11 мин.

Начнем неоригинально, но интересно

Неоригинально потому, что Вашему вниманию я представлю готовый материал из другого издания - журнала «Горячий лед». Интересно потому, что это свежее интервью главного тренера нижнекамского «Нефтехимика» В. Крикунова. Интервью очень небанальное. А что еще можно ждать от человека, который о политкорректности слышал, наверно, только в кино.

Владимир КРИКУНОВ: «Не представляю, как Сумманен мог руководить «Авангардом»

Автор: Павел СТРИЖЕВСКИЙ

На фоне невероятных событий в двух западных сериях, победу «Нефтехимика» над «Авангардом» к суперсенсациям не отнесешь. Говоря формально, это вообще никакая не сенсация, поскольку нижнекамцы закончили регулярный чемпионат четвертыми, а омичи — пятыми. Тем не менее, если бы перед началом сезона кто-нибудь сказал, что команда Яромира Ягра без вариантов вылетит всухую в первом раунде от беззвездного «Нефтехимика», этого предсказателя едва ли сочли бы нормальным. Победа команды из небольшого татарстанского городка прекрасна еще и тем, что «нефтехимики» впервые в своей истории преодолели барьер стартового раунда плей-офф. Впечатлениями от этого самого первого раунда Владимир Крикунов, — самый открытый и словоохотливый тренер КХЛ, — и поделился с обозревателем «Горячего льда» наутро после возвращения с триумфального омского выезда.

— Атмосфера в сегодняшнем Нижнекамске как-нибудь отличается от обычной?

— Конечно. Вчера, например, в аэропорту нас встречали болельщики. До этого никогда не встречали, а вчера целый автобус приехал. Вывесили огромные флаги, баннеры.

— А руководство комбината?

— Владимир Бусыгин (гендиректор нижнекамского нефтехимического комбината — прим. П. С.) сейчас за границей, но все равно позвонил, поздравил. Хотя, в сущности, перед нами такая цель и стояла: преодолеть первый раунд плей-офф.

— Перед началом серии вы сказали, что ее фаворитом считаете «Авангард». В чем был смысл этой хитрости?

— (Смеется) Надо же было их как-то поддавить психологически. Хотя ведь по именам «Авангард» и правда поярче. У нас крепкая, средняя команда. Ягр же у них играет, а не у нас. Да и других звезд у Омска немало. Ребята именитые, фамилии все на слуху, многие чемпионами были. И задачи перед ними всегда ставятся соответствующие.

— Если б вы могли, не глядя на величину контрактов, взять в свою команду любых игроков «Авангарда», скольких бы пригласили?

— (После паузы) Пару-тройку человек, наверное, взял бы. Но вы же понимаете: на вкус и цвет товарища нет. Омичи свою команду строили по-своему, мы у себя — по-своему.

— В вашей команде много игроков, оказавшихся не нужными клубам-грандам. Например, Пестушко и Якуценя, забившие «ястребам» по три гола каждый. Почему эти люди раскрылись именно у вас?

— Максим Пестушко вообще-то у меня во взрослом хоккее и начинал. Я его еще мальчишкой 17-летним в команду взял.

— Но почему он именно у вас так играет?

— Наверное, потому что я его лучше всех знаю. Знаю, на что надо надавить, чтобы он показал свой уровень.

— И на что же?

— Не буду рассказывать (смеется). Пусть это останется моим «ноу-хау». А Якуценя — это, скажу вам, такой игрок, который всегда прекрасно тренируется, где бы ни играл. У большинства игроков личные проблемы или плохое настроение часто сказываются на самоотдаче. У Якуцени плохое настроение тоже бывает, но на работе оно не сказывается никогда. Работает парень всегда по полной! Потому и забивает, и выделяется в важных матчах.

— В чем вы перед началом серии видели главную опасность?

— У омичей всегда была хорошая контратака. Нейтрализовать ее и сдержать их ударное звено Шишканов — Свитов — Ягр, — вот в чем виделись мне наши главные задачи в этой серии. Поэтому в первых двух матчах конкретно против них на лед выходила одна и та же пара защитников, Рясенский — Белов, и одно и то же звено форвардов: Архипов — Дроздецкий — Демагин. Вообще, Архипов с этими партнерами обычно не играл, но так уж вышло, что мы на два первых матча серии лишились Перссона. На ровном месте человек травмировался: наклонился за сумкой, — и у него заклинило спину. Но суть в том, что ребята с ударной омской тройкой справились. А остальные просто отыграли строго, как мы и просили. Если омичи за всю серию и убегали к нашим воротам с численным перевесом, то от силы два-три раза. Все остальное мы им перекрыли. Поэтому «Авангард» и забил нам в трех матчах всего три гола.

— В концовке регулярного чемпионата у вас был реальный шанс стать третьими в конференции...

