Лучшие кражи в дедлайн в истории НХЛ
Артем Зырянов вспоминает самые удивительные обмены в истории дедлайнов НХЛ.
8. Калле Юханссон и Байрон Дафо в «Вашингтон» из «Баффало» на Гранта Ледьярда, Клинта Маларчука и Брайана Холцингера
Можно только догадываться, как сложилась бы судьба Юханссона в «Сэйбрс» после того, как он набрал 42 очка в дебютном сезоне и еще 13 за половину следующего, как результативно он играл бы с Могильным, Лафонтеном и Хаверчуком, как помогал бы Гашеку и Ролосону. Но «Сэйбрс» обменяли молодого защитника и драфт-пик, который со временем станет неплохим вратарем Байроном Дафо в «Кэпиталс» на недружившего с режимом Маларчука и двух парней, едва ли оставивших заметный след в истории клуба.
О Маларчуке, конечно, не забывают, но совсем не по игровым заслугам. А Юханссон без преуменьшения один из лучших защитников «Кэпиталс» 90-х. Больше него за команду из Вашингтона пока никто не сыграл. В дедлайне-1990 точно также в «Ванкувере» оказался Юрки Лумме. «Монреаль» попросил за него второй выбор драфта. Чудесная сделка.
7. Брэд Ричардс из «Тампа-Бэй» в «Даллас» на Майка Смита, Джеффа Хэлперна, Юсси Йокинена и выбор на драфте
Первый закон генеральных менеджеров НХЛ гласит: не пытайтесь менять свою главную звезду в дедлайн, даже если у него истекает контракт, и через пару месяцев он станет свободным агентом. Второй закон: если вы все же поменяли свою звезду в дедлайн, и вам кажется, что вас не облапошили, вам это только кажется. Доказательств десятки. На один толковый обмен условного Брайана Кэмпбелла из «Баффало» в «Сан-Хосе» («клинки» остались в плюсе) приходится пять трейдов а-ля Джером Игинла из «Калгари» в «Питтсбург», после которых хочется завопить: «Да что же вы творите?»
Например, «Атланта» отдала «Питтсбургу» Госсу и Дюпуи, и очень скоро растеряла всю компенсацию, включая выбор в первом раунде драфта. Обмен Райана Смита в «Айлендерс» принес «Эдмонтону»… Да и вспоминать не стоит, только расстраивать лишний раз фанатов «Ойлерс». За Рона Фрэнсиса и Ульфа Самуэльссона «Хартфорд» не получил никого, кто был бы в команде через пять лет, и так далее, и так далее.
Нужны свежие примеры? Возьмем трейд Брэда Ричардса в «Даллас». Казалось бы компенсация не так плоха – и молодой вратарь, и забивной легионер, и ветеран плюс драфт-пик. Но Смит стал звездой не в «Лайтнинг» и в какой-то момент был выставлен на драфт отказов. Халперн в силу возраста и ограниченного таланта не мог быть кем-то большим, чем ролевой игрок, а Йокинен раскрылся после другого обмена – в «Каролину». Брэд все же провел в «Старс» пару добротных сезонов.
6. Том Баррассо в «Баффало» из «Лос-Анджелеса» на Рика Мартена и Колина Чисхольма
Формально, «Кингс» отдали «Сэйбрс» только драфт-пики – первый в 1983-м и третий в 1981-м – но уже тогда эта сделка выглядела паршиво. Генменеджер «Лос-Анджелеса» Джордж Магуайр был уверен в двух вещах: а) никто из юниоров ближайших драфтов не мог бы усилить его команду; б) бывшая звезда «Баффало» Рик Мартен сможет заменить травмированного Чарльза Симмера в плей-офф. В его голове складывалось превосходное звено – Марсель Дионн – Дэйв Тэйлор и, собственно, новичок, который наколотил более 400 голов в составе «клинков».
Было одно но. «Баффало» решил расстаться с Мартеном не просто так, а по ряду причин. В начале сезона-1980/81 нападающий серьезно повредил коленный хрящ, и шансов на то, что он станет тем, кем был раньше, почти не оставалось. Потом он разругался со Скотти Боумэном, который, по мнению Рика, зажимал его и не давал свободы. Так что «Кингс» отдали потенциально топового новичка за громкое имя. Ничего другого у Мартена не оставалось.
