20 лучших игроков, игравших за New Jersey Devils. №8 – Петер Штястны
Текст посвящается всем соскучившимся по нашему рейтингу. Перед нами один из величайших «фигуристов» безбашенного хоккея 1980-х, второй бомбардир НХЛ этого десятилетия после Уэйна Гретцки.
Не сыграв и тысячи матчей (977), набрал в Лиге 1239 очков. 100+ очков в 7 из первых 8 сезонов в Лиге. 6 участий в Матчах Звезд. И при этом всего один трофей – Колдер Трофи, приз лучшему новичку 1981 года. Тогда он отдал 70 передач, что стало так и не превзойденным с тех пор рекордом Лиги для новичков. А второе место по очкам среди новобранцев занял тогда, кстати, его брат и одноклубник Антон. Семейство Штястны – талантливое, бесстрашное, невезучее. И счастливое – именно так переводится фамилия братьев.
Немного фантастики
Масштаб таланта этого игрока отлично отражен в цифрах (что случается отнюдь не всегда).
Петеру потребовалось лишь 186 матчей в Лиге, чтобы набрать 300 очков. Таков же показатель Марио Лемье, круче только Уэйн Гретцки (159 матчей).
Показателей 400, 500, 600 и 700 очков Штястны достиг быстрее всех в истории, кроме Гретцки и Лемье. На отметках «800», «900» и «1000» он был четвертым, пропустив вперед также Майка Босси.
Одна из причин столь высоких показателей, правда, в возрастной форе – Петер дебютировал в НХЛ в 24 года, сильным сложившимся игроком, чемпионом Чехословакии в составе «Слована», двукратным чемпионом мира, а не 18-летним вундеркиндом, как Лемье, и не 18-й летней же суперзвездой ВХА, как Гретцки. Потому-то и стали его итоговые показатели в Лиге довольно скромными – 59-й по голам, 33-й по передачам, 37-й по очкам. Разумеется, Залы Славы НХЛ и ИИХФ. В 1984 году канадец Петер Штястны выиграл Кубок Канады, в том числе забив гол в ворота сборной Чехословакии, которые защищал Доминик Гашек… В газетах «коммунистического блока» опубликовали фамилии авторов только 4 из 5 пропущенных чехословаками голов…
Празднование победы на Кубке Канады 1984 года. Петер Штястны (крайний справа), кажется, чувствует себя чужим на этом празднике жизни.
Но в любом случае 8-е место в перечне величайших игроков, заигранных за «Девилз», никак не может быть названо незаслуженно высоким. Хотя он единственный в Топ-13 нашего списка так и не получил перстня обладателя Кубка Стенли.
10 лет Севера
Братья Штястны – это, конечно, в первую очередь покойный «Квебек Нордикс», визитная карточка яркого клуба. Мало кто помнит сейчас, что именно они были первыми «ласточками свободы», хоккейными беглецами из стран Варшавского договора, за доброе десятилетие до десанта московских армейцев. Петер и Антон пришли в «Квебек» на второй год его существования – и сходу вывели команду в плей-офф. На следующий год подключился старший брат, Мариан – и команда дошла до третьего раунда.
Семь лет подряд Штястны под руководством тренера Мишеля Бержерона выводили слабую по составу команду в плей-офф – но после ухода наставника в «Рейнджерс» всё рухнуло. Причем как для «Квебека», прервавшего семилетнюю серию участия в матчах на вылет, так и для «Рейнджерс», не добравшихся до постсезонных игр впервые за 11 лет. Бержерон не удержался в «Мэдисон сквер гардене» и на склоне карьеры вернулся в родной «Квебек», где уже играл юный Джо Сакик. Это была окончательная катастрофа – несмотря на блистательную игру юного лидера, команда выиграла всего 12 матчей в сезоне, тренер закончил карьеру, а Петер Штястны был обменен в другой клуб-аутсайдер – «Нью-Джерси Девилз». Чуть позже номер легенды, 26, был выведен из обращения – впрочем, одно исключение правопреемник «Квебека» всё же сделал для Пола Штястны, в недавнем прошлом форварда «Колорадо Эвеланш».
Дьявол понарошку
Легендарный, но уже немолодой (33 года) форвард обошелся «Дьяволам» всего-то в неплохого защитника Крейга Воланина. Ни разу за 10 неполных лет в Квебеке Штястны не набирал в среднем меньше очка за игру. Ни разу больше он не сможет выйти на этот показатель.
