг «сильная лига – сильная сборная» приучает клубы, что на каком-то этапе при выборе решения приоритет будет отдаваться интересам национальной команды.
«ВСЕ ВОЗМОЖНЫЕ ГАЙКИ УЖЕ ЗАКРУТИЛИ»
Руководство КХЛ и ФХР Фото:
– «Бронза» на домашнем ЧМ не усилит давление на КХЛ? Из-за домашнего турнира пришлось чемпионат летом начинать, регулярку заканчивать в феврале.
– Я вообще не считаю, что «бронза» – это поражение. Уже много про это было сказано в прессе, ничего нового я не отвечу. Достаточно просто посмотреть статистику наших результатов в последние годы, это хороший результат по игре, я совершенно искренне поздравляю нашу команду с таким результатом. А как человек, который возглавляет ещё и медийный холдинг, я могу сказать, что во время трансляции матча Россия – Финляндия был установлен телевизионный рекорд. Совокупная доля смотрения этого матча составила 31,7 процента в целевой аудитории «Мужчины 25 - 59». Интерес к телетрансляциям матчей чемпионата мира по хоккею был чрезвычайно высоким. Только вдумайтесь – общая телевизионная аудитория игр чемпионата мира в этом году превысила в России 64 миллиона человек. Это огромная цифра, ярко отражающая интерес к хоккею в стране. Чемпионат мира – это важное соревнование, но всё же является одним из этапов подготовки к 2018 году. По-моему, всё идёт нормально.
– Но гайки не будут закручивать? Усилят лимит, попросят ещё пару недель пауз в чемпионате.
– На следующий сезон все гайки уже закручены в том объёме, в котором у нас просили. Что будет дальше, пока не знаю. Дополнительная сыгранность нужна, безусловно, но есть и другие способы для этого.
– В прошедшем сезоне у КХЛ снизилась посещаемость. С чем вы это связываете?
– Это чистая математика – московское «Динамо» и «Барыс» перешли с 7-тысячных дворцов на 12-тысячные. Поэтому увеличилась общая расчётная база, мы ведь берём среднее число. Получилось так, что где-то на 1,8 процента посещаемость упала.
– У нас расчёт был связан с количеством людей на количество матчей, вместимость арен была не важна.
– Иностранные клубы сказались – Минск «просел», «Динамо» рижское, «Сочи» тоже. Цифры регулярного чемпионата упали, но при этом в плей-офф ситуация обратная. Был установлен рекорд заполняемости арен – 95 процентов, в прошлом году было 93 с копейками. А совокупная посещаемость осталась в районе прошлого года – около шести миллионов, так что сильных изменений не произошло, но это падение у нас на карандаше.
– Всё же ЦСКА играл в финале Кубка Гагарина на 5,5-тысячной арене. Хотя КХЛ заявляла о желании захватить московский рынок.
– Это вообще больной вопрос. Домашняя арена ЦСКА совсем не соответствует уровню команды и уровню болельщиков. Там огромный потенциал, честно говоря, я не очень понимаю, почему этот вопрос до сих пор не решён. Очень много по нему говорится, есть уже минимум два проекта, которые мы видели. Может быть, через обсуждение таких тем мы подтолкнём руководство клубов к решениям. Беседуя и уговаривая руководство регионов: Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Новосибирска – мы общими усилиями приходим к тому, что новые арены начинают появляться.
– КХЛ в своё время запретила играть на стадионах вместимостью менее 5500 зрителей, и это решение было прорывом. Может быть, для плей-офф тоже такое правило установить, но подняв контрольные цифры? ЦСКА ведь мог переехать в ВТБ Ледовый дворец, например.
– Если бы мы раньше начали эти переговоры, может быть, это бы произошло. И я уверен, что арена была бы заполнена полностью. Конечно, есть фактор привыкания к своей площадке и тому подобное, но в следующем сезоне при повторении этой ситуации мы заранее проговорим такую возможность.
