14 мин.

Лучшие серии в истории КХЛ. Место 2. «Салават Юлаев» - «Ак Барс», 2010

Генеральный менеджер в КХЛ – вещь диковинная, страшная и непонятная. Как плюмбус или матанализ. У всех он есть, всем он требуется, но зачем? И до появления в свете континентальных прожекторов Кирилла Фастовского, вынужденного доставать максимум из регулярно уменьшающегося минимума, и Леонида Вайсфельда, способного влегкую выиграть у дьявола чемпионат мира по хитрости, перед российскими генеральными менеджерами ставилась лишь нетривиальная задача наиболее эффективно потратить сто тысяч миллионов на все, что ярко блестит и не прибито к полу. Именно по такому сценарию действовал в 2009 году Олег Гросс, пригласивший в «Салават» люксовый дуэт Быкова и Захаркина вместе с видными российскими энхаэловцами под информационным соусом подготовки якобы базового клуба сборной к Олимпиаде в Ванкувере.

И во всем этом им старательно мешал «Ак Барс». Против мощи всей королевской рати были поставлены малочисленные, но превосходно вышколенные отряды партизан, весь сезон готовившиеся к этому бою и назубок знавшие, что надо делать.

Второе место. «Салават Юлаев» 2-4 «Ак Барс», Кубок Гагарина-2010

Б

Соотношение бросков: 196-131

Соотношение штрафных минут: 143- 81

Соотношение Емелиных: 0-1

День против ночи. Уфа против Казани. Атака против защиты. Зрелищность против закрытости. Темно-зеленый рыцарь против светлого рыцаря зеленых тонов. Да это же просто великие расклады, чак-чак его в кювет, эчпочмак меня подери.

Зеленые плащи идут

У башкирского мудреца как-то спросили:

— Как формировать команду? Из ярких личностей и лидеров или с четким разделением на звезд и грузчиков? И если кубок выигрывают третьи звенья, то стоит ли делать команду из четырех третьих звеньев? Можно ли выиграть кубок, бодро скакая саблями в шапке под башкирский гимн с кураями наголо?

Долго думал башкирский мудрец... А потом слез с коня и пошел татарина искать, ведь это ж башкирский мудрец, как иначе-то?

Мудрая серия дала на все ответы. А через год – совершенно обратные.

«Для покупки таких футболистов, как Халк или Это’О, мне селекционеры не нужны. Я и так знаю, что Роналду, Месси и Руни – хорошие игроки. Это состоявшиеся футболисты. И 55 миллионов евро за Халка я бы никогда не заплатил» (с)

Зрителям повезло на редкое сочетание – на льду были все еще великий Морозов и уже великий Радулов. Именно тогда Александр обрел свой образ тагильской вспышки, энергетической бомбы внешнего сгорания, вечного двигателя на бородатых коньках, умирающего за свою команду по сотне раз за матч. Он выжигал лед и плавил штанги, моментов, которые он создавал, хватило бы на весь нынешний чемпионат мира со сборными, которые «уже все научились играть», но при этом летят 1:10.

Но Петри Веханен, представляющий страну, где хорошие вратари составляют 90% населения, тащил все. Каждую игру «Салават» начинал с проверочных бросков несложными шайбами, летящими в тело, делая из финна Третьяка. К концу игры Петя Ваханян уже начинал толкать речи про лимит на легионеров и оказывался на таком кураже, что забить ему можно было только идеальную шайбу. А «Ак Барсу» для шайбы требовалось всего лишь отработанное и выверенное до последнего сантиметра безотказное билялетдиновское большинство. Что еще для счастья было надо?

Морозов – Зарипов – Никулин. Повторить. Морозов – Зарипов – Никулин. Уносите.

Сложно и представить, что тогда Александр Еременко считался несолидным персонажем, известным только своими пенками, пущенными в самые ненужные моменты. Неизвестно, что с ним сделали в «Динамо», но сразу после перехода туда понятия «Еременко» и «ненадежность» перестали пересекаться в принципе, и следующий свой кубок он получил уже не на скамейке, а в статусе MVP.