В Ист-Рутерфорде Петер провел четыре года. Его партнерами по первому-второму звеньям стали Джон МакЛейн, Кирк Мюллер, Брендан Шенахен, Клод Лемье и Патрик Сундстрем: не то чтобы суперзвезды, но игроки сильнее, чем в последние годы в Квебеке. Каждый год команда выходила в плей-офф – и каждый год вылетала уже в первом раунде.
Особенно обидным для Петера стал сезон 1991-92, когда в диком семиматчевом рубилове с «Рейнджерами» он набрал 10 (3+7) очков, но этого оказалось недостаточно. Да и что может сделать форвард, если вратарь Террери пропускает шайбы пачками и приходится даже выпускать какого-то необстрелянного Бродера – который, разумеется, тоже не спасает, пропустив 3 гола за полчаса.
Роль ветерана в команде переоценивать не стоит – так, в легендарной Pro Sport Hockey для Dendy ему не нашлось места в первых двух пятерках не то чтобы суперзвездной команды. Рише, Зелепукин, Клод Лемье, Семак, Николлс, Холик – Петер уже котировался ниже.
Финальный блюз
После окончания сезона 1992-93 Петер Штястны оказался свободным агентом. И… уехал в родную Словакию, только-только совершившую «бархатный развод» с Чехией. Петер, не получивший сколько-нибудь интересного предложения в НХЛ, активно занимался построением хоккейной федерации в Братиславе и практически не играл в хоккей – лишь 4 матча за родной «Слован». Отвлек его от новой жизни звонок из Сент-Луиса – крайне амбициозный (Шенахен, Халл, Дженни, Хаусли, Кертис Джозеф) клуб остро нуждался в знаменитом ветеране перед дедлайном и началом матчей плей-офф. Штястны не подвел в регулярке – 16 очков в 17 матчах на финише сезона, но ничего не смог поделать с новоявленным «Далласом», только что переехавшим из Миннесоты: все четыре матча серии прошли в упорной борьбе, но это было всего лишь четыре матча… И очков в них словацкий ветеран не набрал.
Когда сезон 1994-95 не начался в срок (Лига объявила локаут), Петер был практически уверен, что повесит коньки на гвоздь – даже несмотря на действующий контракт с «Блюзменами». Он вновь уехал в Братиславу, в хоккей не играл, готовил организационную основу для участия Словакии в чемпионате мира 1995 года. Однако в Сент-Луис пришел тогда Майк Кинен – свежеиспеченный обладатель Кубка Стенли, самый скандальный и харизматичный тренер Лиги. И Петеру, кажется, стало интересно – а вдруг получится то, чего так и не случилось в «Квебеке» и не могло случиться в «Нью-Джерси»?
Ветерана хватило на 6 матчей (1+1), после которых они с Киненом, занимавшим также пост генерального менеджера «Блюз», поняли, что им не по пути. Великая карьера хоккеиста закончилась. Впереди оставались лишь 16 очков в 6 матчах за сборную Словакии в группе B чемпионата мира – и, конечно, вывод родной страны в группу A. Мажорный финал противоречивой карьеры.
Кипучая натура
Появился хоккейный функционер, а чуть позже – видный политик, защитник европейских ценностей, депутат Европарламента. Что ж, в отличие от своего партнера по «Нью-Джерси», также ушедшего в политику Вячеслава Фетисова, Петер хотя бы не менял свои взгляды в зависимости от того, кто больше заплатит. В целом же спортсмен в политике – это всегда глупо, писал я в очерке об Игоре Ларионове, и думаю, что к недавнему депутату Европарламента Петеру Штястны это относится в полной мере. Еще недавно великая и ужасная словацкая школа форвардов (Бондра, Госса, Габорик, Демитра, Шатан, Палффи, Штумпел) загнила. Лучший словацкий нападающий, по совместительству сын Петера, выступает под флагом США. И, быть может, великому форварду стоило бы уделять больше внимания развитию хоккея в собственной стране, а не протестам против проведения соревнований в не нравящихся ему странах. Прежде чем изображать из себя патриота, хорошо бы вспомнить, в какой стране учится или работает твой собственный ребенок – это правило распространяется не только на депутатов российской Госду*ы.
Возвращайся в хоккей, Петер. Твое величие – в ледовых дворцах, а не в залах заседаний.
P.S. Текст публикуется под фейковым логином, основной – iron_m – забанен за веселую борьбу с альтернативно одаренными плагиаторами :) Не воруйте!
Ранее в рейтинге:
а) наверно через три дня вернетесь на старый акк
б) до сих не нашел на сайте страницы насчет того как и за что можно поплатиться