Свобода без выбора
Двукратный обладатель Кубка Стэнли, отсидевший полтора месяца в тюрьме и две недели в иммиграционном изоляторе, США покинул как изгой, в России перед ним готовы были распахнуть двери чуть ли не все топ-клубы, а на лед в Новогорске впервые за несколько месяцев он вышел в форме сборной России и в сопровождении ее главного тренера, а также вице-президента питерского СКА. Что тоже можно было расценить как намек на то, что в родном челябинском «Тракторе», которому принадлежат права на своего воспитанника, 25-летний ведущий экс-хоккеист «Лос-Анджелес Кингс» прозябать не собирается.
Понятно, что такими защитниками не бросаются. Что касается подпорченной репутации, то это вроде как не наша головная боль. Американский кошмар с тренерами в виде адвокатов, судами и тюрьмами позади, впереди новая жизнь в России, в которой про НХЛ можно на время забыть. Войнову в этом помогут.
…Трудовая сказка, начавшаяся для юного челябинца в Лос-Анджелесе семь лет назад, фактически оборвалась в октябре прошлого года, когда Вячеслав Войнов привез в калифорнийский госпиталь свою жену Марту Варламову. Следы физического воздействия были налицо, потерпевшая не скрыла имени, полиция городка Редондо-Бич через некоторое время арестовала предполагаемого виновника, после чего и было открыто дело о домашнем насилии.
Освобождение Войнова под залог в 50 тысяч долларов, равно как и отказ от обвинений со стороны потерпевшей, на серьезность положения хоккеиста существенно не повлияли: для американского правосудия и, что немаловажно, для общественного мнения слова «домашнее насилие» звучат очень грозно. А звездный статус, особенно в спорте, не то что не избавляет, а только добавляет проблем. То, что «дело Войнова» будет развиваться совсем по другому сценарию, нежели случившееся несколько лет назад «дело Варламова», завершившееся полной реабилитацией вратаря «Колорадо» и сборной России, было понятно даже далеким от юриспруденции людям. «Ату его!» не кричали, но объявленная НХЛ на время расследования дисквалификация ничего хорошего хоккеисту не обещала.
О том, что на самом деле произошло роковой ночью, знают только непосредственные участники семейно-бытового конфликта, но, вынужденно оказавшись в публичном поле, история обрела именно поистине роковой характер. И прежде всего, конечно, для Вячеслава Войнова — может быть, самого талантливого в столь дефицитном амплуа российского хоккеиста, заявившего о себе еще в конце нулевых.
Войнов был одним из лучших в провальной для молодежной сборной России так называемой «суперсерии» со сборной Канады осенью 2007-го — мне уже тогда в Уфе, где серия начиналась, стало понятно, что долго «Трактор» 17-летнего чемпиона мира среди юниоров не удержит. На следующий год Слава Войнов отправился в «Лос-Анджелес», а заинтересованные в защитнике «короли» переправили его в свой фарм-клуб «Манчестер Монаркс». В Американской хоккейной лиге Войнову предстояло обрастать мясом и набираться опыта совсем не в комфортных, а во вполне зубодробительных условиях.
«Ссылка» длилась три года — за это время любой бы вернулся назад в Россию, тем более что выгодных предложений хватало. Непонятно как, но Войнов выдержал, а когда появился шанс пробиться в основу, использовал его на все сто процентов. И совсем уж сказочным стало возвращение «Лос-Анджелеса» на вершину именно в этот дебютный для молодого защитника сезон, в результате чего Слава Войнов как полноправный обладатель Кубка Стэнли в июле 2012-го привез самый ценный приз мирового клубного хоккея в Челябинск. Спустя два года визит с кубком на Урал повторился — Войнов был уже не просто подающим надежды защитником-дебютантом, а одним из лучших не только в клубе, но и во всей НХЛ, обладателем 6-летнего 25-миллионного контракта и без пяти минут звездой мирового уровня.
Звездных защитников много не бывает, с ними и в прежние времена было не густо, а в новейшие российские они и вовсе почти повывелись как класс — «профессия» непопулярная, нам традиционно привычней лихачить в чужой зоне. На Войнова, умного и техничного универсала, равно способного грамотно защищаться и с толком помогать атаке, возлагались особые надежды. Их не стало меньше даже после дебюта в национальной сборной, который пришелся на сочинский олимпийский провал.
После второго победного сезона в «Лос-Анджелесе» самый молодой из россиян, ставший двукратным обладателем Кубка Стэнли, успел провести за клуб всего шесть матчей. После 20 октября 2014-го под угрозой оказалась не только его спортивная карьера. Этот матч Войнов уже не мог выиграть ни при каких обстоятельствах.
В июне этого года досудебным соглашением с обвинением и признанием вины в «мелком правонарушении» Вячеслав Войнов обезопасил себя от крупных неприятностей (90 дней пребывания в тюрьме для VIP-персон можно было посчитать сущей мелочью), но обозначил неизбежность финансовых и, что даже более важно, колоссальных репутационных потерь. Сознался — значит, стал человеком с клеймом «кухонного насильника». А за такого, будь он суперзвездой, бороться не будут.
В том же июне совет директоров «Лос-Анджелеса» — может быть, далеко не с легким сердцем, принял решение отказаться от услуг своего ведущего игрока Вячеслава Войнова даже в том случае, если он, отбыв наказание, сможет остаться в США. Но разрывать контракт не пришлось: отбыв половину срока, сразу после условно-досрочного освобождения россиянин был взят под стражу иммиграционной полицией с перспективой провести в СИЗО еще несколько месяцев — до тех пор, пока суд не примет решения его депортировать принудительно с очень тяжелыми последствиями. Оставалось, извинившись перед клубом и его болельщиками, депортироваться добровольно — только это оставляло некоторую надежду на возвращение в США, пусть не в качестве игрока какого-либо клуба НХЛ, но хотя бы временно, в качестве игрока сборной России. Естественно, если на то будет соизволение соответствующих органов Госдепа.
Для того чтобы в Штатах «дело Войнова» подзабыли и общественное мнение успокоилось, понадобится время. Сколько — никто не знает. Вектор у желанной свободы оказался единственным — в направлении Москвы. Все измерялось даже не днями, а часами.
…В среду с Войновым в ледовом дворце ЦСКА во время матча московских и питерских армейцев (к слову, считавшихся главными претендентами на защитника) предварительно переговорил вице-президент «Трактора» Сергей Гомоляко. Войнов еще до этого обозначил свои планы выступать, по крайней мере до конца сезона, за клуб, который реально претендует на Кубок Гагарина. «Трактор» Андрея Николишина нынче таковым не воспринимается.
По некоторым сообщениям, хоккеист даже уточнил, что хотел бы видеть себя в Питере в СКА у Андрея Назарова — с которым вроде как не очень-то ладил в бытность того главным тренером «Трактора». В это же время главный тренер ЦСКА Дмитрий Квартальнов сказал, как отрезал, что Войнова в команде не будет. Челябинск пока никто не спросил — да и упираться уральскому клубу, видимо, предстоит недолго, соперники у него в иной весовой категории, финансовой в том числе.
На Урале было бы, наверное, во всех смыслах спокойнее потихоньку избавляться от последствий пережитого. Но Слава Войнов и сейчас пока еще не сам хозяин своей судьбы. Дело даже не в порванном в марте на теннисном корте ахилле и вынужденном почти годовом перерыве. И даже не в форме, которую набрать — можно.
А вот к тому, что вынужденное возвращение может оказаться постоянным, привыкнуть будет гораздо труднее. Но придется.
И да пребудет с Вами сила