6 мин.

История легионеров омского "Авангарда". Часть 4. Трио Прохазка - Патера - Власак. Глава 1: Центрфорвард

 

Окно в «Авангард» для представителей Чехии прорубил вратарь Ярослав Камеш, именно он стал первым чешским легионером в составе омского клуба. В последующие несколько лет в Омске спросом пользовались только чехи.

Анатолий Бардин в начале нового столетия показывал всем как надо вести точечную селекцию. Он приобретал только тех игроков, которые могли вывести команду на еще более высокий уровень. Омский «Авангард» удивлял всю хоккейную общественность. Вслед за лучшим голкипером чемпионата Чехии Камешем в Омске появился в прошлом капитан сборной Чехии Павел Патера.

Патера мог оказаться летом 2001 года в московском «Динамо», но не подписал контакт со столичным клубом, потому что был твердо уверен, что пробьется в основной состав «Миннесоты». Но «Миннесота» образца начала 21 века оказалась капризной придирчивой командой, отказывающейся от игроков высокого уровня. «Дикари» отказали Максиму Сушинскому, и тот отправился обратно в Омск, где продолжил показывать свою высокую квалификацию заброшенными шайбами и набранными очками. Отказ получил и Павел Патера. Чех последовал примеру СУ-33 и тоже отправился демонстрировать свое мастерство омским болельщикам. Спасибо тебе «Миннесота»!

Контракт «Авангарда» с 30-летним Павлом Патерой стал настоящей сенсацией. Еще бы! Столь титулованного легионера на тот момент в российской Суперлиги еще не было. Послужной список чеха выглядел так:

Четырехкратный чемпион мира (1996, 1999, 2000, 2001 годов), чемпион Олимпийских игр 1998 года в Нагано, бронзовый призер чемпионатов мира 1997 и 1998 годов, участник Кубка мира 1996 года. Всего на чемпионатах мира и Олимпийских играх провел 69 матчей, в которых забросил 18 шайб и сделал 30 результативных передач.

Впечатляет, правда?

То, что казалось раньше сладкой мечтой, теперь стало объективной реальностью. В Омске появилась звезда мирового хоккея, причем звезда приехала не догорать, а сиять всем своим великолепием.

Послушаем предсезонные ожидания новобранца омичей, которому предстояло влиться в команду в течение сезона:

- Как на новом месте - освоились?

- Да, вполне. Понравилась команда, понравились ребята. Очень хочу помогать команде побеждать.

- Сибирь не была для вас чем-то неизведанным? На Западе часто рассказывают про этот край страшные сказки...

- Нет, мне очень приглянулось то, что я увидел. Омск - красивый город, сотрудники пресс-службы устроили мне своеобразную экскурсию, показали центральные улицы, церкви, местные достопримечательности... Но, в конце концов, я приехал играть в хоккей, а не на прогулку.

- Когда вы увидели в Омске жигули-шестерку, то сказали, что раньше ездили на такой же?

- Да, это был мой самый первый автомобиль. Когда увидел здесь точно такой же, меня прямо ностальгия взяла... Десять лет назад на улицах Чехии русские машины - "жигули" или "волги" - не были редкостью.

- За то короткое время, что вы находитесь в Омске, вас уже успело что-нибудь удивить?

- Ничему особенному еще не поразился. Единственное различие со старыми условиями жизни, которое я нашел здесь, в «Авангарде», состоит в непременном посещении всем составом перед игрой командной базы. В Чехии не практикуют совместный сбор перед каждым матчем чемпионата, и даже игроки сборной встречаются друг с другом только в отеле. Больше различий - и в бытовом плане тоже - пока заметить не успел. Ну, и конечно, приятно удивили болельщики, встречавшие меня в аэропорту в шесть утра! Сразу понял, как здесь любят хоккей. А когда побывал во Дворце на матче, почувствовал эту атмосферу, убедился еще больше.