– Я встречал Рика в аэропорту, когда он прилетел из Баффало, – рассказывал комментатор матчей «Кингс» Боб Миллер. – Когда он шел к моей машине, то буквально волочил ногу. А когда я открыл дверь, ему потребовалось держать колено двумя руками, чтобы заползти в салон. Я подумал: «И на это мы потратили выбор в первом раунде драфта?»
Мартен проведет за «Лос-Анджелес» всего пять матчей и завершит карьеру.
– А вы не думаете, что Скотти Боумэн вас провел? – уточняли у Макгуайра на пресс-конференции, когда стало известно о новой травме Мартена.
– Боумэн никого не может провести. Даже вас.
«Баффало» выберет Баррассо под пятым номером в 1983-м, и в том же сезоне молодой вратарь выиграет «Колдер Трофи» и «Везину». И это было только начало его насыщенной на победы карьеры.
5. Джефф Куртнолл, Роберт Дирк, Серджио Момессо и Клифф Роннинг в «Ванкувер» из «Сент-Луиса» на Дэна Куинна и Гарта Бутчера
Это была не кража, а жесткое кидалово с тяжелыми психологическими последствиями для пострадавшей стороны. Если вы замечали, что рядом с Павлом Буре в незабываемом плей-офф-1994 находились и другие игроки, то должны помнить скоростных и, что важно, забивных парней Джеффа Куртнолла и Клиффа Роннинга. А среди тех, кто защищал «Русскую ракету», собирал по 200 минут штрафа и при этом набирал более 30 очков, также был массивный Серджио Момессо. Не так много сыграл защитник Дирк, но 217 матчей для игрока, которого приложили в довесок, это, наверное, неплохо.
И все это богатство «Ванкувер» получил за оборонца Гарта Бутчера, отблагодарившего клуб за выбор в первом раунде драфта суммарными «минус 121» за 10 лет карьеры, и Дэна Куинна, который когда-то забил 40 голов, играя с Марио Лемье. Без него результативность форварда была куда скромнее. В «Сент-Луисе» он провел 14 матчей и отправился путешествовать по городам Северной Америки дальше. «Кэнакс», благодаря безголовости менеджмента «Блюз», выдали один из лучших отрезков в истории.
4. Мирослав Шатан в «Баффало» из «Эдмонтона» на Барри Мура и Крэйга Миллара
Вот вы ругаете руководство «Ойлерс» за бестолковые трейды, а в 90-х, когда в команде еще был Глен Сатер, случались сделки еще более нелепые, чем подписание Никиты Никитина. «Эдмонтону» посчастливилось вытащить в пятом раунде драфта словацкого снайпера Мирослава Шатана, обладателя страшной фамилии и невероятного чутья на голы. На Олимпиаде-1994 Шатан подчеркнул крутизну выбора «нефтяников», забив 9 голов. В первом же сезоне за «Ойлерс» Миро забросил 18 шайб, к марту следующего чемпионата – еще 17. Вот же счастье привалило «Эдмонтону». Не отпускай его и развивай.
Так поступили бы в 90 процентов клубов, но не в «Ойлерс». Шатана обменяли на двух нападающих «Баффало», которые в общей сложности провели за новую команду 40 матчей. А словак через пару лет забросил 40 шайб за сезон и помог «клинкам» дойти до финала Кубка Стэнли. Почувствуйте разницу.
3. Маркус Нэслунд в «Ванкувер» из «Питтсбурга» на Алека Стоянова
Менеджеров «Питтсбурга» в дедлайн бросает из жары в холод. То они провернут блокбастер и затащат в команду Рона Фрэнсиса и Ульфа Самуэльссона, то отдадут Рэнди Карлайла за сомнительную компенсацию. То разведут «Оттаву» на Мартина Страку, то отдадут за алкоголика Фогерти самого Скотта Янга, а за старичка Эда Олчика – Гленна Мюррея. В общем, в 1995-м был тот самый год, когда «пингвины» начудили.
Объяснить решение Крэйга Патрика отпустить перспективного шведа Маркуса Нэслунда и тогда, и сейчас было сложно. Скорость, бросок, техника – все это находилось при скандинаве. Он блистал на молодежном уровне в звене Петера Форсберга, а в первом полноценном чемпионате НХЛ набрал 52 очка и забил 19 голов в 66 матчах. Смотрим на дебют Ягра в «Питтсбурге» – у него было 57 очков в 80 играх. И это нужно помнить, что шведу приходилось большую часть сезона мириться с игрой в третьем звене. Топ-6 команды была забита суперзвездами, но многие из них уже были в возрасте или на дорогих контрактах, так что Нэслунд лишним точно не казался.
