13 мин.

Почему восьмой сезон КХЛ хочется забыть

Самый ужасный чемпионат в истории лиги.

Руководство КХЛ все меньше интересуется хоккеем

alt

Примерно сразу стало понятно, что сам хоккей новых руководителей интересует постольку-поскольку. А раз так, то стадионы перед началом чемпионата можно инспектировать и по фотографиям. С уточнением легионерского вопроса затянули настолько, что команды уже начали сезон, провели первые игры, а точной информации о том, кто будет считаться иностранцем, не было – а ведь это большой организационный провал, его странно прикрывать обещанием «хоккейных понедельников». Тут же КХЛ ввязалась в странную инфовойну с федерацией и министерством спорта, в которой предсказуемо проиграла, и это поражение пришлось оплачивать клубам. Взять и эпохальное решение с назначением Владимира Плющева, что подавалось с забавной формулировкой «поставим во главе арбитров человека с кристально чистой репутацией».

В таком духе прошел весь сезон. И никому не показалось странным, когда в чемпионской раздевалке «Магнитки» замелькал бывший президент Александр Медведев, а не Чернышенко. Что ему там делать? Формальности, типа переименования драфта КХЛ или ребрендинга логотипа чемпионата, понятно, важнее, а то, что за год лига в смысле организации сделала шаг назад, никого не волнует; были бы хоккейные понедельники.

Судейство в КХЛ слишком влияет на результаты

alt

Новый главный арбитр КХЛ в самом начале своей работы обещал, что, в отличие от прошлых сезонов, в этом все будет четко и последовательно, однако выстроенная на новый лад система судейства принесла в лигу разве что хаос и разрушения. И сами арбитры видятся тут совсем не крайними. Как людям в полосатом спокойно работать, когда им сначала обещают дополнительную защиту от прессинга и критики, а потом обещавшие люди сами сливают и штрафуют при первой же возможности? К тому же рейтинговая система, введенная при Плющеве, построена на баллах, которые выставляют арбитрам клубы – не самые объективные рецензенты, особенно в случае поражения. Теперь со стороны кажется, что матчи обслуживаются так, чтобы играющие клубы просто писали как можно меньше жалоб – и не всегда этот стиль судейства строго совпадает с правилами хоккея. В итоге все заканчивается еще большим количеством важных ошибок арбитров.

Но самое ужасное, что их ошибки не особо разбирались лигой – по ним просто выносились наказания. Кроме того, из некоторых судей Плющев просто сделал крайних – например, из Алексея Анисимова, о наказании которого сообщалось каждый раз на официальном сайте лиги, в то время как принятые меры по отношению к другим арбитрам умалчивались (хотя и были на самом деле). Очень сложно поверить, что Анисимов, признанный лучшим в КХЛ в прошлом сезоне, настолько снизил требования к себе.

Вся эта обстановка привела к тому, что судьи могли трактовать один и тот же эпизод по-разному не просто в одном туре, а в отдельно взятом матче. Они ошибались, и очень много, и в итоге насвистывались до неверных решений, влиявших на результат игры. Разговоры о судействе поднимали даже те, кто вообще не привык спихивать собственные неудачи на других. Критика арбитров на пресс-конференциях едва ли не стала трендом – и такое единодушие клубов редко проявлялось за всю историю лиги. Лишь Дмитрий Чернышенко посчитал, что критика не усилилась (ну и Плющев еще, наверное) – впрочем, нет уверенности, что с его занятостью он до конца понимает, о чем идет речь.

В восьмом сезоне КХЛ установлен рекорд по тренерским отставкам

alt

Амбиции у руководителей клубов растут, а вот терпения становится все меньше. Уже никто не готов давать больше года на построение команды, закрывая при этом глаза на результаты – сразу 13 тренеров получили расчет по ходу сезона. Да, ситуации в каждом клубе были разные, но по факту только один из всех уволенных готовил команду к чемпионату три лета подряд – Майк Кинэн (и то, кажется, «Магнитка» специально перевела его на другую должность, заранее зная о готовящемся странном приказе минспорта). В остальных случаях руководство просто не могло больше смотреть на мучения команды, а где-то – как в «Ладе», например – сами менеджеры и ждали возможность для отставки. Сергей Светлов наверняка понимал, почему, не советуясь с ним, в межсезонье в команду пригласили Артиса Аболса.

Интересно, что сразу у пяти тренеров между назначением и увольнением не прошло и семи месяцев – просто поразительный уровень доверия со стороны руководителей клубов. В итоге тенденция получается так себе. Все в лиге понимают, что сокращение может поджидать в любой день с самой нелепой формулировкой, поэтому большинство тренеров в наше время даже и не думают работать на перспективу: просто выпускают более опытных хоккеистов для получения очков. Молодому игроку в такой ситуации выгрызть приличный шанс с хорошим айстаймом можно, только обладая рвущимся изо всех щелей талантом и дожидаясь травм старших товарищей. Остальным – лавка, ссылка в ВХЛ или молодежку, которую они уже давно переросли.

