Вспоминая Нордикс. Жан-Клод Трамбле
Жозеф Анри Жан-Клод Трамбле или просто J.C. Tremblay, как его обычно называли в Северной Америке, является одним из лучших защитников в истории хоккея, так и не включенных в Зал хоккейной славы. Связано это, прежде всего, с тем, что на пике карьеры Трамбле поменял НХЛ на ВХА и упустил шанс стать десятикратным обладателем Кубка Стэнли. Но обо всём по порядку.
Монреаль и НХЛ
Трамбле начинал свою карьеру в качестве левого крайнего и обратил на себя внимание в сезоне 1956/57, когда в составе Port Alfred Nationale набрал 71 очко. Но поняв, что в системе Монреаля не хватает защитников, он поменял амплуа, чтобы повысить свои шансы на успех. В следующем сезоне он присоединился к Hull-Ottawa Canadiens, которых тогда тренировал Скотти Боумэн, и помог команде выиграть Мемориальный кубок. Ещё два года он балансировал между теми же Hull-Ottawa Canadiens (но уже в профессиональной лиге - Eastern Professional Hockey League) и "настоящими" Канадиенс из Монреаля. Перед сезоном 1961/62 Хабс покинул прославленный защитник Дуг Харви, столп обороны команды, пять раз подряд выигравшей Кубок Стэнли (1955/56 - 1959/60), и обладатель 6 из последних 7 Норрис Трофи, и Трамбле получил постоянное место в составе. Долгое время Трамбле не удавалось в полной мере заменить Харви. В первые четыре сезона Жан-Клод набирал по 20 очков и взыскательная монреальская публика, уже начинавшая высказывать недовольство долгим отсутствием новых трофеев, не раз его освистывала. Прорывом для Трамбле стал плей-офф 1964/65, когда он набрал 10 очков в 13 играх, а Канадиенс вернули себе хоккейную корону после четырехлетнего перерыва. На следующий год Трамбле набрал почти в два раза больше, чем обычно, очков в регулярном чемпионате (35) и вновь был великолепен в плей-офф - 11 очков в 10 матчах. Защитник Монреаля стал лучшим бомбардиром чемпионской команды и считался главным претендентом на Конн Смайт Трофи, но награду получил вратарь поверженного в финале Детройта Роджер Крозье.
Трамбле недооценивали во многом из-за того, что он не был любителем силовой игры, хотя со своими прямыми обязанностями он справлялся вполне неплохо. Хорошо владея клюшкой, Трамбле ловко лишал соперников шайбы и начинал быстрые контратаки свой команды. Лишить же шайбы его самого было практически нереально. Жан-Клод был очень ценным звеном бригады меньшинства, причем он не только блокировал броски соперников, но и очень любил, завладев шайбой, подолгу лавировать между игроками другой команды, выигрывая драгоценные секунды и минуты. В большинстве Трамбле также играл важную роль, являясь настоящим диспетчером. Он постоянно работал над собой, оттачивая и доводя до автоматизма различные игровые приемы. Одним из его любимых трюков был наброс верхом шайбы из центрального круга на ворота соперников в расчете на неудобный для вратаря отскок. По подсчетам самого хоккеиста, таким образом он забросил около 25 шайб.
Интересно, что в 1966 году Трамбле стал одним из первых хоккеистов, начавших постоянно носить шлем, что, разумеется, добавило аргументов критикам, считавшим его "мягким" игроком. Но он продолжал прогрессировать. В сезоне 1967/68 в голосовании на приз лучшему защитнику он уступил только Бобби Орру и вновь блеснул в Кубке Стэнли, набрав 9 очков в 13 встречах. В последней, четвертой, игре финала против Блюз, он сначала ассистировал партнеру, сравнявшему счет, а затем сам забросил победную шайбу, принесшую Хабс ещё один титул. Через год он вновь улучшил личный рекорд по очкам в регулярке и вновь стал чемпионом.
