Вспоминая Нордикс. Мишель Гуле
Мишель Гуле был, возможно, самым стабильным бомбардиром 80-х среди левых крайних. Причем уроженец городка Перибонка, провинция Квебек добился этого, находясь под постоянным давлением требовательных квебекских болельщиков, ведь большую часть карьеры он провел в составе Квебек Нордикс.
Имя Гуле стало хорошо известно жителям столицы провинции Квебек еще до того, как он присоединился к Нордикс. Он был ярким бомбардиром юниорской команды Квебек Рэмпартс. В своем втором (и первом полном) сезоне в юниорской лиге он забросил 73 шайбы и набрал 135 очков в 72 играх, став лучшим бомбардиром команды.
Несмотря на быстро пришедший успех в юниорах, Гуле решил сразу стать профессионалом. По возрасту он мог еще два года выступать за Рэмпартс, но присоединился к клубу ВХА Бирмингем Буллс. В своем единственном сезоне за "маленьких быков" он забросил 28 шайб при том, что и по-английски толком не говорил. Гуле всегда отмечает роль тренера Бирмингема Джона Брофи в развитии своих оборонительных навыков - того, чему редко уделяют внимание в юниорском хоккее. Благодаря этому Гуле смог стать надежным двухсторонним форвардом, способным играть на самом высоком уровне.
Драфт 1979 года считается одним из сильнейших в истории НХЛ. Мишель был выбран Квебек Нордикс в первом раунде под общим 20-м номером. Кроме него на том драфте были выбраны Майк Гартнер, Рэй Бурк, Марк Мессье и Гленн Андерсон. Выбор такого таланта всего лишь под 20-м номером сейчас кажется недоразумением, но дело в том, что игрок предпринял меры, чтобы достаться на драфте именно Квебеку. После сезона 1978/79 его агент Ги Бертран отправился в суд и добился предписания, согласно которому его клиент может перейти в НХЛ, только если первым клубом, который предложит ему контракт, будет Квебек, как и было прописано в его контракте. В итоге ни одна другая команда так и не рискнула выбрать Мишеля.
Гуле известен как успешный снайпер, но его карьера в НХЛ развивалась постепенно. Сначала он был сконцентрирован на улучшении своей игры в обороне и работе на команду, а уже затем превратился в одного из ярчайших голеодоров лиги.
В сезоне 1982/83 он показал свой лучший в карьере результат по голам - 57 и добавил к ним еще 48 передач. На следующий год он забросил 56 шайб и установил высшее в карьере достижение по набранным очкам - 121. Он оставался стабильным снайпером практически до конца десятилетия, забивая в последующие сезоны 55, 53, 49 и 48 голов. Многие считают, что таких высоких статистических показателей Гуле смог достичь, играя в связке с другой суперзвездой Нордикс - Петером Штястны. Но Мишель всегда на это отвечал, что его основным центром на протяжении семи сезонов был Дэйл Хантер. Хотя со Штястны он часто играл в специальных командах.
Многие задаются вопросом, как выглядел бы Гуле, если бы играл вместе с Уэйном Гретцки? У Гретцки не было постоянного левого крайнего до появления Эсы Тикканена, но в играх за Кубок Канады именно Гуле часто становился его напарником. На Кубке Канады 1984 года они вместе с Риком Миддлтоном играли в одном звене. Сам Гуле именно этот турнир называет пиком своей карьеры. В восьми встречах он забросил 5 шайб и сделал 6 голевых передач, став с 11 очками вторым бомбардиром Кубка, лишь на один результативный балл отстав от Гретцки, а в первой финальной игре был признан игроком матча.
Также часто забывают, что в 1987 году Гуле составлял ударную тройку сборной Канады вместе с тем же Гретцки и Марио Лемье. В том звене Мишель как участвовал в атаках, так и был своего рода "защитным клапаном".
В начале 90-х для Нордикс начались тяжелые времена. Во многом из-за этого, а также учитывая операцию на колене, перенесенную игроком в межсезонье, Квебек обменял своего франко-канадского героя в Чикаго. Там он играл вместе с Джереми Реником и Стивом Лармером и в 1992 году вышел в финал Кубка Стэнли, где его новая команда уступила Питтсбургу.
В Чикаго Гуле стабильно забивал по 25-30 голов за сезон и являлся лидером команды. Но 16 марта 1994 года он получил одну из самых страшных травм в истории хоккея. Гуле на полной скорости потерял равновесие и головой врезался в борт площадки. Мишель получил сотрясение, серьезную травму головы и лед покинул только на носилках. После этого он уже никогда не играл в хоккей.
Но Гуле остался в НХЛ. Он вернулся в свою любимую команду и работал директором по персоналу сначала в Нордикс, а затем в Эвеланш. В этом качестве он наконец выиграет Кубок Стэнли в 1996 и 2001 годах. Позже он перейдет на скаутскую работу в Калгари.
Мишель Гуле официально объявил о завершении карьеры 26 января 1995 года. На тот момент на его счету было 548 голов и 1152 очка. В 1998 году он был введен в Зал хоккейной славы вместе с другой звездой Квебек Нордикс - Петером Штястны.
Оригинальный материал можно прочесть в основном здесь и немного здесь.
Да, хороший был игрок. Жаль, что травма поставила крест на карьере.