«КХЛ ВЫПЛАТИТ КЛУБАМ 204 МИЛЛИОНА РУБЛЕЙ»
– В декабре вы заявляли о планируемой прибыли в 204 миллиона рублей. Каковы итоговые цифры?
– Она даже больше, чем те, что были озвучены в официальной прессе. Самое главное для нас то, что мы в первом квартале этого года полностью восстановили уставной капитал лиги, который на предыдущих этапах начал использоваться для различных проектов. Также пополняется стабилизационный фонд, плюс ещё резерв на бюджет этого года, и есть операционная прибыль, которая выше тех двухсот миллионов. При этом нужно понимать, что мы почти удвоили выплаты клубам по телевизионным правам. Хочется и дальше наращивать суммы, но надо посмотреть, как получится реализовать эти коммерческие права.
– Сколько пойдёт на выплаты клубам в этом сезоне?
– 204 миллиона. Топовые клубы в итоге получат миллионов по 25.
Чернышенко на презентации «Матч ТВ» Фото:
– С продажей телеправ в России интересная ситуация – вы сами с собой должны вести переговоры, чтобы «Матч ТВ» купил права у КХЛ.
– Вот я сейчас сам у себя запросил баланс, мне очень интересно, как «Матч ТВ» закончил этот сезон с точки зрения расходов и доходов. Нужно оценить, есть ли переговорный потенциал между «Матчем» и КХЛ с позиции повышения цены на телеправа. Посмотрим, всё должно быть справедливо, по рыночным условиям. Что касается каналов КХЛ ТВ и КХЛ ТВ HD, насколько я знаю, их абонентская база выросла, что соответствует нашей стратегии дистрибуции. Нам нужно добиться максимального охвата, а после укрепления позиции тематических каналов, когда большая аудитория привыкнет их смотреть, начнётся тюнинг, касающийся стоимости подписки и других сервисов. Например, оплаты просмотра только одного матча.
– Каков планируемый рост доходов от продажи телеправ, если Китай всё же не вступит в КХЛ в следующем году?
– Многие контракты достаточно длинные, поэтому каких-то особых скачков мы не ожидаем, есть просто органический рост, в его рамках увеличение и произойдёт.
«КОГДА ЗВЕЗДА ПОЧИВАЕТ НА ЛАВРАХ, ПРОИСХОДЯТ НЕОБРАТИМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ»
– Как глава «Газпром-медиа» вы удовлетворены тем, куда движется холдинг «Матч»?
– Более чем удовлетворён. Это прецедент, когда новый канал с абсолютно новым наполнением за полгода показывает такой рост. Понятно, что май был перенасыщен событиями, для «Матча» он стал успешным, но нужно учитывать, что канал молодой и должны ещё сформироваться привычки потребительские. Хотя «Матч» точно на верном пути, они угадали своего зрителя, который отвечает взаимностью. Для меня очень важно, что идёт прирост молодёжной части канала, она и коммерчески самая привлекательная. Это значит, что мы таким образом настроили баланс трансляций и программ о спорте, которые обрамляют матчи, что их интересно смотреть не только преданным фанатам в категории 55+, но и людям, у которых есть выбор, что посмотреть.
– Как вы относитесь к критике и скандалам вокруг канала, особенно связанных с комментаторами?
– Послушайте, я так рад, что страна наконец-то узнаёт фамилии комментаторов, раньше, к сожалению, такого не было. Нужно понимать, что футбольных комментаторов на канале около 30, хоккейных – человек 15. Это нормально, когда люди приходят и уходят. Я расстроен был, когда почему-то критиковали конкурс комментаторов, в котором «Матч ТВ» проводил отбор в регионах. Все говорят: «Вот, будет, например, комментатор с узнаваемым татарским акцентом». Так хорошо ведь, это персонификация, даже интереснее. Мне кажется, наша страна богата регионами, я и сам из регионов, так что оттуда мы будем черпать новых комментаторов и ведущих. Должна быть ротация и здоровая конкуренция, тогда мы будем получать гораздо более качественный продукт. Бывает, какая-нибудь одна звезда почивает на лаврах, и тогда происходят необратимые вещи. Но ты всегда должен стараться быть лучшим.