После неудачного для себя и для команды сезона 1969/70 он показал свой лучший хоккей в НХЛ - 63 очка в регулярном чемпионате плюс ещё 17 в плей-офф. Причем в регулярке он побил рекорд команды по результативности среди защитников, принадлежавший, конечно же, Дугу Харви. В том году Трамбле в пятый раз становится чемпионом и впервые в карьере попадает в первую символическую сборную НХЛ. После этого не нуждающееся в переводе прозвище J.C. Superstar звучало всё чаще и чаще. Однако карьера Жан-Клода в НХЛ подходила к концу. Он проведет ещё один, очень успешный, сезон в Монреале и отправится во Всемирную хоккейную ассоциацию.
Квебек и ВХА
Как и в случае с Марком Тардифом год спустя, решающим аргументом стала зарплата. После 13 лет верной службы Монреаль предложил своему ветерану всего 70 000 долларов в год, в то время как контракт с клубом ВХА сулил 140 000, помноженные на 5 лет. Выбрав такое продолжение карьеры, Трамбле лишил себя возможности участвовать в Суперсерии 1972 года, куда уже был приглашен. Но в ней, как известно, могли принимать участие только игроки НХЛ. Время хоккеистов ВХА придет уже через два года и Трамбле в той команде станет капитаном и самым результативным защитником.
Ещё до Суперсерии он успеет получить Деннис Мёрфи Трофи (аналог Норриса) за свой выдающийся первый сезон в ассоциации: Трамбле набрал 89 очков, а его 75 передач в 75 играх стали лучшим результатом сезона не только для защитников. Через два года он вновь будет признан лучшим защитником, а в символическую сборную ассоциации он будет неизменно попадать в течение своих первых четырех сезонов в Квебеке. Трамбле стал первой звездой Нордикс, вокруг которой со временем была выстроена команда. Но первые годы он в прямом смысле "тащил" команду на себе. Например, 18 января 1973 из-за травмы партнера по команде Трамбле пришлось отыграть 63 из 70 минут матча, завершившегося овертаймом. Это было уже слишком. 12 февраля того же года он оказался в больнице с диагнозом "переутомление". ЭКГ показала, что 34-летнему защитнику угрожает инфаркт миокарда и завершение карьеры. Дальнейшее обследование в Монреальском кардиологическом институте отмело подозрение на самое худшее, отметив, что у него настоящее "сердце атлета", и уже 16 февраля Трамбле вернулся на лед! К счастью, в следующем сезоне Нордикс укрепились и нагрузка на ветерана уменьшилась.
В 1977 году Трамбле наконец выиграл Кубок AVCO, а ещё через два года, когда было объявлено о расформировании ВХА, он решил завершить карьеру. Прославленному защитнику было уже 40 лет. Надо сказать, что Нордикс некрасиво поступили со своей легендой: в последние годы его зарплата была значительно урезана (до 40 000 долларов) и Жан-Клод был на них обижен. И имел на это полное право. Он оказался единственным игроком, проведшим с Квебеком все 7 сезонов в ВХА, стал вторым в истории лиги по количеству передач (358), а его 424 очков в 454 играх хватило для 14-го места в списке бомбардиров. Уже в октябре 1979 года Нордикс отдали ему должное, изъяв из обращения №3, под которым он выступал. Причем Трамбле стал вторым в истории игроком клуба НХЛ, удостоившимся такой чести, который в НХЛ за этот клуб не сыграл ни одного матча. Место в Зале славы Всемирной хоккейной ассоциации для Трамбле, разумеется, тоже нашлось.
Переход Трамбле а ВХА способствовал становлению новой лиги, на какое-то время составившей конкуренцию НХЛ и помог лучше раскрыться атакующему потенциалу самого игрока, но при этом лишил его места в Зале хоккейной славы. Несмотря на пять Кубков Стэнли, в НХЛ по-настоящему впечатлающую статистику он начал демонстрировать только в своем десятом полном сезоне в лиге. К тому же, он играл в эпоху Бобби Орра и на фоне бостонского феномена трудно было смотреться выигрышно. В Монреале же он долгое время находился в тени Дуга Харви, а после того, как он ушел, его место в команде и сердцах болельщиков быстро занял Ларри Робинсон. Тем не менее, Жан-Клоду удалось стать настоящей легендой в Квебеке и оставить о себе память, как об одном из ярчайших защитников в истории хоккея.