Но в той серии 2010 года все для Еременко протекало строго в соответствии с прошлым печальным образом. Веханен был сильнее в разы. С каким же тяжелейшим трудом тогда забивал «Салават» и как же легко он пропускал. Уфа выкладывалась вовсю, лишь бы зайти в зону, а Казань даже не напрягалась, вылезая из своей уютной норки только в праздники, и из раза в раз эта тактика срабатывала.

Не нападайте на качество видео, ведь там главное звук и душа

Броски «Салавата», как удары Бэтмена по Супермену после завершения действия криптонита, лишь слегка касались математической возможности забить шайбу, не неся опасности и вреда. Это была оборона Билла, и ей было пофиг вообще. Атаки накатывались волнами одна за другой, а дамба продолжала стоять. Игра команды Билялетдинова работала как идеальная пружина, всегда натянутая под колоссальным давлением и резко выпрямляющаяся в нужные моменты для нанесения смертельного удара. Буквально все сходились во мнении, что тактически Билл полностью переигрывал оппонентов.

Выжженная земля

«Так называемые эксперты говорят: якобы «Ак Барс» переигрывает нас в тактике. Это действительно задевает. Тактика – это выход твоих игроков на ударные позиции, количество бросков. У нас с этим порядок, оборону Казани вскрываем. Но все твердят – «Ак Барс» переигрывает тактически»... С одной стороны, это забавно. Но с какого-то момента стало как клише – будто у нас сплошной навал, а Казань играет очень хитро и изобретательно. Эти люди просто слабо разбираются в хоккее. Порой и бывшие хоккеисты не понимают, о чем говорят». (с)

Быков и Захаркин тогда совершили глобальную ошибку или даже более – государственную измену. Они пошли против мнения советских хоккейных ветеранов, а в глазах ветеранов это значило пойти против хоккея как такового. Но разве готовы отдавшие всю жизнь Игре люди ради своих личных эмоциональных обидок и хотелок навредить команде и поддевать сборную и ее тренера в самые ненужные моменты, когда она так уязвима и нуждается во всеобщей поддержке? Время дало ответ на этот вопрос – готовы.

Люди, эксперты, игроки, журналисты и тренеры как губка впитывали однополярную картину мира, созданную информационным полем. Очень быстро серия по своему антуражу превратилась в, ни много ни мало, противостояние добра со злом. Имели значение даже будущие чемпионские 67 млн $ бюджета «Салавата», в кои-то веки превышающие расходы «Ак Барса» на десяток, что сделало возможным раскрутку соперничества через призму богатых уфимцев и бедных казанцев, как бы смешно сейчас ни смотрелись эти слова на расстоянии шести лет.

Критики Быкова тогда напирали, что он, хоть и успешный тренер сборной, но как клубный специалист на фоне Билялетдинова не катит. Через несколько лет обратная картина будет ожидать и самого Билла. А вскоре то же самое скажут и про Знарка. А потом снова про Быкова. И снова про Знарка. С редкими перерывами на Квартальнова. И так раз за разом. Вопрос тренера нашей хоккейной сборной будто навеки обречен быть закольцован в цикле, схожем с круговоротом мыслей в голове спартаковского болельщика.

alt

Но в тот момент наш хоккей не жил необходимостью безоговорочно одобрять всех, кого скажут сверху, и именно тогда всякая непредвзятость была отброшена в дальний угол. За «Ак Барс», точнее, против «Салавата», точнее, против Быкова болел весь телевизор. Тяжелораненый в интернет-боях тренерский штаб сборной терпел информационные потери ежесекундно, и это не могло не сказаться на нерве игры и эмоциях ведущих лиц. Быков не мог не поверить, что против него настроен весь мир, заразив этой верой и всю команду, и это подвело его даже через год на ЧМ.

Быкова также подвела его типичная советская негибкость человека старой закалки. Прислушиваться к критике, приветствовать публичные дискуссии с оппонентами, меняться в соответствии с веяниями времени, признавать свои промахи – все это считается такими людьми недопустимыми проявлениями слабости. Внешне Быков оставался точно таким же упрямым, но на деле ему пришлось учиться на своих действиях ради победы в 2011 и 2015 годах, и он этого добился блестяще. А Захаркин не счел упрямость необходимой основой для внутреннего стержня своей личности, и теперь с удовольствием ведет приветливые беседы с кем угодно, выступая в достойном стиле информационно безупречного Леонида Слуцкого.

