Самые возрастные новички, которые забивали в НХЛ
Евгений Медведев в возрасте 33 лет открыл счет голам в НХЛ. Блог «Эпицентр» нашел еще несколько игроков, которые ждали этого также долго.
Брекен Кернс, «Сан-Хосе»-2013/14. На момент первого гола – 32 года и 7 месяцев
Его отец Деннис дебютировал в НХЛ в 26 лет и сыграл за «Ванкувер» более 600 матчей, заслужив от журналистов уважительное прозвище «Потвин с Запада». Кернс-младший ждал приглашения в основной состав из фарм-клуба до 30, а когда вызов поступил, он в ужасе узнал, что до отправления его самолета осталось 45 минут. Брекен успел. В пяти первых играх за «Флориду» форвард провел две драки, но ни разу не бросил по воротам.
Затем был переход в «Сан-Хосе», локаут, спутавший все его планы, и долгожданный гол, забитый первым же броском в створ. Получилось корявенько, но какая разница? «Невероятные чувства, я мечтал об этом с самого детства!» – делился эмоциями хоккеист после матча. Самое удивительное, что он забрасывал шайбы в двух следующих матчах, чего от него никто не ждал. Правда, сказка была недолгой. После того сезона в НХЛ Брекен не играл.
Иржи Допита, «Филадельфия»-2001/02 – 32 года 11 месяцев
В конце 90-х за олимпийским чемпионом Нагано и капитаном «Всетина» бегали несколько клубов НХЛ, а Допита из года в год разочаровывал их, отвергая все предложения. Скажем, его очень хотела видеть у себя «Флорида», искавшая центра для Павла Буре, но Иржи посчитал, что может больше заработать в Чехии. Такой интерес к нападающему легко объяснялся его успехами в Европе. Помимо золота Олимпиады, он выиграл три чемпионата мира, пять чемпионатов Чехии, несколько раз признавался MVP плей-офф. В 2001-м нападающий был назван хоккеистом года, отобрав титул у Яромира Ягра и Доминика Гашека.
Вполне возможно, что Допита так никуда бы и не уехал, но у «Всетина» начались финансовые проблемы. «Филадельфия» заинтересовала Иржи односторонним контрактом на 1,75 млн/сезон, и тем, что в ее составе играл его друган вратарь Роман Чехманек. Новичок начал достаточно бодро. Да, в первой игре он получил травму колена и выбыл на месяц, но сразу после возвращения отдал голевой пас, а в третьем по счету матче забил сам и помог команде разнести «Вашингтон» (5:0). До его 33-го дня рождения оставалось чуть более двух недель.
Но одно Допита не учел. В топ-6 «Флайерс» в центре играли Кит Примо и Джереми Реник, и чешскому новичку пришлось довольствоваться тем, что перепадало от них. Допита жаловался на то, что привык проводить на льду по 22-24 минуты, но столько времени он мог получить только в клубе-аутсайдере. Последовал обмен в «Эдмонтон», еще одна травма, вейвер, возвращение домой. Жалел ли Иржи о том, что попробовал силы в НХЛ? Говорит, что нет. Вернувшись в Чехию, он выиграл еще одну золотую медаль экстралиги, набрал под 250 очков и завершил карьеру в 45 лет. Странно, что никто не уговорил его заехать на сезон-другой в КХЛ.
Вацлав Недоманский, «Детройт»-1977/78 – 33 года и 9 месяцев
Если Допита тянул с приездом в НХЛ по собственному желанию, то бывшая звезда сборной Чехословакии, лучший нападающий ЧМ-1974 был бы рад уехать из Европы раньше, но политический режим не позволял. После удачного для себя чемпионата мира в 1974-м Недоманский транзитом через Швейцарию отправился в Канаду, став тем самым первым хоккейным беглецом. Правда, попасть в НХЛ сразу он не мог. Трехлетнюю дисквалификацию Вацлав отбывал в ВХА, и только после этого нападающему разрешили подписать контракт с «Детройтом».
Горди Хоу, поигравший в ВХА против Недоманского, рискнул напрогнозировать чеху несколько сезонов с 30 шайбами. Вацлав в первом же матче за «Ред Уингс» сделал три результативные передачи, а вот дебютный гол пришлось ждать около месяца. Но Хоу не ошибся. В следующем сезоне Недоманский забросил 38 шайб, еще через год – 35.
