Александр Матерухин: еще неплохо держимся
Кроме того, что с ним перманентно приятно иметь дело журналистам, поводов поговорить с Александром Матерухин именно в паузе между двумя вояжами «Динамо» было несколько. В смысле, поводов приватных, общий-то для минчан сейчас понятен, очевиден и печален – игра под лозунгами «отряд не заметил потери бойцов» да «нам бы день простоять да ночь продержаться». Но натурализованный летом в Беларуси вингер, во-первых, стал автором, увы, единственной, но весьма эффектной динамовской шайбы в ворота «Торпедо» во вторник. А во-вторых, аккурат в день завтрашнего выездного поединка в Новосибирске ему стукнет 34.
Предлагаю сначала об отвлеченном: как прошел единственный выходной в среду?
- Первая половина – пассивно: просто отдыхал дома. С обеда и до вечера уже активнее: вернулся сын из школы, сделали с ним уроки – и на каток.
И не надоедает лед папе, скажи ты…
- Это больше не мне, а ему. Сыну девять, занимается хоккеем в динамовской школе, но шанс лишний раз покататься не упускает, почему же не поддержать. Тем более это он на льду, а я наблюдаю со стороны.
С любительского льда – на профессиональный: как настрой после Нижнего Новгорода?
- Понятно, что наши проблемы очевидны: сколько там у нас вышли из строя – шесть человек, семь?.. В моей карьере это первый случай. Бывало с травмами слегали двое-трое, максимум четверо. Но чтобы сразу столько! Да еще что ни выбывший, то лидер на своей позиции. У нас же, считай, не осталось ни одного звена в привычном виде. Так мало того, в Нижнем Новгороде еще какой-то вирус подхватили. Неприятно, тем более для молодых. Буйницкий вон даже на матч прийти не смог, только к третьему периоду более или менее оклемался, подошел на арену.
На этом фоне мы, считаю, еще неплохо держимся. Ясно, не феерили, в число наших топ-10 матчей последние определенно не войдут. Но и мальчиками для битья не были. Сравнять или хотя бы дотянуть до овертайма могли что в игре с ЦСКА, что с «Торпедо». Как-то пытаемся тянуть лямку и не поддаваться панике. Ну да, много травмированных. Но нельзя же из-за этого опускать руки и идти камнем на дно.
Бытует мнение, что как минимум отчасти в лавине травм повинен тренер по физподготовке Барри Бреннан.
- Я так не думаю. Ничего космического он нам не навязывал, с 200-килограммовой штангой прыгать не заставлял. И к каждому из нас у него был индивидуальный подход. Мол, тебе можно еще чуть-чуть поработать, а тебе, парень, хватит. В общем, все как обычно.
Вернемся в Нижний. Полагаю, вопрос о самом ярком для тебя моменте матча с «Торпедо» задавать глупо?
- Ха, ну да! Всегда приятно забрасывать, тем более креативно. Правда, забрось мы еще и хотя бы зацепись за овертайм, удовлетворение умножилось бы многократно. Жаль, не удалось. А ведь шансы имелись. Хотя бы реализуй мы «пять-четыре»…
Много получил эсэмэсок с текстом «WOW!»?
- Так, пару-тройку. Мол, молодчик, классно разобрался.
Всегда интересно: в таких эпизодах у «разбирающегося» есть время подумать, или больше действуют рефлексы?
- Раз на раз не приходится. Но в том конкретном эпизоде время имелось: знал, что буду делать. Чувствовал, что преследующий полевой не даст выкатиться в центр, и вратарь уже выдвинулся накрывать ближний угол. Оставалось подманить его еще, сделав вид, что туда и буду бросать, а самому закручивать петлю из-за ворот. Хорошо получилось.
Лаланд здорово переживал вторую пропущенную шайбу?
- Наверняка. Хотя сразу после матча на эмоциях было не до того, чтобы за ним наблюдать. А вот после первой хорошо помню: Кевин… Не то чтобы извинялся перед нами, но в перерыве всех подбадривал точно. Ладно, такие поражения не «прибивают», а, наоборот, больше заводят.
Как человек, однажды пролетевший с командой по ожидающему вас маршруту, понимаю, что одна только предстоящая логистика радости не прибавляет. Есть такое?
- Ну да, не хотелось бы проделывать такое турне еженедельно. Но один раз в сезоне уж как-нибудь перетерпим. Постараемся, чтобы перегон часовых стрелок особо не повлиял на нашу игру. Даже жить, думаю, будем по привычному минскому времени.
Матч в день рождения – это особые эмоции?
- Если домашний – скорее да. Все-таки на трибунах тогда, как правило, собирается не только семья, но и друзья-знакомые. А на выезде – скорее нет. Игра и игра. Конечно, ребята на утренней раскатке поздравят. И – вперед. Хотя от подарка самому себе, понятно, никто не откажется.
Пошел третий месяц, как ты – гражданин Беларуси. Новый статус чувствуется?
- Не особо. Можно сказать, уже привык. Сколько я в Беларуси – девять сезонов, десяток лет. Поиграл, кроме «Динамо», в «Химволокне», «Юности», «Немане», «Шахтере». Жена – могилевчанка, сын родился здесь, много знакомых. Так что освоился давно, ощущения новизны никакого. Случись это в середине 2000-х, наверное, было бы по-другому.
Но не далее как на прошлой неделе кое-что новое могло бы случиться – президентские выборы.
- Так я и участвовал! Даже специально для этого съездил в Могилев, проголосовал.
Вопрос «за кого?» будет интимным?
- Нисколько – за нынешнего президента.
И все же варианты выступить за сборную родины остаются?
- Теперь уже, выходит, нет, паспорт-то только белорусский. Честно говоря, не знаю, откуда там сейчас начал считаться мой карантин натурализации для смены спортивного гражданства. Годы у меня, конечно, уже не студенческие. Но если вдруг под занавес карьеры хотя бы разок пригодился белорусской сборной, принял бы предложение с удовольствием.
Без боязни, что соотечественники-украинцы обидятся? Как вообще они приняли твое решение?
- За всех не скажу, но родные и знакомые отнеслись спокойно, с пониманием и поддержкой. Опять же я ведь не сменил украинское гражданство на белорусское сразу по приезде, по первому зову. Провел здесь, считай, больше половины карьеры. Так что ничего сверхъестественного.
Но с местной украинской хоккейной диаспорой контакт поддерживаешь? В частности, с Шафаренко, с которым вы мало того что соотечественники, так еще земляки-киевляне и одногодки. Причем даже оба октябрьские.
- Созваниваемся, конечно. Правда, в сезоне, естественно, пореже. У каждого свои заботы и насыщенные графики. У нас с конца августа было только две недели, когда «Динамо» находилось в Минске непрерывно. А так сыграли – улетели. Потом прилетели на недельку для домашних матчей – и опять в дорогу. Или вообще как сейчас: заглянули в Беларусь только на пару дней. Где ж здесь на звонки-встречи найдешь время. Хотя бы успеть с сыном уроки сделать да на тренировку сходить…