Во всем виноват Емелин

А еще в серии был судья Буланов.

Великий судья, без всякого скепсиса и сомнения. Великий примерно как Волдеморт. Многократный Золотой Свисток, испортивший бесчисленное количество серий от суперлиги до КХЛ и получивший даже открытые письма болельщиков против себя с просьбой ставить на игру хоть черта, но лишь бы не Буланова.

Все факторы сложились воедино и просто не оставили шансов «Салавату» не победу. Тандем тренеров и генерального менеджера проиграл тренеру, чьим мыслям была подчинена вся организация клуба. В течение всего сезона игра уфимцев был раем для зрителя, но райские наслаждения разбились о необходимость тяжело работать. Их состав был мощным, но он не умел терпеть. Они были быстры, но не умели ждать. Собранный из суперзвезд континентального уровня «Салават» не сразу понял, что здоровое общество из звезд не построить. В обществе творцов и художников оказалось некому подметать улицы и таскать рояль. В коллективе гениальных людей никто не считал нужным выполнять черновую работу и обеспечивать быт жителей, даруя им возможность творить.

Исход серии в целом определило то, что «Салават» пользовался только своей игровой мощью, а «Ак Барс» пользовался всем. Ведь если кубки выигрываются не лидерами, а третьими пятерками, то как насчет того, чтобы сделать ставку на незвездного игрока? Ведь если на льду вместо судьи бегает нервное пособие по манипуляции, а у тебя в составе есть игрок без единой капли игровой совести, то почему бы этим сочетанием не воспользоваться?

Емелин. О да. Емелин. Как же он меня бесил. Одной этой фамилии было достаточно, чтобы взорвать всех.

Великий провокатор и пакостник, ставший решающим фактором по переводу игры в совершенно другое русло. Перед «Салаватом» покойного Михалыча не ставились такие задачи, и коллектив Быкова оказался к такому неожиданному ходу не готов. Зацепом ударим по атакам врага, красивым падением собьем его темп на две минуты. Строго по конспектам и заветам Емелина вскоре отработали свой хлеб и Лео Комаров с Янне Яласваарой, каждый из которых проявил себя столь же эффективно. «Салават», «Авангард», СКА и «Трактор», каждый из них попался на эту удочку и позволил игровым пакостникам стать решающим фактором в плей-офф.

Наследие серии

Великая травля неосторожного в выражениях зла закончилась безоговорочным триумфом относительного добра в лице Билялетдинова, но это оказался последний значимый триумф такого хоккея. Подвид сверхоборонительных российских тренеров, сотни лет назад бывших новаторами, со временем уходили в тень – Крикунов, открывший Дацюка и закрывший все остальное. Воробьев, чья система игры любую табуретку делала лучшим вратарем чемпионата. Уходит и время Билялетдинова.

Не плачь, котечка, а то я тоже заплачу.

Через год те же уфимцы не оставили камня на камне от казанских редутов. А через два творец этой непроходимой обороны выстрелит совершенно непохожей на его построения игрой на ЧМ-2012, а затем официально станет увядать.

Вскоре светлый рыцарь зеленых тонов прошел по тому же пути, что и его темно-зеленый соперник из параллельной вселенной альтернативного взгляда на хоккей. Такова тренерская судьба – либо ты уходишь после победы героем, либо остаешься достаточно надолго, чтобы стать для всех физруком. Люди старой закалки не привыкли жить в мире, где их слова и действия бы подвергались критической оценке, они провели карьеру в условиях, где если они назовут квадрат Малевича белым, то в тот же день картину перекрасят. Как бы они ни были непохожи, но ответственность очень быстро придавила Хайдарыча к полу, заставив его точно в стиле Аркадича поверить, что он окружен недоброжелателями, и только через месяцы после такого же провала на Олимпиаде люди вновь увидели его улыбку. Потеряв весь статус, БиЗы обрели свободу и возможность триумфально вернуться, а Билл обрел душевный покой, но не освободился даже от собственных игровых цепей.