– К вопросу о регионах. На первой презентации «Матч ТВ» вы говорили о региональном вещании канала. Работа в этом направлении началась?
– Она не прекращалась. Мы работаем, недавно закончили технические испытания по сплайсингу – технической врезке. По сути дела речь идёт о формировании отдельного плэй-аута на регионы. Специфика хоккея такова, что матчи могут закончиться в разное время, перерывы в разное время. Поэтому, чтобы считать это единым эфирным событием и считать рейтинги, в регионе нужно показывать домашние матчи. Зрителю намного удобнее смотреть матч своей команды по федеральному каналу.
– Особенно там, где местные каналы трансляцию не ведут.
– Даже там, где показывают. Мы нормально относимся к тому, чтобы матчи шли параллельно, вы ведь наверняка замечали, что у нас до начала игры идёт разогрев, после матча идёт аналитика – многие вещи, которые региональный канал делать не должен. Специализация канала на спорт позволяет очень мощно анонсировать событие, затягивать туда глобальную аудиторию. Я вспоминаю по тому же Татарстану, что доля домашнего смотрения матчей «Ак Барса» бывает под 30 процентов, что говорит о большом интересе болельщиков к просмотру игры на «Матче».
– А какие регионы будут тестовыми? Может быть, есть даты?
– Давайте я немножко позже об этом скажу, мы действительно работаем над этим вопросом. Не очень всё просто, но, если получится, будет прецедент. Очевидно, что опорные регионы – это Казань, Питер, Москва, Екатеринбург и Новосибирск.
– Всё же на «Матч ТВ» главный рейтинговый продукт – это футбол. Как сделать так, чтобы хоккей стал первым? Или про футбол неправильно?
– Правильно. Это долгий путь формирования привычки просмотра хоккея, баскетбола, волейбола. Для «Матч ТВ» это одинаковые по важности задачи. Прежде всего, должна быть привычка времени, поэтому мы и «пробиваем» хоккейные понедельники. В прошлом сезоне мы не смогли уже ничего сделать, календарь был свёрстан, «Матч» запускался позже. А в этом сезоне добьёмся того, чтобы понедельники были насыщены серьёзными дерби. Уверен, что взаимная ответственность клубов и лиги за создание конечного продукта приведёт к результату. Нужно гораздо больше узнаваемых лиц, клубы и лига должны быть гораздо более открытыми для общения с публикой, и поэтому мы в следующем сезоне гораздо жёстче обязываем клубы к участию хоккеистов, тренеров, руководителей команд в публичных мероприятиях. Не только в необходимом минимуме вроде прохода через микст-зону, но и в различных акциях, автограф-сессиях. Люди должны знать своих героев и иметь возможность прикоснуться к ним.
Сергей Фёдоров и Дмитрий Чернышенко Фото:
– После полутора лет работы вы почувствовали себя своим в хоккейной семье?
– Во всяком случае, перестали «пинать» тем, что пришёл нехоккейный человек. Все согласились с тем, что принципы эффективного менеджмента достаточно универсальны и приводят к результату. Наверное, нужно ещё продемонстрировать своё умение играть в хоккей, над этим я тоже работаю, но пока, конечно, ещё далёк от того, чтобы выходить даже в Ночной лиге.
– Как часто тренируете умение?
– Два раза в неделю.
– Кто тренерами выступает? Алексей Морозов?
– Я не буду открывать этот секрет (улыбается). Есть и известные люди.
«ЧТОБЫ ХОККЕИСТЫ НЕ УЕЗЖАЛИ, НУЖНО ПОДНИМАТЬ УРОВЕНЬ ИГРЫ»
– В апреле в Казани прошёл совет при президенте по хоккею, который называют историческим. Как вы оцените его итоги?
