«Голосовал за Панарина – он играл на том же льду, что и Макдэвид». Кто знает секреты НХЛ
Один из самых крутых канадских журналистов рассказал про инсайды, наследие Дацюка и непобедимую Канаду.
В новостях про контракты и переходы игроков НХЛ часто встречается фраза «если верить Даррену Дрегеру». Верить можно всегда: Дрегер – один из самых известных и надежных инсайдеров НХЛ, в твиттере у него почти миллион подписчиков. В субботу, перед матчем Канады со Словакией (5:0), Sports.ru распросил Даррена о его работе, чемпионате мира и актуальных событиях в НХЛ.
Твиттер, инсайды, Кросби
- Как началась ваша карьера в медиа?
– О, это было много лет назад, в середине 80-х. Как и многие в нашем бизнесе, я обожал спорт с раннего детства – весь спорт, не только хоккей. В хоккей я играл, и когда стало понятно, что карьеру игрока мне не сделать, выбрал другой путь. Я всегда любил общаться, рассказывать истории и все в таком роде. Мне было интересно слушать других людей, узнавать что-то от спортсменов, так что я выбрал логичный вариант.
- Вы в твиттере с 2009 года. Какую роль в вашей карьере сыграл твиттер?
– Очень важную. Я сперва с опаской относился к этим социальным сетям, для меня это было что-то странное, я как будто обирал свою же компанию, когда писал твит вместо того, чтобы передать информацию на TSN.ca, или на один из наших телеканалов, или на радио. Сообщить срочную новость за 140 символов – я к такому не привык.
Но в то же время от этого получаешь мгновенное удовлетворение. Тебе не нужны никакие помощники, чтобы опубликовать историю на сайте, не нужно, чтобы кто-то рядом включил камеру или дал тебе эфир на радио. Переломным моментом для меня стало увольнение Пола Келли, который в 2009-м был исполнительным директором профсоюза игроков НХЛ. Его уволили в Чикаго, и я был единственным репортером, который освещал эту историю.
Имея информацию из надежных источников, я чувствовал, что это может произойти. Я поехал в Чикаго, просидел кучу времени в отеле Drake и буквально вел в твиттере онлайн-трансляцию того, как развивалась эта история. Меня потом отметили...
- Вы же за это получили награду...
– Да, Gemini. Но дело даже не в награде, я понял, что все это не зря, что твиттер и социальные медиа могут быть настолько ценны.
- Самый странный твит, адресованный вам?
– Вообще, я редко смотрю, что мне пишут, потому что в твиттере столько психов, столько негатива. Вот мой коллега по TSN Райан Ришо меня подколол. Я запостил фото спрея от боли в горле, который он использовал, а он ответил, что «это ерунда по сравнению со всеми туалетными принадлежностями, которые с собой таскает Даррен Дрегер». А я действительно набираю много всего в поездки, хочу, чтобы со мной было все необходимое для комфорта.
- Сколько времени вы строили свою инсайдерскую сеть?
– Много лет, даже десятилетий. Я всегда был страстным спортивным фанатом, всегда работал в этой сфере. С моим продвижением наверх знакомств становилось все больше, в том числе среди игроков. Вот хороший пример: генменеджер «Виннипега» Кевин Чевелдэйофф. Я комментировал матчи «Брэндона» в юниорской лиге, а Чевелдэйофф был капитаном той команды. С другими игроками я тоже общался, они росли, попадали в НХЛ.
Таким образом я развивал отношения с людьми. Когда ты строишь общение на доверии, на ответственности, работаешь честно, об этом узнает все больше народу, и с тобой уже не боятся говорить. На этом и строится моя работа.
- Был какой-то необычный источник информации вроде уборщика в офисе Лу Ламорелло?
– Ха-ха, если честно, чего-то настолько необычного я вообще не припоминаю. Все мои источники – это люди из руководства клуба или агенты игроков. Коллеги по бизнесу время от времени говорят: «Есть одна инфа, не хочешь проверить? Я тут с тем-то пил кофе, и он обронил фразу...»
– Руководство НХЛ не раз заявляло, что не хочет публиковать официальные данные по бюджетам команд и контрактам. Они были недовольны, когда вы раскрывали эти цифры?
– Время от времени, не очень часто. Меня всегда удивляет, что до сих пор есть команды, которые не публикуют подробности контрактов, хотя у многих в пресс-релизах можно найти и точный срок контракта, и сумму – процесс идет. Эту информацию можно получить от руководства или, что еще проще, – от агента. Агенту-то выгодно прорекламировать свою работу.
Раньше с этим были проблемы, но сейчас большинство генменеджеров понимает, что эти цифры очень легко узнать.
- Кто лучший инсайдер НХЛ?