— (Перебивает, усмехаясь) Чтобы потом, как всегда выйти на «Магнитку». О чем я Белоусову и сказал: «Все равно с тобой встретимся!» Тот отвечает: «Нет, в этом сезоне уже никак». «Подожди, — говорю, — до финала конференции». Я скажу, что мы в феврале, во время Олимпиады, провели очень серьезную подготовку. Съездили в Эмираты, хорошо там поработали на земле, потом потренировались дома, потом съездили в Финляндию, сыграли два товарищеских матча. Оба получились довольно-таки похожими на игры плей-офф. В Россию вернулись очень прилично готовыми. К сожалению, проиграли в Балашихе, хотя имели просто кучу моментов — и «один в ноль», и «два в один» убегали. Очень обидное было поражение. По-хорошему, все три последних матча на выезде должны были выигрывать. Вот тогда как раз третье место на Востоке и заняли бы.

— И вместо «Авангарда» встречались бы с «Барысом», оставшимся без Кевина Даллмэна.

— Да. Но теперь уж чего жалеть? Во второй раунд и так прошли.

— Ваш следующий вероятный соперник — «Салават Юлаев». Должен ли «Нефтехимик» играть с уфимцами по-другому, чтобы иметь хоть шанс на успех в серии до четырех побед против победителя регулярного чемпионата?

— Конечно, по-другому. Как раз сейчас собираюсь внимательно посмотреть матчи уфимцев, некоторые вещи для себя отметить. Тогда и будем готовиться к этой серии.

— Уже видели запись отвратительного момента их воскресного матча в Екатеринбурге, когда болельщик ударом вратарской клюшки пробил голову Виталию Колеснику?

— Нет, но знаю, что и сам Колесник в том эпизоде вел себя не лучшим образом. Всякие жесты показывал, разные слова говорил... Зачем этого дурачка провоцировать-то было? Занимался бы своим делом. А остальные игроки чего стояли и смотрели, когда этот хулиган к ним на лавочку лез?

— Глядя на «Авангард» со стороны, в чем вам видится причина тотального провала омичей после олимпийского перерыва?

— Во-первых, не могу сказать, что по движению они так уж безобразно выглядели. Но физически во время перерыва, наверное, все-таки не доработали. И, конечно, обязаны были играть сильнее. Во-вторых, мне показалось, что остальные три звена омичей только и делали, что ждали, что сейчас тройка Ягра забьет, а они всю серию будут первой тройке только подыгрывать. Никто по-настоящему игру на себя не брал. А играть надо было всем.

— А смена главного тренера прямо накануне стартового матча плей-офф вас разве не поразила?

— Тут, знаете ли, эффект может быть двояким. Этим можно ведь и встряхнуть команду. С другой стороны, я не знаю, как бедный Раймо Сумманен вообще мог этой командой руководить. Он ведь даже фамилий своих игроков не знал! Вообще не представляю. Авантюра какая-то. Наверное, все-таки Никитин продолжал ими руководить. Подсказывал, кого когда выпускать и что вообще делать. Видимо, руководство надеялось, что от такой встряски команда хотя бы на короткое время возбудится, сыграет на эмоциях.

— Стоит ли «Авангарду» и дальше за любые деньги удерживать в команде Ягра?

— Думаю, они его и не будут удерживать. Мне, во всяком случае, так сказали.

— Большая, на ваш взгляд, будет потеря для «Авангарда», да и всего чемпионата КХЛ?

— Немаленькая. Все-таки, фигура он для всего мирового хоккея знаковая. Имиджевая потеря, конечно, будет. Но мне кажется, что у нас и свой хоккей становится достаточно интересным, и собственных молодых звезд подрастает не так уж мало. Чемпионат уже и так достаточно хороший, едва ли уступающий по силе советскому. Не думаю, что надо так уж бояться отъезда Яромира.

— Вот у вас, скажем, команда работящая, но неяркая. Звезд калибра Ягра в «Нефтехимике» и близко нет. Окажись он вам по карману — смогли бы вписать Яромира в свою тренерскую концепцию?

— Любой тренер строит свою команду исходя из того, что имеет. Будь у нас возможность подписать Ягра, — наверное, я бы и команду строил немного по-другому. Но в любом случае от такого игрока не отказался бы.

— Вам не кажется, что весь нынешний плей-офф — это шоу тренеров и Команд, а не бюджетов и амбиций?