– Совершенно точно он был историческим, особенно по уровню поручений. И для нас очень приятно было, что президент, наш главный болельщик, позитивно оценил успехи лиги. В то же время, он указал, над чем нам надо работать – очевидно, что наша лига уступает НХЛ. И в оправдание не принимается тот факт, что там больше ста лет строили свой продукт, а мы – только восемь. Будем стараться, надо соответствовать.
– А это возможно в нынешних экономических условиях? Многие уезжают из-за курса валют, ещё и Александр Радулов покинет лигу.
– Отъезд игроков – это тема тонкая. Люди уезжают туда не столько за деньгами – и Радулов, и все остальные могли здесь получить гораздо большую компенсацию, чем получают там. Игроки уезжают из-за того, что, играя там, могут повысить своё мастерство. Поэтому мы уповаем на то, что именно уровень игры в КХЛ будет повышаться, тогда не будет смысла уезжать, чтобы испытать что-то новое.
– Но массовый отток случился именно в момент обвала рубля.
– Это цикличная история. Да, валюта – серьёзный момент, у нас все контракты зафиксированы в рублях, это первое, что я сделал, когда пришёл в лигу. И у того же Радулова контракт обесценился сразу в два раза. Но давайте вспомним и про налогообложение: здесь хоккеисты платят 13 процентов, в США совсем другие деньги. То же на то же получается, поэтому причина, скорее, в том, что хочется попробовать новое.
– Но уровень пока не растёт. Все рады за Сергея Мозякина, но это ведь показатель, что он из года в год берёт все призы. Вас это не пугает?
– Это объективная реальность. Хотелось бы, конечно, чтобы молодые его подпирали, такие игроки даже есть, просто пока их немного.
Валерий Каменский, Илья Ковальчук, Дмитрий Чернышенко Фото: Сергей Елагин
Кстати, говоря об отъезде, можно было бы затронуть тему с отъездом молодых игроков из России, её поднимали на совете. Существует некая несправедливость, что клубы и государство готовят молодых игроков, а потом хоккейные агенты, которые их переигрывают в скорости, в воздействии на родителей, по сути дела воруют хоккеистов и зарабатывают серьёзную комиссию на этом. Государство ничего не получает с этого. Сейчас идёт изменение процедуры драфта, ярмарки юниоров, от которой мы отказались. Рабочая группа во главе с Вячеславом Фетисовым должна разработать предложение, чем заменить ярмарку. Моя главная мысль в том, что было бы справедливо, если бы родители ребёнка компенсировали государству или клубу рассчитанные по методике министерства спорта затраты, которые объективно были понесены.
– Как в случае с целевым образованием?
– Совершенно верно. Например, сотрудник меня просит оплатить ему MBA, я говорю: «Хорошо, но если ты у меня потом не работаешь, то возвращаешь стоимость своего обучения». В таком случае я инвестирую в него, это честные отношения.
– Но клубы ведь вольны отпускать – главный юниор российского хоккея Андрей Свечников спокойно уехал из «Ак Барса». Или это будет задачей ФХР?
– Конечно, не КХЛ.
– Совсем недавно у «Ак Барса» сменилось руководство. Что вы можете сказать по этому поводу?
– Шафагату Тахаутдинову большое спасибо за его работу, при его руководстве «Ак Барс» достигал серьёзных успехов. Мы выражаем надежду, что при новом руководстве победное шествие так любимого в Татарстане клуба продолжится. Нам будет много о чём поговорить и с новым руководством республиканского хоккея, поскольку грядёт молодёжный Кубок мира, который как раз пройдёт в Нижнекамске и Набережных Челнах. Там большой интерес, несмотря на то, что американские и канадские участники, к сожалению, отказались от выступления. А говорят, что спорт вне политики.
Марсель Магизов, Айрат Шамилов / БИЗНЕС Online
Фото: пресс-служба КХЛ
Отличный президент лиги. Такой весь независимый, идущий по своему пути.
Работал бы он так же мастерски, как в уши ссать умеет. Беспокойно мне за кхл, не долго ей с такими руководителями осталось...