Райан Веске: «Кролик», скачущий по просторам КХЛ
Пожалуй, лучше всего прочего Райана Веске охарактеризует история появления в рядах хоккейной команды Корнелльского университета. Он не был на ведущих ролях в решающих матчах, он не бил рекорды по количеству заброшенных шайб. Веске заслужил свое место в Университете тяжелым трудом, даже не подозревая, что за ним могут наблюдать внимательные глаза скаутов.
«Однажды я увидел, как он тренируется в Моррисвилле, как раз в то время когда они готовились к национальному фестивалю», – вспоминает тренер Корнелла Майк Шафер. – «Я был очень, очень впечатлен его игровой этикой и уровнем боеспособности. То, как он, несмотря ни на что, выжимал из себя максимум, просто поразило меня до глубины души».
Именно эти усилия дали возможность уроженцу Ллойд-Харбора перезапустить свою карьеру на университетском уровне, в течение которой он преодолел планку в 100 баллов. Они же, в свою очередь, обеспечили ему в год выпуска титул MVP и Премию Сэма Вудсайда – награду, которая присуждается игроку «великих красных», продемонстрировавшему наибольший прогресс за время обучения. Так его упорство, наконец, вывело его на новый, профессиональный уровень, на котором его спортивной карьере суждено было стать не только продолжительной, но и продуктивной.
Его дальнейшие успехи на севере штата Нью-Йорк безоговорочно предопределили последовавшее затем приглашение в тренировочный лагерь в Национальную хоккейную лигу. Однако по иронии судьбы, в сезоне-2004/05 чемпионату НХЛ не суждено было состояться. В это время АХЛ предсказуемо заполонили «беженцы» из отмененного локаутом чемпионата, поэтому Райан решил испытать удачу в Швеции. Там он стал лидером бомбардиров местного «Регле». На следующий год он вновь пересекает океан, а вернувшись в Штаты, присоединяется к «соколам» из «Спрингфилда». После чего на его пути встретится небольшой ухаб, так и не позволивший ему подняться выше четвертой строки в списке бомбардиров бингхэмптонских «сенаторов».
Перезарядив батарейки, Райан вновь начал с чистого листа – на этот раз в Финляндии. И все-таки смог перескочить через эту кочку, снова возглавив рейтинги ХИФКа. Затем вновь сменил клубную прописку на фарм-клуб «Сан-Хосе» «Уорчестер», будучи и там абсолютно лучшим, с большим отрывом от остальных «акул» (в его активе 71 баллов – это на 27 больше, чем у Лукаша Кашпара, ставшего в итоге вторым). Однако ценность Веске для «Уорчестера» выражалась не только лишь в цифрах – «Кролик», как часто называли его тренеры, задавал тон и в раздевалке. Бывший ассистент тренера «акул» Дэвид Каннифф был очень рад видеть Райана в своей команде. «Он провел у нас всего два года, но все это время было роскошным – благодаря нему до нас не доходил ни один конфликт. Обо всем этом Райан заботился еще в раздевалке. Если же ребята не отдавались работе должным образом, он быстро наставлял их на правильный путь. Все внутренние проблемы он брал на себя и самостоятельно решал их внутри коллектива».
В конечном счете продуктивность и активное участие в делах команды помогли Веске вытянуть счастливый билет и получить вызов в НХЛ. К сожалению, за время 10-матчевой побывки в «Сан-Хосе» со старшими «акулами» он не смог набрать ни балла. Однако в сезоне-2009/10 наступил его звездный час. «Пожалуй, это было и остается лучшим опытом за всю мою хоккейную карьеру», – говорит Райан. – «Первые три или четыре игры моего второго сезона в «Шаркс» я играл вместе с Джо Торнтоном и Дэни Хитли. Это была прекрасная микро-серия – я тогда забил три шайбы и отдал одну передачу, а потом получил травму колена. Пожалуй, это самая лучший игровой период из всех, что у меня когда-либо были».
Увы, когда исполнение мечты казалось уже неминуемым, незаметно и внезапно подкралась тень травмы, чтобы полностью омрачить момент. Поврежденное колено во многом предопределило переезд Райана в Континентальную хоккейную лигу. Веске завершил сезон вторым в списке бомбардиров нижегородского «Торпедо», уступив лишь два очка товарищу по команде. Но зато он, Мэтт Эллисон и Шарль Лингле были признаны лучшей тройкой нападения в Лиге. Что, впрочем, не стало большой неожиданностью для Шафера, описывавшего Веске как командного игрока до мозга костей. «Он всегда знает, как лучше всего применить химию с окружающими его партнерами», – добавляет тренер.