- О том, как Омск и Патера нашли друг друга, уже рассказано достаточно много. И все-таки: почему решили заключить контракт именно с «Авангардом»?

- Чувствовал, что именно этот клуб во мне больше всего заинтересован. Очень активно проявлял инициативу президент Анатолий Бардин, все вопросы решались быстро и в срок. Так что в серьезности намерений "Авангарда" сомневаться не приходилось. Потому и принял предложение.

- До того, как с вами связался Анатолий Бардин, обладали ли вы какой-либо информацией об «Авангарде»?

- До контакта с Бардиным знал лишь отдельных хоккеистов, против которых в разное время доводилось играть. Также слышал отдельные фамилии. Однако, я хорошо представлял себе, на что иду. Все досконально об Омске, о команде, о местных условиях жизни мне рассказал Ярослав Камеш в телефонном разговоре.

- Кстати, говорят, этот разговор сильно повлиял на ваше решение...

- Да, Ярослав подробно описал все стороны: тренировки, требования, задачи на сезон... Безусловно, положительное влияние оказали серьезные намерения «Авангарда» в текущем чемпионате.

- Выступая за «Авангард», не боитесь остаться незамеченным для тренеров вашей национальной сборной, когда в следующем году настанет время собирать игроков для Зимних Олимпийских Игр?

- Это проблема не моя, а тренеров олимпийской сборной. Если они захотят видеть меня в составе, то должны будут сами собирать информацию о моих выступлениях.

И чешские тренеры пристально наблюдали за игрой Павла. Кандидатура Патеры не вызывала у чешского тренерского корпуса особых проблем, они смело взяли игрока омского «Авангарда» на Олимпиаду. Примечателен тот факт, что Патера стал единственным представителем российской суперлиги на Играх в Солт-Лейк-Сити 2002. На Олимпиаде чешская сборная медалей не получила, проиграв в упорной борьбе в четвертьфинале сборной России.

Патера очень легко вписался в состав омского «Авангарда». Вокруг его фигуры руководство омичей начало строить чешское звено, в результате получили трио Власак – Патера – Прохазка. О игре этого звена и роли в нем Павла Патеры будет написано в другой главе.

Патера очень многое сделал для омского хоккея. С Павлом Патерой Омск взял единственный пока для Омска чемпионский титул сильнейшей команды России. Итоговая статистика выступлений за «Авангард» (включая плей-офф): 170 игр, 38 голов, 71 передача, 160 минут штрафа. Отметим джентльменство чеха, в среднем около минуты штрафа за игру.

Омские болельщики искренне полюбили Пашу Патеру. Чех запомнился не только великолепной игрой, но и замечательными человеческими качествами.

Любой болельщик в Омске мог ходить бесплатно на матчи фарм-клуба омского «Авангарда», который назывался тогда «Авангард-ВДВ». На эти матчи приходили и хоккеисты, видимо ожидая вечернюю тренировку. Первей всех приходили почему-то чехи, они стояли возле бортов рядом со скамейкой фарма и с интересом наблюдали за игрой. В этот момент к ним мог подойти любой желающий, в основном это были мальчишки. Я наблюдал, как Павел направо и налево раздавал автографы счастливым ребятам и с некоторыми из них вел беседу на русском. Особо любопытным он рассказывал, как появился у него на шее огромный шрам. Его хвалили за оформленный в прошедшем матче дубль, а он отвечал всем спасибо. Патера никому не отказывал, и уходил только тогда, когда его звали в подтрибунное помещение. Другие чехи в это время предпочитали молчать или поспешно удалялись, оставляя Павла наедине с детворой.

Вот таким запомнился мне Павел Патера, а чем запомнился он Вам?

P.S Уважаемый читатель! Если Вы прочитали статью, и у Вас есть мнение, предложение или пожелание по данной теме, то, будьте добры, оставьте комментарий к тексту. Подписывайтесь на блог "AVANGARDомания"=)

Заранее спасибо!