Но нам все равно продолжат рассказывать, что так мало юных звезд из-за легионеров, которые выискивают в КХЛ перспективных русских младенцев и выгрызают у них хоккейные таланты.

Восьмой сезон КХЛ стал очень предсказуемым

alt

Да, к регулярному чемпионату претензий чуть меньше. ЦСКА был сильно впереди, но кое-что интересное в нем все-таки произошло. За счет нестабильных лидеров – тех же СКА, «Динамо», «Ак Барса» или «Салавата Юлаева», который по сезону прокатился на американских горках. Или благодаря «Сочи», «Сибири», «Адмиралу» – у них по разным причинам получилось, хотя вроде и не ждали. И из-за выступлений Андрея Разина в личном зачете (на пресс-конференциях) и его «Автомобилиста» в командном. К тому же, регулярка длинная, игр много и почти каждую неделю было о чем поговорить.

Плей-офф же был близок к провалу – и провалился бы, не зарубись «Магнитка» в финале с ЦСКА. Всего три семиматчевые серии (за две отдельное спасибо Уфе) и вполне кровавые 2-4 между «Йокеритом» и «Торпедо» – что еще можно вспомнить? Сюрпризы кончились в первом же раунде, откуда с запасом выбрались клубы с именами; сочинцы хоть и были выше «Динамо» в регулярке, но получили свои 0-4. И весь плей-офф был таким. Кто-то рассчитывал на армейское дерби, но и там было пусто. На Востоке «Магнитка» тоже равных себе не встретила, всего раз проиграв «Салавату».

Финиш сезона общее ощущение, конечно же, исправил, но давайте не забывать – на старте финала, который закончился уральской сказкой, многие предсказывали едва ли не 4-0. Это был бы провал.

За сезон в КХЛ не появилось новых героев

alt

О командах уже поговорили – за регулярным чемпионатом ничего удивительного не было. В личном зачете тоже не густо. Начнем с тренеров. Главный герой сезона – Илья Воробьев: поближе к развязке выяснилось, что и первый Кубок Гагарина во многом его заслуга. В общем, совсем не новый человек, хоть и в новом статусе. Дмитрий Квартальнов – тоже не открытие. Игорь Захаркин удивил, но по большому счету, мы его знаем давно. У Сергея Зубова стать новой звездой среди тренеров не получилось. Пресс-конференции Петериса Скудры волшебные, но его команда прошла только один раунд. Разинский «Автомобилист» вроде незабываемая команда, а на деле с трудом попала в плей-офф и оттуда вылетела сразу же.

По игрокам аналогичная ситуация. Впереди Сергей Мозякин, за ним Александр Радулов – как и во многие-многие предыдущие годы. В топ-10 лучших бомбардиров регулярки из свежих имен только Никита Гусев, и он как раз возглавляет небольшую группу открытий сезона, но важно понимать их масштаб: Никита лишь восьмой в этой гонке и в армейском дерби мы его совсем не помним. В этом же списке «полуоткрытий» сибирская тройка Шумаков – Шалунов – Санников, армейцы Иван Телегин и Андрей Светлаков, Алексей Береглазов, уфимцы Александр Логинов и Максим Майоров. Достойные парни, все круто, но герои ведь берут кубки, а не просто заслуживают вызова в сборную. Кубок же взял старый добрый Мозякин.

Матч звезд КХЛ стал самым скучным за всю историю

alt

«Звездный уикэнд» (хотя в нашем случае просто суббота) – это такое мероприятие, от которого многие воротят носы, плюются, называя это поддавками, но смотрят. Даже если и уверяют, что неинтересно, то хайлайты и гифки с мастер-шоу потом все равно просматривают. Гораздо хуже, когда Матч звезд КХЛ неинтересен на самом деле, причем в первую очередь его организаторам.

Да, в истории лиги пока было только два праздника, когда действительно все было круто и душевно – в Риге и Челябинске: хоккеисты и сами веселились, и на публику играли, делая ее причастной к этому. Остальные же Матчи звезд получались формальными и искусственными, хоть какой-то уровень и держали. Но январь 2016 года показал, что можно не только опуститься ниже планки, но пробить дно. После такой звездной субботы даже любители шоу не будут против ее полной отмены. Есть версия, что просто стоит подходить с душой к хоккею, а не как в КХЛ.

