10 мин.

Битвы подо льдом: зачем хоккейному «Ак Барсу» серый кардинал?

В хоккейном «Ак Барсе» на фоне нестабильных результатов сезона разгорается внутренняя борьба за лакомый кусок – трансферную политику. После того, как от этой темы отстранили Зинэтулу Билялетдинова и его зятя, бразды перешли в руки генерального директора клуба Шамила Хуснутдинова и, как выяснил «БИЗНЕС Online», его тайного помощника – Рашида Хабибуллина, который ведет со всеми переговоры, но в клубе никем не числится. Словом, клубок интриг – как в «Рубине» последних лет, свой «Громов» уже есть.

ТРАНСФЕРНЫЙ ПЕРЕВОРОТ В «АК БАРСЕ»

Нынешний сезон «Ак Барс» проводит ни шатко, ни валко. Количество побед едва превышает количество поражений, а среди команд, которые набрали на данный момент в турнирной таблице регулярного чемпионата КХЛ больше очков, чем казанцы, не только «олигархи» из ЦСКА и «Салавата Юлаева», но и нижегородское «Торпедо» с ХК «Сочи», благо они играют в Западной конференции.

Понятно, что специфика хоккейного сезона такова, что «барсы» могут позволить себе «валять ваньку» на протяжении многих месяцев. Ведь главное – попасть в плей-офф, а там будет совсем другая игра. В восьмерку лучших на Востоке лиги Казань попасть обязана, ну а дальше фаны рассчитывают на тренерский гений Зинэтулы Билялетдинова. В прошлом сезоне, напомним, улыбка фортуны в виде легкой сетки плей-офф довела команду Билла до финала, где «Ак Барс» одной левой был бит питерским СКА. Кажется, немного удачи, и всё повторится.

Между тем, в хоккейных делах Казани все стабильно и скучно только на первый взгляд. Если посмотреть более внимательно, то в клубе, выигрывавшем первый в истории Кубок Гагарина, происходят серьезные процессы, которые, пусть пока и отдаленно, но уже начинают напоминать ситуацию, которая сложилась в футбольном «Рубине» два года назад и закончилась громкой отставкой Курбана Бердыева с последовавшим кризисом управления.

Как удалось выяснить «БИЗНЕС Online», с недавних пор функции фактически одного из руководителей «Ак Барса» выполняет специалист, формально не занимающий в клубе никакой должности. Речь идет о Рашиде Хабибуллине, известном прежде всего по работе генеральным менеджером пражского «Льва», который при нем добрался до финала Кубка Гагарина. Сейчас он по сути дела спортивный директор «Ак Барса» и, в частности, ведет в клубе основную селекционную работу. Сами хоккеисты, которые приехали в столицу Татарстана этим летом, в кулуарных беседах признают, что переговоры со стороны «Ак Барса» с ними вёл лично Хабибуллин, и именно экс-генменеджер «Льва» выходит на клубы с предложениями от казанцев. К примеру, чешские спортивные журналисты рассказывают, что словацкого защитника «Ак Барса» Марека Дялогу, который до того играл в чешской экстралиге, в КХЛ привез именно Хабибуллин, игрок должен был еще год назад перейти в тот самый «Лев».

Рашид Хабибуллин

Появление «серого кардинала» трансферов в лице Хабибуллина окончательно фиксирует тот факт, что от участия в комплектовании команды и переговорах с игроками отстранён главный тренер команды Билялетдинов. Напомним, именно это решение в «Рубине» послужило прологом к отставке Бердыева, которого фактически обвинили в злоупотреблениях. Нечто схожее сейчас в «Ак Барсе». На уровне руководства клуба было принято решение, что именитый наставник, за последнее время наделавший слишком много ошибок в селекции – случайных или нет, теперь должен сосредоточиться только на тренерской работе. При этом зять Билла - хоккейный агент Станислав Романов,помогавший ранее тестю в поиске игроков для «Ак Барса», должен принимать в жизни коллектива самое минимальное участие.

ХАБИБУЛЛИН – ЭТО «ХОККЕЙНЫЙ ГРОМОВ»?

В итоге трансферы прибрал к рукам директор клуба Шамил Хуснутдинов, который публично продолжает рассыпаться по отношению к главному тренеру в комплиментах: «У Билялетдинова полный кредит доверия. Вектор хоккея по команде у нас сориентирован на главного тренера. И я считаю, что это абсолютно правильно. Он должен работать с теми людьми, с которыми ему комфортно. Кредит доверия Билялетдинову в республике дан на самом высоком уровне. Это подтверждение того, что руководство не сомневается в его профессионализме», — заявил он в конце октября в интервью «Чемпионату».

