Райан Гундерсон. Обычный парень - вне арены
Райан, как началось твое увлечение хоккеем?
- Честно говоря, особой причины не было. В детстве я любил играть в гольф. У нас в округе было поле для гольфа, и я периодически туда выбирался. Потом мне предложили попробовать себя в хоккее. «Почему нет?» – подумал я. В чем-то эти две игры похожи: и там, и там надо уметь обращаться с клюшкой. Ну, а потом началось мое повальное увлечение игрой на льду.
Возможно, кто-то из родственников повлиял на твой выбор?
- Не могу так сказать. Все были рады, что я играю в хоккей, приходила на трибуны, поддерживали меня. Никакого особого давления или влияния я на себя не чувствовал.
Ты был единственным ребенком в семье?
- Да, поэтому получил некоторые преимущества от этогоJ Я всегда был в центре внимания своих родителей.
Вспомни свои юношеские годы, как ты играл в хоккей, когда был подростком?
- Подростковый возраст, это время, когда я учился в старшей школе. Тогда я играл сразу в двух хоккейных командах. Первой была команда спортклуба, в который я ходил, а второй – команда школы. Конечно, уровни заметно отличались. В команде спортклуба все хотели стать профессиональными игроками и старались выкладываться на полную, а в играх за школу я мог себя почувствовать суперзвездой, потому что был на голову выше многих ребят в составе.
Многие игроки часто меняют свою позицию при переходе из детского хоккея во взрослый. А ты когда-нибудь играл в атаке?
- О да, было такое дело. Я переиграл на всех позициях в команде. Было даже такое. На тренировках в секции я играл защитника, а в команде школы отлично исполнял роль форварда!
Может быть, успел побыть и вратарем?
- Вратарем точно не был. Хотя нет, один раз был! На летнем кемпе как-то решил попробовать себя в рамке. Первый же бросок пришелся мне в колено, и я сразу ушел в раздевалку. Больше в воротах я себя не виделJ
Игра в двух командах сразу – большая физическая нагрузка. Как тебе удавалось оставаться в тонусе?
- Когда ты подросток – энергия у тебя хлещет через край. Силы играть в хоккей у меня всегда были. Да и тренировки в то время не были ежедневными. Было около двух тренировок в секции плюс две тренировки в школе в неделю. Конечно, периодически мне приходилось пропускать уроки, чтобы сыграть за команду. Но я не жалел об этом.
Многие игроки очень жалеют, что не попали на драфт НХЛ. Почему это не получилось у тебя?
- Тут все просто. Я был «вне радаров» клубов НХЛ. Функционеры из НХЛ стараются заметить хороших игроков, когда те еще ходят в школу. И уже тогда в них начинают вкладываться деньги. Мой профессиональный рост произошел позже этого времени, и я просто не попал «на карандаш». Но я об этом не жалею, рад тому, как сложилась моя карьера на данный момент.
Как решился на переезд из Северной Америки в Европу? Это было тяжелое решение?
- Вовсе нет. На тот момент я играл в АХЛ. Я начал чувствовать, что застопорился в своем развитии, как игрок. Да, в АХЛ есть много парней с двухсторонними контрактами, которые ждут своего часа, чтобы проявить себя в НХЛ. Я был не таким. У меня был односторонний контракт, и ничего не предвещало того, что меня могут поднять в НХЛ. Так я оказался в Швеции.
Что скажешь о хоккее в Швеции?
- Там здорово играть! Люди увлечены игрой, отлично посещают матчи своей команды. Мне нравилось играть там. В Швеции размеренный уклад жизни, он не сильно отличается от жизни в Америке.
Если хоккей там настолько популярен, ответь на вопрос: «Кого в Швеции люди знают лучше: Златана Ибрагимовича или Хенрика Зеттерберга»?
- Определенно ЗлатанаJ У них там что-то вроде «культа Ибрагимовича». В газетах каждое утро несколько страниц посвящены именно ему. Зеттерберга там тоже уважают, но это не носит характер такой истерии.
Перейдем к финскому этапу твоей карьеры. Что привело тебя в «Йокерит»?
- Я всегда хотел играть в хоккей на высочайшем уровне. А «джокеры» как раз собирались дебютировать в сильнейшей лиге на континенте. Меня пригласили, и я приехал в Хельсинки.
Свой первый матч ты сыграл как раз против «зубров». В том матче тебе даже удалось забросить! Помнишь свои ощущения в тот момент?
- Помню, как вышел на лед впервые. Сразу почувствовал, что КХЛ – это другой уровень. К сожалению, как и в этом сезоне, тогда я пропустил всю предсезонную подготовку из-за операции, поэтому в сезон вкатывался очень тяжело. Когда забросил, конечно, несколько секунд порадовался. А потом начал думать о том, как бы ни пропустить в следующей смене.
Для «зубров» в прошлом сезоне матчи с «джокерами» были одними из самых принципиальных. Может, откроешь секрет, финны тоже настраивались на эти матчи по-особому?
- Не сказал бы. К каждому матчу мы готовились, как к рядовой игре. Соперничество было принципиальным только из-за того, что нам предстояло провести много матчей против «зубров».