Решение «пингвинов» поменять Маркуса именно на Алека Стоянова объяснению не поддается. К моменту совершения сделки у силовика «Кэнакс» был один балл за результативный пас в 58 матчах и более ста минут штрафа. В юниорской лиге о нем говорили, как о копии Эрика Линдроса или хотя бы Кэма Нили, но и Якупова называли новым Буре, что с того? К концу карьеры у Нэслунда набралось 862 очка. Стоянов невероятными усилиями добрался до отметки «7». Свой последний матч он провел за команду «Нью-Мексико Скорпионс» из CHL, а потом решил стать пожарным.
2. Джастин Уилльямс в «Лос-Анджелес» из «Каролины» на Патрика О’Салливана
«Харрикейнс» вскоре отдали О”Салливана «Эдмонтону» в обмен на Эрика Коула, но «Кингс» от этого хуже не стало. Они-то получили будущего MVP плей-офф, клатчера и трудягу всего лишь за переставшего прогрессировать игрока с немалыми, как потом оказалось, душевными проблемами. Когда официальный сайт НХЛ объявил о трейде, многие посчитали «Лос-Анджелес» проигравшей стороной или как минимум сильно рискнувшей. Уилльямс после победы в Кубке Стэнли с «Каролиной» нахватал столько травм, что хватило бы на троих, и в сезоне-2008/09 его чаще видели в лазарете, а не на площадке. Он переходил в «Кингс» с травмированной рукой (заблокировал бросок одноклубника Бабчука), а в начале следующего чемпионата сломал ногу.
Кто бы мог подумать, что со временем Уилльямса будут называть железным человеком, а его голы, передачи и полезная игра станут одним из залогов двух побед «Лос-Анджелеса» в плей-офф. Дин Ломбарди, может быть? И да, О’Салливан завершил карьеру четыре года назад.
1. Буч Горинг в «Айлендерс» из «Лос-Анджелеса» в обмен на Билла Харриса и Дэйва Льюиса
Это не было сливом истекающего контракта со стороны «Кингс», Горинг не бастовал и проводил обычный для себя сезон с 25 голами и 70 очками. Буч был звездой команды и душой ее раздевалки, он только-только подписал долгосрочный контракт, и он обожал Калифорнию. Да, «короли» редко проходили дальше стартового раунда плей-офф, но нападающий еще не достиг той стадии карьеры, когда начинается нытье из-за нереализованных амбиций. «Кингс» посчитали, что 30-летний Горинг свои лучшие годы в НХЛ уже отыграл, и когда «Айлендерс» вышли на них с предложением, в клубе особенно не противились.
Компенсация казалась солидной. Харрис – это общий первый номер драфта-1972, участник Матча звезд, который рвался доказать, что 50-60 очков за чемпионат не его предел. А защитник Льюис до перехода в «Лос-Анджелес» четыре сезона подряд выбивал показатель полезности не ниже «плюс 29». К тому же у «островитян» дела в том году шли неважно. Босси, Тротье и К в январе вообще были за чертой плей-офф, и только к началу весны к команде вернулась ее игра и результаты.
– Моя первая реакция на обмен – злость и разочарование. Я вообще планировал завершить карьеру в Лос-Анджелесе и уж точно не думал, что меня отдадут в дедлайн с шестилетним контрактом, – вспоминал Горинг. – Но оказавшись в «Айлендерс», я увидел, что это чертовски хорошая команда, и этот переход дает мне возможность выиграть Кубок Стэнли. А «Кингс», по-честному, сложно было набирать более 50 процентов очков.
Горинг завоевал свой первый перстень спустя несколько месяцев после обмена, причем на пути к трофею «Айлендерс» выбили из плей-офф «Лос-Анджелес». Буч забил 7 голов и набрал 19 очков, а на следующий год к победе в Кубке Стэнли добавил титул самого ценного игрока. В каждом из пяти проведенных на Лонг-Айленде сезонов его команда доходила как минимум до финала плей-офф и только в 1984-м «Эдмонтон» Уэйна Гретцки смог остановить машину Эла Арбура.
Харрис провел в «Кингс» чуть больше сотни матчей и был обменян, Льюиса в числе легенд «королей» вы также не найдете.
Фото: Gettyimages.ru/Bruce Bennett, Getty Images; REUTERS/Lyle Stafford; Gettyimages.ru/B Bennett