Шамил Хуснутдинов

В качестве помощника и противовеса Биллу в трансферных делах Хуснутдинов и подыскал себе профессионала на рынке в лице Хабибуллина. Тот пусть и недолго, но уже работал в казанском клубе: десять лет назад он возглавлял спортивный отдел «Ак Барса». Однако имя себе сделал в хабаровском «Амуре», в котором работал с 1995 по 2005 год и фактически создавал эту команду. После не слишком успешного опыта взаимоотношений с «барсами», Хабибуллин три года работал с московском «Динамо» и недолго помогал с селекцией питерскому СКА. С 2012 года менеджер занимался развитием проекта пражского «Льва», в который инвестировали в основном компании с российским капиталом. После блестящего сезона и выхода в финал Кубка Гагарина-2014, команда вот уже два года отсутствует в КХЛ из-за проблем с финансами.

Связи и опыт менеджера оценили в Казани, что само по себе можно только приветствовать. Однако верный признак того, что ситуация нездоровая – атмосфера тайны, которой заинтересованные лица в клубе окружили работу экс-генменеджера «Льва» на «Ак Барс». На прямой вопрос о том, работает ли Хабибуллин в Казани, Билялетдинов достаточно агрессивно просит адресовать вопрос Хуснутдинову, тот в свою очередь от комментариев уклоняется. Такой перевод стрелок лишь подтверждает, что в отношениях директора и главного тренера не все гладко.

В итоге разговаривать с прессой согласился только... сам Хабибуллин. Авторитет в хоккейном мире позволяет специалисту чувствовать себя независимым от региональной конъектуры.

– Я не являюсь штатным сотрудником клуба, у меня там нет никакой официальной должности, – ответил он на вопрос журналиста «БИЗНЕС Online». – Но вместе с тем у нас с руководством клуба есть определенные договоренности о совместном сотрудничестве на договорной основе. Суть этой договоренности связана с селекционной работой для основной команды и, по возможности, поиск игроков на перспективу для команд из клубной системы.

Также наш собеседник подтвердил, что приглашение в это межсезонье Дялоги и финского вратаря Юсси Рюнняса происходило при его непосредственном участии. «Марека я много видел в играх за «Спарту». У парня, как мне кажется, есть неплохие данные для того, что бы играть на высоком уровне. Но вместе с тем, чтобы играть на этом высоком уровне, ему ещё надо много и кропотливо трудиться. В начале чемпионата ему было очень тяжело, и он не всегда проходил в состав, но затем ежедневная работа тренерского штаба начала давать свои результаты», – сказал нашей газете Хабибуллин. Сам он отнюдь не против получить официальный статус в клубе. «Вы знаете, я был бы не против, но это зависит не от меня», – сообщил Хабибуллин «БИЗНЕС Online».

Тут вновь напрашиваются параллели с «Рубином: вполне уважаемый менеджер превращается фактически в хоккейный аналог Андрея Громова, экс-генерального директора казанского футбольного клуба. Напомним, он был уволен зимой 2013/14 года вместе с главным тренером Бердыевымно в реальности сохранил многие рычаги управления и после отставки еще полтора года отвечал за селекцию в стане «рубиновых». Всё это закончилось тем, что в клубе поменялись и президент, и главный тренер, а, после одного успешного сезона с Ринатом Билялетдиновым на тренерском мостике, «Рубин» оказался на дне турнирной таблицы – внутренние интриги уничтожили тонкий микроклимат.

КАРТ-БЛАНШ ИСЧЕРПАН?

С чем же связана такая скрытность в стане «Ак Барса»? Люди, знакомые с ситуацией внутри клуба, рассказывают, что в верхах «барсов» нет единства, а натянутые отношения Билялетдинова с Хуснутдиновым пока еще не перерастают в полноценный конфликт, но всё идёт к этому. Давние разногласия усугубились в последние полгода. Летняя селекция «барсов», как уже было сказано выше, прошла лишь при частичном участии главного тренера. Специалист называл позиции, на которые ему нужны игроки, а их поиском занимались другие люди.

Возможно, такая схема наиболее оптимальна – так построена работа во многих успешных командах. Однако в лучших клубах страны есть полноценный селекционный отдел, о создании которого в «Ак Барсе» говорят последние несколько лет, но воз и ныне там – по крайней мере, на официальном уровне.