Задам тебе, наверное, уже надоевший вопрос. Ты не самый атлетичный защитник в лиге. Как тебе удается играть на таком высоком уровне, не обладая выдающимися физическими данными?
- Мне часто задают этот вопрос. Когда я начинал играть в хоккей, я понимал, что мне будет тяжелее, чем остальным. Поэтому я должен превосходить соперников в мастерстве, в видении игры. Всегда старался быть техничнее своих оппонентов.
Ты частенько становился лучшим бомбардиром-защитником разных лиг. Привык к такому статусу?
- Совсем нет. Я не особо слежу за всеми этими «титулами». Просто в каждом матче ты стараешься играть так, чтобы принести максимальную пользу своей команде.
В этом сезоне ты перебрался в Минск. Вспомни, как тебя встретили ребята в раздевалке?
- Меня встретили очень дружелюбно. Спасибо ребятам! Когда ты играешь в профессиональный хоккей, ты должен быть готов к смене команды и обстановки. Всегда должен стремиться к тому, чтобы как можно быстрее найти общий язык с партнерами по команде. Тем более, что я не любитель «грязной игры», и личных счетов со мной ни у кого не было.
Ты прожил в Минске уже около полугода. У тебя изменилось мнение о Беларуси за это время?
- Совсем нет. Когда я «гуглил» информацию о вашей стране, я видел, что здесь жизнь во многом похожа на европейский уклад. У меня даже не возникает языкового барьера, когда я нахожусь в городе. Многие минчане отлично говорят на английском и могут помочь иностранцу.
Поговорим на «околохоккейные темы». Какой ты в обычной жизни?
- Наверное, я не особо отличаюсь от большинства парней, когда выхожу с арены. После тренировки обычно сплю пару часов, потом иду на прогулку. Можем с ребятами выбраться в какое-нибудь кафе, могу посмотреть телевизор, посидеть в интернете. Люблю ходить в кинотеатр, хорошо, что в Минске появились сеансы на английском языке. Еще я могу себе приготовить ужин…
Можно ли сказать, что кулинария – твое хобби?
- Ну, в определенном смысле, да. Я умею кое-что готовить, но в Минске в этом нет надобности. В городе есть замечательные заведения с отличной кухней.
В начале диалога мы говорили о твоей семье. А чем они занимаются сейчас?
- Отец и мать продолжают работать! Такое ощущение, что слово «отдых» им не знакомо. Папа занимается продажей инвентаря для жокеев, а мама трудится кладовщиком.
В системе поиска профессиональных игроков есть сразу три Райана Гундерсона. Все они из США. Пересекался с кем-нибудь из них?
- Еще два? Я знал только об одномJ Он младше меня на год, мы как-то пересекались на одном из юношеских кемпов. Больше о его карьере я ничего не знаю, кроме того, что он форвард, и на одном хоккейном сайте в его профиле размещена моя статистика.
Как относишься к социальным сетям?
- В целом, положительно. Болельщики могут там общаться – обмениваться разными мнениями. Лично у меня есть аккаунт в твиттере. Я смотрю сообщения в ленте событий, но редко пишу что-либо.
Вернемся к разговору о хоккее. Половина сезона уже позади, какие итоги мы можем подвести прямо сейчас?
- Скорее всего, в первой половине не все пошло так, как мы думали. Мы пока не входим в зону плей-офф, а отличные матчи чередуем с блеклыми.
А какие цели будет ставить себе команда на вторую часть чемпионата?
- Тут все очевидно. Нам надо стабилизировать свою игру, и ворваться в лидирующую восьмерку. Я уверен, нам это по силам!
5 фактов о Райане Гундерсоне.
Райан – «полузащитник» в системе игры «зубров». На протяжении всей игровой карьеры он выделялся внушительными бомбардирскими успехами на льду. А мы постараемся выделить пять уникальных фактов в карьере североамериканца.
30+ С момента переезда в Европу защитник ни в одном сезоне не набирал менее 30 очков за свою команду. На данный момент в активе защитника 8 очков в динамовской форме. Что ж, ждем еще как минимум 22!
Всегда в первой пятерке За все время выступления в евро-чемпионатах Райан ни разу не финишировал за пределами пятерки лучших защитников-бомбардиров. А в сезонах 2010/11, 2011/12, 2013/14 получал звание «лучшего бомбардира-защитника» в шведской лиге.
Охотник на «зубров» В прошлом сезоне в составе «Йокерита» оборонец набрал целых 8 очков в 10 матчах против динамовцев. А в пяти матчах плей-офф против «зубров» защитник умудрился набрать фантастические «+8» в графе «плюс/минус».
Джентльмен Уникальный факт: за все время выступления в КХЛ Райан набрал всего 16 минут штрафа. Для защитника такой мизерный «пенальти-тайм» является настоящим достижением.
Суперассистент В прошлом сезоне в матче «Нефтехимик» – «Йокерит» (5:7), Райан поучаствовал почти во всех взятиях ворот нижнекамцев. В итоге за матч он заработал шесть (!) ассистентских баллов. Похожим по результативности для защитника вышла последняя игра плей-офф против «зубров». В том матче североамериканец за матч отдал целых четыре результативных передачи.