Семён Семёныч - наше всё
Героиня незабвенной "Бриллиантовой руки" много лет назад произнесла сокровенное: после возвращения "оттуда" он стал другим. И действительно, весенний автобусный вояж на "Аякс" в Амстердам оказался сколь доступным, столь и запоминающимся. К тому времени четыре года рубль держали в ежовых руковицах. Президент заявил во всеуслышание: дефолта не будет.
Но экономика рухнула, а вместе с ней - и мечты о гостевых матчах Лиги Чемпионов 98/99. Голодный и жадный до выездов, студент-первокурсник Пищевого Института уверенно шагал в новый год с желанием добрать впечатлений на хоккейной ниве.
Фирменный состав #66 "Москва-Тольятти" морозным январским днем держал курс на восток. Ехать пришлось в одиночестве. Вся молодежная братия двумя днями ранее стартовала в Самару. Там матчем с местными ВВС начинался поволжский "двойник". И посетить логичным образом обе игры мешал только страх первой сессии. Дорога материализовалась в памяти сувениром-занавеской с символикой города. Каюсь, взятой без спроса (был такой грешок). Ведь магнитики тогда еще были уделом избранных.
Тупиковая станция. Пустнынный зал ожидания на рассвете. Место встречи потрепанных Жигулевским авантюристов. И слегка помятых с дороги москвичей. Тех, кто сел накануне в единственный прямой поезд. С байками первого акта мы пришли к футбольному стадиону. Какой-то юнец сподобился подняться на самый верх осветительной мачты. Остальные наслаждались выездом и хитами The Offspring в кассетном магнитофоне одного из парней.
Вечернее начало игры не оставляло шансов обойтись без ночёвки. На утренней раскатке ребята подошли к команде. Ожидая увидеть переговорщика из числа администрации. Но к фанатам вышел ОН сам. Нет, конечно история знает многие случаи помощи болельщикам. И никакого героизма тут вовсе нет. Но факт того, что Великий Человек обратил внимание на проблему подростков. Как и отметил их массовую (наверное, впервые на хоккее) выездную поддержку накануне...
В общем, диалог не был долгим. Мы стояли на расстоянии вытянутой руки. А потом и еще ближе, когда фотографировались с Легендой. Той самой, что рвал чехословаков в тройке с Шалимовым-Шадриным. Тем, кто громко заявил о себе канадцам в Суперсерии-72. Александр Сергеевич Якушев передал сумму денег. Хватило для ночёвки в двух домиках-вагончиках бродячего цирка. Да ещё и на перекус оставалось.
На прощание один из молодых решил дать напутствие маэстро. И спросил на ушко, а как мол зовут-то Якушева? "Ну, Семён Семёныч, стыдно не знать таких имён", - прозвучало ему ответом кого-то из наших.
"Семён Семеныч,..." - наивно обратился юноша к тренеру. А наш спаситель лишь чуть улыбнулся и продолжил беседу. Как ни в чем не бывало пропустил мимо ушей дремучесть нашего товарища. Которая заставила отвести глаза остальных. И даже слегка покраснеть некоторых.
Ночевали в каждом из домиков по 5-6 человек. На двух кроватях и на полу. Зато весело и в тепле. Но конечно они бы не смогли вместить всех желающих. Закончился матч. Снова отправили делегатов к тренеру. Как и с кем состоялся разговор - не припомню. Благо оказался в числе счастливых соискателей ночёвки в шапито. Но с утра довольные лица расползались в улыбке. Всем тем, кто в силу обстоятельств оказался в творческом поиске ночлега, было предложено разместиться на диванах в холле старенького, но уютного "Волгаря". При этом руководство позаботилось еще и о горячем питании. Что, пожалуй, может показаться совсем уж излишеством.
Год с небольшим спустя мы оказались примерно той же компанией снова на берегах Волги. На этот раз хоккейную Самару я все-таки посетил. От нечего делать направились в гостиницу, где разместилась команда. На стойке уточнили номер А.С. Якушева и поднялись наверх. Зачем пришли - не понятно. Главное, была уверенность, что вот так вот можем зайти в гости без звонка. И нас примут как родных.
После непродолжительного стука послышалось шевеление. Кто-то нехотя подошел к двери и открыл. На пороге стоял кумир миллионов советских граждан. В семейных трусах. Дневной сон отделял утреннюю подготовку от предстоящего игрового действия. Чего вам, ребят?! Да вот, зашли... Ситуация действительно выглядела глупо. Он просто закрыл дверь. Не выругался и не послал. А мы поняли, что перегнули палку...
Самый результативный игрок Суперсерий 72 и 74, легендарный "ЯК-15" появился на свет в г. Балашихе. Там, где уже почти десяток лет проживает моя семья. Где появились на свет двое детей. И вот, на правах почти земляка, памятуя самарское недоразумение, хочу наконец прокричать ему сквозь годы: "Семён Семёныч, ну простите нас!"