— По-моему, тут на первый план выходят не столько заслуги тренеров, побеждающих этих грандов, сколько провалы тех тренеров, которые этими грандами руководили. Это их прокол, это они недоработали! Мы-то делаем все то же, что и всегда. Но сейчас пришла волна молодых тренеров, которые и работы-то своей пока толком не знают. Вот, наступает в чемпионате перерыв. Что делать тренеру? Надо подтянуть физику — это самое простое и очевидное. Надо посмотреть, что можно сделать со звеньями, как их усилить. Надо подтянуть тактику. Как нас в свое время приучили, — так мы все эти годы и трудимся. Мы не можем просто взять и распустить команду на две недели во время перерыва, как, говорят, это сделали в СКА. Что это вообще за абсурд? Две недели — явный перебор. Ладно бы хоть потом дали игрокам серьезную работу, форсировали бы подготовку, — они бы так не играли! Питерцы же были тотально не готовы физически! Специально встал сегодня в 4 утра, посмотрел и последний матч СКА, и заключительное московское дерби. Не готовы! Ни к физической борьбе, ни к чему. Хотя ведь хорошая команда, квалифицированные люди. Но эти рижские мальчишки их и перебегали, и перетолкали, и перехотели.

— Но ведь рижане почти в полном составе были на Олимпиаде, где им накостыляли по первое число, и откуда они наверняка вернулись уставшими и убитыми. Они-то откуда силы взяли?

— Да какие они уставшие? С чего им уставать-то было? Четыре матча в Ванкувере сыграли, все четыре проиграли. Наоборот, у людей самолюбие взыграло: как же мы могли так всем продуть? Зато какой это для них опыт! На Олимпиаде же совсем другие скорости. Кроме того, эти ребята и на чемпионатах мира каждый год выступают. Вот они вернулись, поймали эту волну, и на ней помчались.

— Выходит, для вас победа рижан над СКА — не такой уж и сюрприз?

— Я весь сезон знал, что у рижан очень, очень хорошая контратака. Пожалуй, самая быстрая и острая в КХЛ. Перекрыть им эту контратаку — и все.

— Это тренерская работа?

— Конечно. Только тренерская! Не такие уж эти рижане непобедимые. Хоть я и сам проиграл им в этом сезоне дважды, но хотя бы понимал, в чем дело. В одном матче вообще в три раза их перебросали, а они всего пару раз от нас убежали, с трех бросков нам два гола забили, — и все. Но в том, что динамовцы обыграли СКА — естественно, огромная заслуга Шуплера. Специалист он опытный, еще из старой словацкой школы. Работает с командой на совесть. Я вообще делю тренеров на рабочих и не особо. Вот Шуплер — безусловно из первой категории. Да и соображает он в этом деле получше многих.

— А в чем вам видится главная проблема московского «Динамо»? Почему бело-голубые так и не сумели стать командой, — несмотря на могучую селекцию?

— Насчет «Динамо» вопрос сложный. Более сильной команды по составу у нас в чемпионате, наверное, и не было. Кроме того, они ведь и по ходу сезона укреплялись неоднократно. До последнего из «Лады» народ выдергивали. То есть, к подбору игроков претензий, думаю, быть не может. А вот как их расставить, как использовать

— это другая задача, и с ней в «Динамо», похоже, не справились. Играть-то эти люди умеют! Что, Гудлер играть не умеет, что ли? Или Вайнхандль? Возможно, им нужно было найти более сильного второго вратаря. А может и первого, который был бы посильнее Еремеева. «Динамо» же все вложило в полевых игроков. Вратарская позиция — единственная, которую они, похоже, проморгали.

— Но ведь в серии против «Спартака» осрамились главным образом полевые игроки! В двух матчах из четырех вообще ни разу забить не сумели.

— Да. И здесь, как мне кажется, опять встает вопрос физподготовки. Имея такой состав, команда обязана уметь взламывать плотную оборону, и делать это результативно. А когда ты из раза в раз натыкаешься, натыкаешься, и никак не можешь забить, то обязательно наступает момент, когда забьют тебе. У «Динамо» достаточно мощная команда. Будь они получше готовы физически — думаю, оборону «Спартака» разломить сумели бы.

— А с лидерами у «Динамо», на ваш взгляд, проблем не было? Я вот к концу сезона так и не разобрался, кто у бело-голубых выполняет лидерские функции.

— Команду надо было чем-то объединить, какой-то одной целью. Тогда, возможно, и появился бы их рядах лидер. Ведь опытных игроков, которые могли бы взять это бремя на себя, в «Динамо» достаточно. Но судить об этом не мне. Все это виднее тренеру, который весь сезон находился с ними рядом.

— Победа «Локомотива» над «Атлантом» — это, на ваш взгляд, тоже в первую очередь тренерская победа Петра Воробьева над Николаем Борщевским? Ведь по составу исполнителей мытищинцы, пожалуй, смотрелись даже поярче ярославцев.

— Конечно. Надо хорошо понимать тактику Петра Ильича, чтобы представлять, как с ней бороться, как ее обыгрывать.

— Но ведь Воробьев пришел в «Локо» всего за несколько недель до плей-офф!

 

— Для такого опытного тренера это достаточно большой срок. Кроме того, он ведь вернулся в команду, в которой уже работал. В которой до сих пор есть игроки, заставшие его в начале 2000-х.