Боб Барлоу, «Миннесота»-1969/70 – 34 года и 4 месяца
Один из самых возрастных новичков НХЛ на тот момент. До того, как попасть в «Миннесоту», Барлоу оттарабанил в различных североамериканских лигах около 15 лет или без малого 1000 матчей. Чтобы забить первый гол за «Норт Старс» (на фото он празднует), ему потребовалась одна смена и один бросок. «Коуч, что же сложного в вашей НХЛ?» – улыбаясь, спрашивал Боб, держа в руке памятную шайбу. «А чего ж вы не позвали меня к себе раньше?».
С учетом плей-офф Барлоу провел в лиге 83 матча и забил 18 голов, за что теперь получает от НХЛ добавку к пенсии. Пусть небольшую – 5 долларов и 16 центов – но такую приятную.
Ларс-Эрик Шеберг, «Виннипег»-1979/80 – 35 лет и 6 месяцев
Небольшой рост защитника сборной Швеции не впечатлил клубы НХЛ, но и ВХА платили неплохо, а в «Виннипеге» у Шеберга был шанс стать одним из лидеров команды. С «Джетс» он выиграл три Кубка Авко (аналог Кубка Стэнли для бедных), а по итогам одного из сезонов получил приз лучшему защитнику лиги. Из европейцев никто такой участи, кроме него, не удостаивался.
Шеберг подумывал о завершении карьеры после очередной победы с «Джетс» в ВХА, но команду перевели в НХЛ, и упустить шанс сыграть там швед не мог. В своем единственном сезоне защитник провел 79 матчей и забил 7 голов. Для 35-летнего дебютанта совсем неплохо, не находите?
Джим Андерсон, «Лос-Анджелес»-1967/68 – 37 лет и 2 месяца
Соскучились по историям простых канадских парней, которые долго шли к своей главной мечте и, наконец, ее осуществили? Держите одну. Джиму Андерсону не повезло родиться в то время, когда в НХЛ было меньше десятка команд, и чтобы пробиться в их состав, нужно было быть не только хорошим игроком, но еще и везучим. Мастерством Джима не обделили. Он стабильно забивал по 35-40 голов в АХЛ и более того считался неплохим кубковым хоккеистом. По крайней мере его «Спрингфилд» трижды побеждал в плей-офф Кубка Колдера. Производило ли это впечатление на клубы НХЛ? Ну, не то чтобы.
Андерсон был готов смириться с тем, что ему никогда не удастся сыграть против лучших соотечественников, но в лиге произошло расширение, и появившийся в ней «Лос-Анджелес» взял под свое крыло «Спрингфилд». Джима подтянули к основе в середине чемпионата, и в семи играх он набрал 4 (1+3) очка.
В следующий раз Андерсон появился в НХЛ в сезон-1974/75, когда стал главным тренером «Вашингтона». В 54 матчах его команда проиграла 50 раз…
Хельмут Балдерис, «Миннесота»-1989/90 – 37 лет и 5 месяцев
Но Шебергу далеко до лучшего хоккеиста рижского «Динамо» всех времен. Весной 1985-го Балдерис провел последний матч в чемпионате СССР, после чего ему разрешили тренировать в Японии. Формально, он числился там играющим тренером, но за сезон у него набегало по 10-12 матчей, что совсем немного. И уровень лиги заметно уступал тому, к чему привык нападающий. В 1989-м советским хоккеистам разрешили уезжать в НХЛ, и, угадайте, кто возобновил карьеру спустя 4 года?
«Про меня в «Миннесоте» говорили: «Ненормальный какой-то ветеран приехал». Меня поставили на драфт, а мне захотелось проверить, смогу ли пробиться. Поэтому бросил все и подался в Америку», – рассказывал Балдерис «Горячему льду». В «Норт Старс» про него говорили не только это. Тренеры команды после первых тренировок восхищались катанием «старичка», Лэрри Мерфи удивлялся скорости 37-летнего игрока, а вратари команды не могли понять, что он сделает с шайбой в следующую секунду.
А еще им были довольны журналисты. За истории о допинге в советском хоккее, методах работы Виктора Тихонова и всем остальном, чем Хельмут был всегда недоволен. Всего за «Миннесоту» нападающий забил три гола. Первый – в четвертом по счету матче. Найти бы видео. Там точно было что-то крутое.
Фото: Gettyimages.ru/B Bennett (топовое), Ezra Shaw (1)