В любом случае, есть ощущение, что того максимального карт-бланша, который был дан Билялетдинову президентом республики Рустамом Миннихановым весной 2014 года по возвращении в Казань из национальной сборной, все меньше и меньше. Напомним, что специалист вернулся тогда на должность генерального менеджера «Ак Барса» и получил большие ресурсы на перестройку команду. Только на выплату неустоек по расторгнутым контрактам летом 2014-го ушло более 100 млн. рублей, а права на одного хоккеиста «Автомобилиста» Федора Малыхина – 115 млн. рублей. Трансферами активно занимался сам Билялетдинов вместе с зятем Романовым, финансовыми вопросами рулил директор Хуснутдинов.

Одной из самых удачных сделок «Ак Барса» тогда стала покупка прав на канадца Джастина Азеведо и чеха Иржи Секача у того же «Льва». Контрагентом в переговорах с казанской командой был как раз Хабибуллин, на тот момент еще генеральный менеджер чехов. Сумма сделки осталась в секрете. Отметим, что Секач в Казань приезжать отказался и уехал в НХЛ, «барсам» лишь остались права на игрока, если вдруг тот решит вернуться в КХЛ. Но блестящая игра Азеведо, ставшего безоговорочным лидером команды в прошлом сезоне, заставила забыть о некоторых странностях трансфера.

А вот сделка по Малыхину, бенефециаром которой был агент Романов, дискредитировала Билялетдинова как успешного селекционера, – игрок провел крайне посредственный сезон. Причем, по некоторым данным, лоббистом этого дорого стоившего репутации Билла трансфера, в первую очередь был... Хуснутдинов. Если история правдива, это тоже, по-видимому, не добавляет в отношения главного тренера и генерального директора теплоты.

Что же до обвинений в семейственности и кумовстве, то Билл и К не являются чем-то из ряда вон выходящими – в этом смысле менеджемент клуба тоже не образец безупречности, что буквально бросается в глаза представителям СМИ. Так, руководитель пресс-службы – старший брат генрального директора клуба Наиль Хуснутдинов. Его сын Айдар Хуснутдинов отвечает в клубе за социальные сети и работу официального сайта (он же автор гимна команды). Еще один из клубных руководителей – Айрат Абузяров, сын опального экс-главы Буинского района Рафаэля Абузярова. Известно, что господа Хуснутдиновы родом из Буинска и с земляками были знакомы еще до работы в «Ак Барсе». Подвиги «буинского братства» на информационном фронте – тема для отдельной развернутой статьи, так что как-нибудь в другой раз

Старший брат Шамила Хуснутдинова Наиль отвечает в клубе за работу с прессой

БИЛЛА ОТСТРАНИЛИ, ВОПРОСЫ ОСТАЛИСЬ

«Серые» схемы управления, пусть и достаточно эффектные в тактике, еще не приносили стратегическую пользу ни одной команде, но в «Ак Барсе» вынуждены их использовать, возможно, опасаясь скандалов или не желая тревожить покой президента клуба Шафагата Тахаутдинова.

Так или иначе, приглашение Хабибуллина позволило «барсам» минимизировать странности в селекции, которые, правда, остаются и по сей день. К примеру, никто не удосужился внятно объяснить, для чего клуб пригласил на шестую легионерскую позицию (всего разрешено на лёд выходить пяти легионерам в одном матче) канадца Райана Уилсона, заменившего другого легионера, стабильного белоруса Владимира Денисова. Непонятно и то, почему вместо казанской молодежи в клуб приходит некто Андрей Чибисов из «Югры» – форвард, который, сыграв за «Ак Барс» уже 20 матчей, пока не отличился ни разу. А когда в команде случилась нехватка нападающих из-за целого ряда травм, в атаку отрядили защитника Василия Токранова, а не взяли кого-то из фарм-клуба. Вопросов к клубу накопилось множество, но на них никто не отвечает.

Возможно, что со временем Хабибуллин и станет тем, кто будет доводить до публики логику управленческих решений в одном из самых богатых коллективов в КХЛ. А пока же, по разговорам лиц, близких к «Ак Барсу», у Билялетдинова, который после провала на Олимпиаде кругом видит недоброжелателей, уже есть веское оправдание в случае раннего вылета его подопечных из плей-офф текущего сезона: не я эту команду собирал!

Айрат Шамилов / БИЗНЕС Online