– Боб Маккензи. Боб – дед, крестный отец, гуру. Благодаря ему я не то чтобы попал в этот бизнес, но получил работу на национальном уровне.
Меня тогда взяли ведущим освещать матчи НХЛ, и с помощью моей сети контактов я постепенно превратился из просто ведущего в ведущего-инсайдера. И это произошло, потому что я видел, как Боба Маккензи ценят на TSN.
И я тогда задумался: «Я, конечно, не настолько заносчив, чтобы считать, что когда-нибудь смогу достигнуть его уровня, но, может, смогу перенять некоторые его трюки и выстроить свою карьеру примерно так же?». Так и получилось. А в 2006 году Боб Маккензи сам вышел на меня и предложил: «TSN ищет людей, нам нужен инсайдер в хоккейную команду. Тебе интересно?». Конечно, я согласился.
Боб по-прежнему меня поражает, даже не столько его историями и инсайдами, но его вкладом в мощь империи TSN. Люди по всему миру ждут его преддрафтовых рейтингов, клубы НХЛ сравнивают их со своими. Он король инсайдерского бизнеса НХЛ.
- Были случаи, когда игроков бесили ваши инсайды или аналитика?
– О, да, много раз. Разница в том, что я не традиционный аналитик, я не разбираю игроков и игровые моменты. Время от времени занимаюсь этим, но редко. Моя работа в том, чтобы давать инсайдерскую информацию. Но и она часто расстраивает игроков.
За эти годы я много раз сообщал про обмены хоккеистов, которые в тот момент еще сами не знали об этом. Про увольнения тренеров – их уже известили, но семьи еще не в курсе, и их это очень огорчало.
Я знаю, что Шон Торнтон, когда его пару лет назад дисквалифицировали на 15 матчей... Он не говорил мне это в лицо, но я знаю, что он был очень расстроен. Я-то узнал эту информацию раньше, чем многие в руководстве «Бостона».
- С кем из игроков вам особенно приятно общаться?
– Ох, их так много. Тот же Торнтон – искренний работяга, который всегда готов поделиться информацией и объяснить что-то по игре. Ну и у него всегда твердое мнение о том, что вокруг происходит.
Стивен Стэмкос из «Тампы» – он очень методичный, всегда отвечает честно. Таких ребят много, в каждой команде по 2-3 человека.
Такое впечатление, что молодежь сейчас стала намного аккуратнее, может, потому что агенты с ними раньше начинают работать, тренировать, программировать их, учить быть аккуратнее. Сидни Кросби – прекрасный молодой парень, но многого он не расскажет, не проявит свою личность. Он очень осторожен и никогда не скажет слов, которые потом могут разжечь споры.
Чемпионат мира, Мэттьюс, Лайне
- На групповом этапе чемпионата мира вас что-то удивило?
– Победа Венгрии над Беларусью – большой сюрприз. Это еще один пример того, как хоккей развивается по всему миру, а не только в Канаде и России, которые считаются хоккейными супердержавами. Я вспоминаю, как мы в пятницу общались с Ричем Черномазом, тренером венгров, и он произнес фразу, которая мне запала в память: «четыре года назад в тренировочный лагерь сборной Венгрии приехали 25-27 игроков, и из них нам надо было набрать команду. В этом году приехали 70».
Канада или Россия могут позвать тысячи игроков, выбирать лучших из тех, кто доступен. И когда видишь этот успех Венгрии за сравнительно короткий отрезок времени... Наверное, это не сюрприз, это следствие разивития хоккея.
- Сейчас кажется, что Канаду не победить. Вы видите какие-то ее слабости?
– Наверное, нет. Я знаю, что они хотят добавить 1-2 защитников (приезд Райана Эллиса был подтвержден через несколько часов – прим. автора), что сделает команду лучше. Я бы не назвал защиту Канады слабой, но там есть молодые игроки. Бен Хаттон из «Ванкувера» очень молод, и играл он мало, хотя видно, что он наслаждается этим приключением. Мэтт Дамба, Майк Мэтисон тоже молоды.
Думаю, Канада хочет получить защитника в топ-пару, возможно, еще и заменить Дамбу во второй спецбригаде большинства. Но не считая этого, команда очень сильна.
Вратарями они довольны, нет нужды усиливать кем-то вроде Брэйдена Холтби. Кэм Тэлбот провел приличный сезон за «Эдмонтон», это неплохой вратарь уровня НХЛ, и Пикар ненамного отстал. За вратарей в команде не беспокоятся.
- Вы уже видели игры и США, и Финляндии. Мэттьюс или Лайне?
– По мне – Мэттьюс, без раздумий, потому что он центрфорвард.
