Шок Валерия Харламова
В четверг, 6 февраля 1975 года, во Дворце спорта в Лужниках состоялся хоккейный матч в рамках чемпионата страны между столичным ЦСКА и воскресенским «Химиком». Матч принципиальный, поскольку оба клуба на тот момент входили в четверку призеров чемпионата: армейцы занимали первую строчку в турнирной таблице, а «Химик» четвертую, отставая от лидера на семь очков, а от своих ближайших соседей на два-три очка. Поэтому исход поединка для обеих команд значил очень много. И матч получился по-настоящему захватывающим. Армейцы уступили со счетом 4:5, чем еще больше обострили интригу чемпионата.
Между тем тот матч запомнился не только этим. Тогда случилось ЧП, о котором еще долго будут вспоминать хоккейные фанаты. Прославленный форвард армейцев Валерий Харламов в пылу борьбы нанес удар кулаком по лицу своему сопернику Владимиру Смагину, с которым он некогда тянул одну лямку в чебаркульской «Звезде», а потом и в ЦСКА. Для всех болельщиков без исключения этот поступок Харламова был как гром среди ясного неба. Ведь в записных драчунах этот выдающийся хоккеист никогда не числился, предпочитая доказывать свое мастерство на льду с помощью иных методов. А тут вдруг с такой злостью ударил соперника, что судья удалил Харламова на пять минут. Редчайший случай! И хотя определенные резоны в поступке Харламова были (практически в каждой игре соперники пытались остановить его филигранные проходы с помощью недозволенных приемов, а это любого может вывести из равновесия), однако случай все равно был расценен как вопиющий. Сам Харламов тоже так посчитал. Иначе не стал бы уже на следующий день разыскивать Смагина, чтобы принести ему свои извинения. Вот как об этом вспоминает приятель Харламова журналист Леонид Трахтенберг:
«Ни Валерий, ни я домашнего адреса Володи Смагина не знали. Знали только, что живет он где-то в Люберцах. В справочном бюро нам тоже ничего не сказали, потому что переехал он туда недавно.
Целый день мы потратили на поиски, и только к вечеру мальчишки на катке подсказали нам улицу и номер дома, где жил Смагин.
– А Володя в Москве, на хоккее, – ответила жена, пригласив войти.
– Спасибо. Но нам некогда, – сказал Валерий, – не успеем в Лужники.
Мы помчались во Дворец спорта, но не успели даже к концу игры.
Поздно вечером Валерий звонил Смагину домой по телефону:
– Ты извини, Володя, погорячился…
– Ничего страшного, – ответил Смагин. – В игре всякое бывает.
Харламов повесил трубку и впервые за этот день улыбнулся…»
Между тем для Харламова история на этом не закончилась. В среду, 12 февраля, состоялся «разбор полетов» в спортивно-технической комиссии Федерации хоккея СССР. В качестве «разбираемых» должны были предстать два столичных хоккеиста: спартаковец Сергей Коротков и армеец Валерий Харламов, которые серьезно провинились в последних матчах первенства страны. Однако в силу того, что Коротков был болен и не смог явиться на СТК, пред грозные очи предстал один Харламов. В вину ему был поставлен эпизод в матче с «Химиком», где Харламов ударил кулаком по лицу воскресенца Владимира Смагина, за что заработал 5-минутное удаление. Случай, прямо скажем, не красящий любого спортсмена, но суть проблемы заключалась еще и в другом: тогда в отечественном хоккее началась борьба с проявлениями звездной болезни у ряда ведущих хоккеистов (вспомним открытое письмо Александру Мальцеву в «Комсомолке»), и «разбор полетов» с участием Харламова должен был стать очередной публичной выволочкой в назидание другим.
На том заседании Харламов целиком и полностью признал свою вину, сообщил, что лично извинился перед пострадавшим. «Восемь лет я в большом хоккее, но ни разу не вызывался на заседание спортивно-технической комиссии, – признался Харламов. – Я глубоко сожалею о случившемся. Надеюсь, что подобного со мной больше никогда не повторится». Члены СТК оказались вполне удовлетворены раскаянием форварда и ограничились минимальным наказанием: дисквалифицировали его всего лишь на одну игру. К слову, больше в подобного рода инцидентах Валерий Харламов никогда замечен не будет.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Надо будет поискать ... Отец знает о чем говорит ... Не раз уже проверено ...
Московским командам в горьком доставалось в те годы ... И в целом стиль их игры
был "несоветским" ... Конечно не как у филадельфии, такое в советском хоккее было невозможно ...
Вот как раз смотрю косвенное подтверждение в интервью с Ковиным ...
- Я никогда не был виртуозом и технарем, как Скворцов, Харламов, Шепелев. Но я всегда был бойцом. Я вырос в Автозаводском районе в семье рабочих. Что такое уличные драки знаю непонаслышке. А потому и на льду я никогда никого не боялся.
Журналист :
В Канаде журналисты вас сравнивали с великим Бобби Кларком именно за эти качества. Пересматривая пленки тех лет, я с ними полностью согласен. У вас с легендарным капитаном «Филадельфии» очень много общего.
- Бобби был профи. Этим все сказано. Его беззубый рот говорил о нем больше, чем все газетные статьи.
...А вообще, было бы здорово себя попробовать в НХЛ. Мне кажется с Перро и Лафлером у нас бы получилось здорово. А вот с Кларком и Барбером в одном звене мы бы не ужились.
Журналист : Почему?
- Хулиганы они, как и я, драчуны! (Смеется) Такие, как я, как Кларк и Барбер, не были суперзвездами, супертехнарями, суперраспасовщиками… Но, мне кажется, именно на таких трудягах и держится хоккей. Когда хандрит звезда – игру спасают рабочие лошадки.
Вот такие дела ... :) ...
Первый раз слышу об этом эпизоде ... Харламов играл в хоккей чисто ...
Характер у него был горячий, а доставалось ему практически в каждой игре,
вот и отвечал иногда ...
Мальцеву тоже все время доставалось и он выжимал из этого максимум ... :)
Падать он умел классно и очень красиво ... У судей свисток сам сразу свистел ...
Интересно если есть статистика того времени по заработанным на игроке удалениях ? ...
Мальцев думаю будет в лидерах ...
А канадцев в 8-й игре в 72-м он практически довел до психушки ...
В Горьком никакой Филадельфии не было, регулярных мордобоев тем более, враки это. Команда была быстрой и колючей, не более. Отличались почти полным отсутствием каких-либо кружев и прокатов (по меркам тогдашнего советского хоккея), играли вертикально.
Харламов же, при всей моей к нему любви, не дурак был в лицо сопернику въехать, да ещё и с клюшечкой зажатой. Против второй заокеанской лиги в 74-м яркий пример был в московском матче (пятом, по-моему). Там просто деф канадский из камня оказался выточен и Валерий отлетел от него мячиком, упал и травмировался. Кто-то из наших даже, набравшись наглости, клеймил соперника за "нанесение травмы". На повторе же отлично видно, как Харламов первым бьёт канадца у борта двумя руками в лицо.
------------------------------------------------------------------------------------
Ну как ...
Когда Ковин говорит : "Хулиганы они, как и я, драчуны!" ... О Кларке и Барбере ...
И журналист сравнивает его естественно не с Лефлером, а именно с Кларком по стилю ...
И Ковин напоминает откуда он вышел и что такое уличные драки знает непонаслышке ...
Вам это ничего не говорит ? ...
Ковин был лидером горьковского Торпедо по духу ...