В общей сложности трио сгенерировало 143 пункта в 157 играх. Однако на второй год Нижний Новгород внезапно проникся к Веске скепсисом и сжег все мосты.
«С «Торпедо» у меня было трехлетнее соглашение. Но спустя 11-15 матчей того сезона мне пришлось перенести операцию на спине. Я вернулся в строй только лишь тогда, когда до конца чемпионата оставалось три игры, и тут они выкупили мой контракт, не поверив, что проблемы со спиной позволят мне выступать на прежнем уровне».
Какое-то время кондиции действительно не хотели возвращаться. «Мой [следующий] год в Швеции [и Финляндии] ушел на то, чтобы восстановиться и выйти на прежний уровень. Если честно, это было нелегко – потому на это и ушел целый сезон».
После годичной реабилитации Веске возвращается в КХЛ, где подписывает контракт с хорватским «Медвешчаком» и воссоединяется со старыми знакомыми Лингле и, чуть позднее по ходу сезона, Эллисоном. «Год в «Медвешчаке» стал для меня особенным. В семье каждого игрока были дети, причем все – примерно одного возраста. Сейчас у меня трое (4-летняя Эмма, 2-летняя Мэйлин и рожденный в июне Чарльз). В те времена, однако, у меня было только две дочки. В общем, в нашей компании собралось 26, а то и 30 детей-ровесников. Всем ребятам из команды было от 28 до 33 лет, наши жены прекрасно ладили друг с другом. В общем, дела вне льда были так же хороши, как и на льду».
Последнее в отношении Райана – чистая правда. Он не стал лидером команды по набранным очкам, но отстал от победителя в этой номинации всего на три балла. Веске снова нашел свою игру.
Минское «Динамо» заметило это. Единственный белорусский представитель на просторах КХЛ принял Веске в свои ряды – так же, как Эллисона и Лингле. Вместе в Джонатаном Чичу бравая четверка создала динамичную линию атаки и в прошедшем сезоне помогла Минску пробиться в плей-офф.
Райан не понаслышке знает, какое преимущество дает сохранение непосредственных игровых партнеров, несмотря на все передвижения по карте Лиги. «Это очень важно. Многим легионерам, прибывающим в КХЛ, не удается раскрыться в полной мере. Причем частенько причиной тому становятся обстоятельства, а не уровень их мастерства. Чтобы показать себя, нужны достойные партнеры. В России же игроки иногда исповедуют немного иной стиль, к которому нам порой бывает трудно привыкнуть».
Повреждение, полученное в начале нынешнего сезона, вынудила Веске немного притормозить на самом старте. Серьезная же травма Лингле и вовсе заставила знаменитую тройку взять долгосрочную паузу. Тем не менее, Минск все еще располагает боеспособными штыками, способными решать исход любого матча в свою пользу. Неудивительно, что и Райан в их числе: «В раздевалке у нас отличная «химия». Что идет только на пользу общему делу, творимому совместно с другими талантами команды. Соотечественник Ник Бэйлен, который также родом из Нью-Йорка, – абсолютная звезда динамовской обороны, [вплоть до полученной травмы] он имел все шансы попасть в стартовую пятерку Запада на Матч Звезд-2016. Есть еще порох в пороховницах и у Чичу, а Эллисон бьет все мыслимые бомбардирские рекорды. Несмотря на раннее повреждение, Веске все еще на втором месте в списке форвардов-снайперов своей команды и сейчас делает все возможное, чтобы вернуть форму и ударно завершить сезон.
Что же до перспектив вернуться в НХЛ, они, скорее всего, ограничиваются лишь двусторонним контрактом. Впрочем, даже этот вариант сомнителен. Так что Райан уже практически оставил надежды на возвращение. Каннифф все еще считает, что он добился бы за океаном успеха – его игровой этики было бы достаточно, чтобы удержаться в составе, даже без обилия голов и передач. Но Веске признает: «В НХЛ достаточно ребят, которые проходят в состав. Если же ты окажешься на равных с парнем на одностороннем контракте, ты вне игры».
Итак, «Кролик» просто продолжает скакать по просторам Континентальной лиги, привнося энергию и успех в любую команду, оказавшуюся достаточно мудрой для того, чтобы принять его на борт.
Источник: New York Hockey Journal
Фото: Hcdinamo.by, Sport.tut.by