Организаторы сразу пошли по пути наименьшего сопротивления, выбрав за 4 месяца до самого матча Москву как город проведения – якобы ради тестирования ВТБ «Ледового дворца» перед чемпионатом мира (даже Матчи звезд КХЛ теперь проходят, по сути, в угоду ФХР). А дальше все пошло по накатанной схеме, которая в последние годы, к слову, вела к провалу мероприятия, но это никого не волновало. В угоду хронометражу (и, видимо, накладывавшейся трансляции биатлона на «Матч ТВ») конкурсы в суперскиллс – самое интересно, что есть на подобных праздниках – сократили до 5 стандартных, не придумав ни одного нового. Формат самого матча – «Запад» против «Востока» – уже никого не мог возбудить, настолько приелось это противостояние, а ужасно рекордный счет (28:23) напоминает больше о баскетболе, а не о хоккее.

Конечно, успех Матча звезд-2016 зависел во многом и от самих хоккеистов, но приезжающим на него из года в год игрокам это было не особо важно (Мозякин даже тут отказывался от интервью). В этом смысле поступок Ильи Ковальчука, который сослался на травму и остался в Питере, кажется весьма честным по отношению ко всем – в первую очередь, к болельщикам. Молодые же парни, для которых приглашение в Москву стало действительно важным событием, немного тушевались – примера того, как себя вести и что придумывать для суперскиллс, перед ними просто не было.

Календарь сезона КХЛ был подстроен под сборную

alt

Нет, это совершенно никого не удивило – об этом было заявлено заранее, ФХР активно прикрывалась домашним чемпионатом мира, да и, в целом, все смирились. Но и не упомянуть календарь КХЛ, в котором учли интересы всех, кроме болельщиков (13 матчей в 1 день и 0 – на следующий), было бы совершенно неправильно.

Август, пожалуй, самое хоккейное время года: в Загребе «Медвешчак» и «Адмирал» играют в тумане, холодильные установки работают на пределе, улетевшие в отпуск болельщики пропускают начало чемпионата, а хоккеисты пересчитывают лишившихся летом дней на отдых. Но все это ради благой цели – месячного окна в апреле для подготовки хоккеистов Знарка к чемпионату мира. Окна, после которого заметная часть хоккеистов отправилась во вторую в «олимпийскую» команду, а не на ЧМ.

К слову, сейчас в основной сборной 7 хоккеистов из НХЛ, которые даже не представляют, что можно начать сезон летом. До старта ЧМ их количество может увеличиться до 12 при заявке в 23 игрока. Если в национальной команде опять будут до финала держать место для Овечкина/Малкина, то становится вообще непонятно, кому нужен был этот старт в августе, эти огромные дыры на Евротур и апрельский сбор – все равно ставка делается на энхаэловцев. Жертва в виде разбитого календарем сезона окажется абсолютно напрасной – регулярку можно было бы хотя бы до 65-70 матчей увеличить.

Только вот в КХЛ, похоже, не вдумываются в суть вопроса, веря людям из ФХР на слово. Чемпионат КХЛ 2016/17 стартует 22 августа с формулировкой (внимание!): «Нам нужно учитывать интересы нашей сборной». Надо бы поинтересоваться у Третьяка, Россия себе случайно  два домашних чемпионата мира подряд не выбила ли? Но скорее всего, ЧМ-2017 в Париже настолько принципиален для нашей страны, что снова требуется окно в апреле, чтобы к самому турниру составить сборную почти из одних энхаэловцев.

Влияние ФХР на КХЛ заметно усилилось

alt

Если в начале сезона еще ходили какие-то разговоры о диалоге с КХЛ, то в конце затихли и они. Главный спикер российского клубного хоккея сейчас – Владислав Третьяк, а дополнение «клубного» можно легко убрать. Нет никакого клубного хоккея, оставьте, это в прошлом. Есть только российский хоккей – не бизнес, а социальный проект. Президент ФХР высказывается о КХЛ, как о своем дочернем предприятии – вот сыграем на Олимпиаде, совсем лимит ужесточим. Или про вступление нового клуба: если шведские друзья против, то не бывать этому. Порекомендовала федерация упразднить драфт КХЛ – в тот же день в КХЛ стали создавать группу по вопросу отмены «ярмарки юниоров».

Повестку дня формируют тоже в ФХР – и она выходит просто аховая. На совет с президентом страны выносят вопрос кому вручать звание чемпиона России; создают олимпийскую сборную, чтобы занять игроков, которые остаются вне игры с середины февраля; планируют создать дополнительный фарм-турнир, параллельный ВХЛ. Хвастаются открытием одного хоккейного центра и просят Владимира Путина помочь открыть еще два. И это на фоне суетливого, скомканного и, по сути, самого худшего сезона КХЛ за всю ее историю.

Фото: РИА Новости/Екатерина Лызлова, Алексей Куденко (2,6), Алексей Даничев (3,4); metallurg.ru; hcadmiral.ru; РИА Новости/Игорь Руссак