«Я смотрел за Ромасько и думал: «Боже ты мой». Как в НХЛ дебютировал русский арбитр
В НХЛ появился первый русский арбитр. Журналист Yahoo Никлас Коцоника рассказывает все, что нужно знать о дебюте Евгения Ромасько.
Фото: Fotobank/Getty Images/Dave Reginek/NHLI
На первый взгляд, это было обычное удаление в матче Национальной хоккейной лиги. Кто-то поднял клюшку. Игрок упал на лед. Арбитр вскинул руку вверх. Болельщик, находившийся в десятках метров от произошедшего, посчитал, что видел момент лучше и крикнул сверху:
– Что за бред! Реф, ты что творишь?
В общем, ничего необычного в этой истории не было до тех пор, пока арбитр не включил свой микрофон и не сделал объявление.
С русским ацентом.
«Удаление у «Детройта». Две минуты за игру высокоподнятой клюшкой».
Этим арбитром был Евгений Ромасько. Первый арбитр из России и лишь второй европейский судья в истории НХЛ работал на матче лиги в понедельник.
Это был важный момент не только для него самого, но и для всего хоккея НХЛ и России. Наконец-то, спустя 25 лет после того, как игроки стали приезжать в Северную Америку из СССР, в лиге появился русский арбитр.
– Для меня это в какой-то степени сенсация увидеть судью из России в матче Национальной хоккейной лиги, – заявил один из первых советских игроков в НХЛ Игорь Ларионов.
Но все эти мысли развеялись с первым же свистком в матче.
– Забыть обо всем, – рассказывал Ромасько после матча «Детройта» с «Эдмонтоном» на «Джо Луис Арене». – Думать только об игре. Красный цвет. Белый цвет. Наверное, я немного нервничал, но после первого удаления чувствовал себя нормально.
* * * * *
На протяжении десятилетий НХЛ с удовольствием приглашала к себе лучших игроков из Европы, но отдавала предпочтение судьям из Северной Америки, в особенности канадским. Исключение – Маркус Виннеборг. Шведский арбитр проработал в НХЛ два сезона, но так и не почувствовал себя комфортно и вернулся домой в 2012-м.
Бывший рефери НХЛ и директор лиги по судейству Терри Грегсон прежде занимался тем, что обучал арбитров в Европе. Он искал таланты, но по разным причинам – незнание языка, нехватка мастерства или разница в культуре – ему не удавалось найти подходящего человека.
– Не то, чтобы мы не искали судей в Европе, – говорит нынешний директор по судейству НХЛ Стивен Уолком. – Мы хотим, чтобы в НХЛ работали лучшие, и нам не важно, какую страну они представляют. Не могу сказать, почему кроме Ромасько у нас больше нет европейцев, но Евгений – лучший из всех судей-проспектов, которые мы видели за долгое время.
Сейчас необходимость расширять судейский корпус НХЛ велика, как никогда прежде. Многие арбитры завершают карьеры, игра развивается и ей требуется больше арбитров.
– Мастерство хоккеистов и скорость игры сейчас намного выше, чем 10-15 лет назад, поэтому без новых талантливых судей никуда не деться, – отмечает Ларионов. – Если в лиге есть классные игроки, в ней должны быть классные арбитры.
НХЛ начала развивать отношения с ИИХФ через участие своих игроков на Олимпийских хоккейных турнирах с 1998 года. Представители ИИХФ побывали в тренировочном лагере судей лиги, а затем пригласили Уолкома в один из своих лагерей, который проходил прошлым летом в Швейцарии. Уолком хотел посмотреть на будущих звезд ИИХФ. Среди всех прочих больше всего его впечатлил Ромасько. Он выделялся ростом, выносливостью и отличным катанием. Ромасько мог, как говорили в НХЛ, преподать себя. В юности он в одной из российских команд защитником, мечтал уехать в Северную Америку. Но в какой-то момент ему пришлось сделать выбор в пользу судейства, чтобы прокормить семью.
– Это было очень тяжелое время для моей страны, – рассказывает Ромасько. – Многие игроки завершили карьеры, и у нас была одна и та же причина. Я понял, что не смогу продолжать играть на высоком уровне, поэтому принял решение стать судьей. Сейчас я счастлив, что занимаюсь этим делом.
Для начала НХЛ решила проверить Ромасько в АХЛ, чтобы посмотреть, как он проявит себя в профессиональной лиге.
– Мы знали, что он согласится на наше приглашение, – говорит Боб Холл, старший менеджер судейского комитета лиги. – Но загвоздка была в том, отпустит ли его КХЛ, и что интересно, российская лига поддержала нашу инициативу.
* * * * *
У Ромасько есть супруга и два ребенка – четырехлетняя дочь и сын, которому один год. В октябре он оставил их в Твери, что в 2,5 часах езды от Москвы, и отправился в АХЛ. Там Евгений работал на 10 играх. Холл внимательно следил за каждой из них. Что сразу бросилось в глаза – Ромасько готов к физическим нагрузкам, которые были необходимы в профессиональной лиге Северной Америки. Его катание и скорость передвижения на площадке были на нужном уровне. Затем выяснилось, что он хорошо знает правила – и писанные и негласные. Ромасько хорошо понимал игру и знал ее нюансы. Он знал, когда нужно дать побороться, когда давать удаление, а когда – нет. В конце концов, его английский был в порядке.