Одним людям нравится обсуждать спортсменов, другие любят говорить об играх, я же предпочитаю обсуждать идеи. И это была идейная битва двух миров, двух игровых философий, двух взглядов на хоккей и на методы подбора команды. Настолько великое тренерское противостояние навсегда закрепило игровые философии «Салавата» и «Ак Барса» в истории лиги и ее наследии. И чем ближе отставка Знарка из сборной, тем чаще раздаются нападки о даже некоторой нелегитимности его чемпионств, взятых во времена, когда великих Быкова и Захаркина с Билялетдиновым в лиге не было.

Недавно президент КХЛ назвал пару «Салавата» и «Ак Барса» самым желанным событием. Ну надо же. Кто бы мог подумать, что самое рейтинговое ТВ-противостояние едва ли не самых популярных команд является самым желанным для лиги событием? Слишком поздно, Дмитрий Николаевич. Всегда было. Всегда будет. Слишком поздно.

А люксовый дуэт тренеров вернулся в лигу со вновь самой зрелищной игрой и даже в разделенном состоянии они не отступили от самих себя. «Ак Барс» тоже оставался все тем же, но все чаще уходя из продуманного каттеначчо в пучину автобусного отката. И только соперничество с «Салаватом» заставляет «Ак Барс» раскрываться и играть иначе. Команда, играющая в стиле «ни себе ни людям» и вдруг завершающая серию результатами 5:3 4:3 4:3 4:3. Команда, носящая ярлык кладбища хоккейных талантов, и вдруг забившая большинство своих голов через собственных воспитанников. Команда, в зеленом дерби ничуть не похожая на саму себя образца матчей с остальными 26 командами.

А что если мы ошибались в нем? Что если весь мир ошибался в нем? Что если такой «Ак Барс» и являлся всегда настоящим? На эти вопросы башкирский мудрец сел на рой пчел и улетел в закат. Потому что таков путь джедая.

Моя прелесть

Мой образ как хоккейного автора всегда был совершенно неотделимым от данной серии. Я без нее не торт. Без цветовой дифференциации зеленых штанов я лишен в хоккее цели. Именно снятый на колбасу, смонтированный картошкой и озвученный через тумбочку, но такой душевный видеоролик, посвященный данной серии, дал мне возможность широко высказываться. Через него создавался и старенький Новый Уровень, который создал мне хоккейную репутацию, дал аудиторию до сотни тысяч людей и в некотором роде повлиял на создание идеологии КХЛ. Когда я назначал «Ак Барс» своей вечной Немезидой, никто не проявлял к паре уважения и никто даже не называл ее зеленым дерби. А сейчас называть пару иначе было бы даже неудобно.

Вся хоккейная часть моей личности была завязана на продвижении и популяризации зеленого дерби, и без противостояния «Салавата Юлаева» и «Ак Барса» 2010 года вы бы не зашли почитать этого автора никогда. И это максимум субъективности, что я себе позволю.

А отношения команд сейчас всецело описываются данной гифкой

ввв

Эта серия заслуженно оказалась второй в списке лучших, потому что как бы она ни была близка моему сердцу, но у нее также было все для того, чтобы стать близкой разуму каждого из вас. Серия была пропитана величием буквально во всем, начиная от составов команд и тренеров и заканчивая драматичным информационным оформлением. Это была история величия, и данная серия заслуживает такой громкий эпитет. Эти шесть игр наложили отпечаток на все последующие зеленые дерби, ставшие украшением КХЛ. И теперь даже в длинной таблице хоккейной посещаемости из всей сотни мест эта пара до сих пор располагается вместе и рядышком. Потому что надо так. Они так привыкли. Не мешайте. Им так уютней. 

На этом и завершаются девять историй о жизни нашей лиги, и осталась уже только одна. А про «Салават» и «Ак Барс» я теперь рассказал вам абсолютно все.

Доклад закончил

Лучшие серии в истории КХЛ. 7-10 места

Лучшие серии в истории КХЛ. 5-6 места

Лучшие серии в истории КХЛ. 4 место

Лучшие серии в истории КХЛ. 3 место

Фото: РИА Новости/Григорий Соколов

Мой твиттер