Слушай, я уже спрашивал нескольких генменеджеров НХЛ, которые сейчас здесь, о том, может ли катание Лайне стать решающим недостатком на драфте. И не нашел ни одного, кто бы счел это проблемой. Сейчас он весит 90 килограммов, а когда заматереет в НХЛ, будет весить под 100, станет намного сильнее и мощнее. Я бы с удовольствием посмотрел на будущего Патрика Лайне, потому что сейчас его скиллы впечатляют. Этот точный бросок слева в стиле Овечкина, его чутье, его видение площадки, благодаря которым он четко понимает, в какой момент надо откатиться под пас. Все это великолепно.
Но – он играет на фланге. И я сейчас вижу больше этого североамериканского лоска в Остоне Мэттьюсе.
И проблема в том, что драфт всего через пару недель – не месяцев и не лет. И из-за того, что Мэттьюс – центр, из-за его игровых качеств, я не могу представить, что Лайне догонит его.
Если у Лайне получится вихрем выиграть чемпионат мира, может быть, этот просвет закроется, но мне кажется, времени уже не хватит. Учти: он же очень резко появился на радаре, в этом году. Раньше, если брать финнов, всех больше интересовал Йессе Пулюярви – до этого сезона. И я не уверен, что разница между Пулюярви и Лайне так уж велика, думаю, она гораздо меньше. Если брать эти три команды – «Торонто», «Виннипег» и «Коламбус», – то я думаю, что в «Виннипеге» и «Коламбусе» обсуждения будут намного жарче, чем в «Торонто» об их 1-м пике.
НХЛ, Мюррей, Стэмкос
- Какие игроки, истории среди четверки финалистов конференций в Кубке Стэнли впечатлили вас больше всего?
– Интересный вопрос, крутых историй ведь так много. На Западе «Сент-Луис», казалось, был все ближе и ближе каждый сезон, но все никак не мог пробиться. То вратари, то еще что-то. Сейчас кажется, что команда движется в правильном направлении, но то же можно сказать и про «Сан-Хосе». Они уже сюда попадали, но сейчас в них что-то изменилось. Может, это игра вратаря Мартина Джонса, может, другие новички в атаке и защите.
На Востоке мы видим «Тампу», которая уже выиграла первый матч серии с «Питтсбургом», это великолепная история. Без защитника топ-пары Антона Строльмана и без возможно лучшего игрока команды Стивена Стэмкоса. И нет никакой гарантии, что Стэмкос скоро вернется, но команда продолжает побеждать. Я впечатлен тем, как «Тампа» справляется с этими трудностями.
У «Питтсбурга» – история вратаря Мэтта Мюррея, который просто невообразимо хорош. Не думаю, что хоть один человек ждал, что Мюррей получит место в основе, а он там буквально расцвел. Сидни Кросби и Евгений Малкин пока не показали всего. Ведь серию с «Вашингтоном» фактически закрыло одно звено – Кессел – Бонино – Хагелин. Кросби и Малкин мало вложились, они еще должны выдать.
- Как думаете, Стив Айзерман сейчас спрашивает себя, так ли ценен для «Тампы» Стэмкос?
– Ну, у генменеджера любого клуба НХЛ есть очевидная проблема – потолок зарплат. Один ГМ тут в Санкт-Петербурге шутил, как он годами собирал нужный состав, а потом пришлось все ломать, потому что сохранить игроков не было возможности. И Айзерман сейчас в такой же ситуации.
Мы, журналисты, много обсуждаем Стэмкоса, потому что он очень хорош, он суперзвезда, он заслуживает этот контракт – 7-8 лет и как минимум 8,5 миллиона долларов, если он останется. Если он выйдет на рынок, ему будут предлагать от 10 миллионов.
Очень тяжелое положение. Айзерман хочет дать Стэмкосу эти деньги, потому что команда лучше с ним, чем без него, но тогда могут освободиться другие игроки. В следующем году придется разбираться с Хедманом.
Панарин, Дацюк, Кузнецов
- По-вашему, Александр Хохлачев просто не готов к НХЛ или ему не повезло попасть в систему «Бостона», не самую приятную для молодых игроков?
– Думаю, Дон Суини с тобой не согласился бы! В состав «Бостона» сложно попасть, потому что они несколько лет подряд были успешны. Этот сезон сложный, в плей-офф не попали, из-за этого будут изменения, и молодые игроки получат больше шансов.
- Павел Бучневич подписался с «Рейнджерс», каковы его шансы попасть в команду сразу же?
– Если честно, я мало знаю про Бучневича и еще не общался с «Рейнджерс» по этому поводу. Но я знаю вот что: у Джеффа Гортона (генменеджера «Рейнджерс» – прим. Sports.ru) наметан глаз на таланты. «Рейнджерс» всегда стараются убедиться, что игрок готов к НХЛ, у них отличная система в АХЛ, где игроки здорово развиваются. Они не подписали бы Бучневича, если бы не были уверены, что рано или поздно он станет игроком основного состава – может, уже в следующем сезоне.