Он вернулся в Россию, затем опять приехал в Северную Америку и снова отправился домой. Затем еще один перелет до Северной Америки. Ему приходилось трижды перебарывать джетлаг и отправляться на работу. Холл предупредил Ромаско, что ему не стоит волноваться, и свой шанс он обязательно получит. Евгений каждый раз отвечал: «Нет проблем».
– Я позвонил Уолкому и сказал, что мы должны подписать контракт с Ромасько немедленно. Он еще молод, и нужно как можно скорее внедрить его в нашу систему.
Ромасько всего 33 года, и хотя арбитры могут оставаться в игре дольше хоккеистов, их время также небезгранично. Они тоже получают травмы, но возраст Евгения позволяет надеяться на то, что его карьера в НХЛ будет достаточно длинной.
НХЛ подписала с Ромасько контракт, согласно которому он и еще 12 арбитров-проспектов боролись бы за работу в лиге. НХЛ также попросила Ларионова, чтобы он все как следует объяснил Евгению.
– Я сказал ему: «Все двери для тебя открыты. Ты получил шанс проявить себя в Северной Америке, в элитной лиге, среди элитных судей. Это твой шанс, и ты должен им воспользоваться. Это твое будущее. Если что-то пойдет не так, ты всегда можешь вернуться домой и помочь российским арбитрам, – сказал Ларионов. – Я очень рад тому, что НХЛ приглашает к себе людей со стороны. Это хорошо. В этой стране всегда хорошо относились к талантливым людям.
Ромасько подписал контракт в январе, а в начале марта НХЛ решила проверить его в деле. Его напарником стал Пол Деворски, самый возрастной арбитр лиги, который планирует завершить карьеру в апреле. Ему 56 лет, а за его плечами уже почти 1600 матчей. Этой весной Ромасько проведет три игры в НХЛ, после чего получит еще один матч в АХЛ, вернется в Россию повидать семью и снова прилетит в Северную Америку, чтобы отработать плей-офф АХЛ. В следующем сезоне его жена и дети будут жить вместе с ним, но в какой лиге он окажется осенью – пока вопрос. Это будет зависеть от того, как Ромасько проявит себя весной.
– В НХЛ большое количество великолепных игроков из России, – говорит Уолком. – Мы надеемся и верим в то, что когда-нибудь у нас будет великолепный русский судья. Евгений вполне может стать этим парнем.
* * * * *
Ромасько был настолько взволнован из-за своего дебюта, что не мог уснуть перед игрой. Деворски спросил его, не хотел бы он поспать. Ответ: «Нет. Я читаю книгу правил».
«Джо Луис Арена» была идеальным местом для первого матча Евгения. «Ред Уингс» всегда хорошо относились к игрокам из России, у них играла «Русская пятерка». Первый русский обладатель «Харт Трофи» – Сергей Федоров, а первый хоккейный тренер Ромасько любил говорить, что когда-то давно работал с молодым игроком по имени Владимир Константинов. На первое вбрасывание Ромасько вышел Павел Дацюк.
Его первое удаление – фол Марека Жидлицки, затем он наказал Райана Хэмилтона за грубость. Деворски поддержал его решения, заявив, что он также дал бы этим игрокам по две минуты штрафа.
– Я смотрел за Ромасько сегодня и думал «Боже ты мой». Неудивительно, что мне пора завершать карьеру, – восхищался Деворски. – Этот парень отлично катается! Он мчится вперед и с такой же скоростью катится спиной назад, при этом следит за игрой и умудряется располагаться так, чтобы видеть все в самых сложных ситуациях.
Ромасько переживал из-за своего английского, и он планирует взять еще несколько уроков, чтобы лучше общаться с игроками, но, судя по тому, как Евгений объявил об удаление Жидлицки, с языком у него все в порядке и сейчас. В конце игры он сказал Деворски, что вбрасывание должно быть не в зоне «Детройта», а за ее пределами, после чего поехал объяснить этот момент к скамейке «Ойлерс».
– Я сказал ему: «Ок, не собираюсь с тобой спорить», – смеется Деворски. – Делай так, как считаешь нужным.
После финальной сирены все четыре арбитра, участвовавших в матче, сфотографировались на память, а после игры Ромасько ждал у раздевалки Игорь Ларионов, который поздравил его с дебютом. Дацюк прислал ему клюшку со своим автографом.
– Думаю, Павел понимает, что каждый судья также мечтает поработать в НХЛ, – отмечает Ромасько.
После игры Евгения также поздравил Наиль Якупов, но и это еще не все. Когда мимо Ромасько проходил капитан «Ойлерс» Эндрю Ференс, он, улыбаясь, спросил:
– Первая игра?
– Да.
– Ну как, весело?
– Я счастлив.
Фото: инстаграм Наиля Якупова
Источник: Yahoo
Русский судья в НХЛ и еще 19 вещей, которые я хочу увидеть в НХЛ в 2015 году
Только вот от мертвого осла уши получают обычно вовсе не работающие в ЮС люди.
С морковью в штатах все окей, чему бы всем поучиться.
А по теме: супер! Поздравляю, это очень круто. И не понятно, почему нужно объявлять удаление вслух. Это же не просмотр гол/не гол...