- Павел Дацюк еще это не подтвердил, но он, возможно, уедет из «Детройта» в КХЛ. Если так и произойдет, как это отразится на его наследии, шансах попасть в Зал славы?
– Думаю, что никак. Может, это слегка затемнит его образ в глазах болельщиков «Детройта». Опять же, мы живем в мире с потолком зарплат, и у «Ред Уингс» могут остаться висеть 7,5 млн за последний год его контракта.
Но если отбросить денежный вопрос, то Павла Дацюка запомнят как одного из самых эффектных и эффективных игроков в истории хоккея. Это не изменится. Сколько прекрасных моментов он нам подарил! И можно говорить уверенно, что без Дацюка «Детройт» бы не выиграл эти Кубки Стэнли. Так что его наследие не пострадает.
Но я знаю вот что. Когда он сейчас уезжал из «Детройта», Кен Холланд и Джимми Девеллано (вице-президент клуба – прим. автора) – может, был еще кто-то из руководства, – попросили его отложить любое решение до июня. Поезжай домой, проведи время с дочкой и семьей, сыграй на чемпионате мира, в идеале – помоги своей стране выиграть золото на родной земле, а потом 1 июня свяжись с людьми из клуба и решай, хочешь ты вернуться в Россию или нет.
- Самый горячий для российских фанатов вопрос – Панарин или Макдэвид. За кого вы голосовали и почему?
– За Панарина. Выбрать было сложно и в то же время не очень сложно. Сложно – потому что сколько ему? 24 года, 25? Обычно мы под новичками подразумеваем игроков 18-19 лет, может, 20-21. Не мужчин 24-25 лет. Плюс были разговоры, мол, он же играл с Патриком Кэйном весь сезон. В общем, были факторы в его пользу.
Я не купился ни на один из них. Он играл на том же льду, что и Макдэвид, Гостисбеер, Парайко или кто угодно еще, кого включали в списки. Он играл в тех же матчах. Штука в том, что он опередил ближайшего новичка на 20 или 21 очко. Вот это для меня имеет решающее значение.
Уточню. Если бы Коннор Макдэвид не пропустил три месяца из-за травмы, я бы, наверное, голосовал по-другому. Потому что все-таки условия у Макдэвида в «Эдмонтоне» другие, вызовы другие, и у Макдэвида, я полагаю, есть потенциал стать лучшим игроком НХЛ через несколько лет.
- Бобровский и Варламов вряд ли довольны своей игрой в этом сезоне. В «Коламбусе» и «Колорадо» по-прежнему уверены, что это полноправные первые номера?
– Ох, дерьмовая работа у вратарей. Серьезно. Если только в команде не играет по-настоящему элитный вратарь, генменеджер и тренер будут постоянно спрашивать себя, присматриваться: «О, вот этот парень лучше того, что сейчас у нас играет».
Оба этих вратаря в прошлом доказывали, что они хороши. Ты прав, сезон для них неудачный, но на это повлияли многие факторы. Достойная игра вратаря делает тренера отличным, а команду – очень хорошей. Вратарь должен играть здорово, иначе команда просто не поймет, где сейчас ее потолок.
На мой взгляд, в «Коламбусе» и «Колорадо» считают, что у них хорошие вратари. Отличные – наверное, нет, но эта оценка может очень быстро поменяться в следующем сезоне.
– Евгений Кузнецов провел неудачный плей-офф. Его еще рано называть некубковым игроком?
– Очень рано. Расскажу историю. Я общался с Джастином Уильямсом в январе. Мы обсуждали его первые впечатления от «Вашингтона». И он признался, что команда ему нравится, но он пока не уверен, готовы ли эти ребята справиться с напряжением 7-го матча, кто себя проявит в этот важнейший момент. И я говорю, мол, большинство на эту роль предложит Ови или Бэкстрема.
И он отвечает: «Ну да, это очевидные кандидаты, но я скорее говорю о Кузнецове. Я безгранично уважаю Овечкина, это невероятный игрок, суперзвезда, но Кузнецов – особенный. Я просто не представлял, насколько он хорош».
И это мне сказал уважаемый игрок с «Конн Смайтом» (приз MVP плей-офф) и тремя Кубками Стэнли. Если за такое короткое время он узнал Кузнецова и составил о нем такое мнение, к этому точно надо прислушаться.
Фото: twitter.com/DarrenDreger; РИА Новости/Игорь Руссак; Gettyimages.ru/Justin K. Aller, Bruce Bennett, Jonathan Daniel
Спасибо