7 мин.

За мгновение до начала…

Не знаю нужен ли вообще кому уже сейчас этот пост, но он провалялся в готовом виде уже больше месяца, и уж чтоб не пропадать

 

***

В последнее вреня на «Трибуне» было трудно не заметить обсуждений обновления «Сибири»:

Новость: «„Сибирь“ представила новые эмблему и форму».

Блог «Новая Сибирь»: «Трансформеры. Новая эмблема и форма „Сибири“».

Блог «Спецовка»: «Форма «Сибири» на сезон 2014/15».

Блог «InoProSport»: «Если у вас нет любимой команды в КХЛ, то после просмотра этого ролика она у вас появится!»

Заметка от блога «Айс-ТВ»: «Игры фасонов. Как «Сибирь» стала любимой командой КХЛ за океаном».

Блог «ReForma»: «Форма „Сибири“ 2014/15».

Что даже автор этого обновления не удержался и высказался в своём блоге «PROsibir»: «Сибирское лето», «Сказ про то, как „Сибирь“ логотип меняла».

Хотя разговоры потихоньку начинались и до презентации.

 

Страсти по этому поводу уже подулеглись, но мне хотелось бы добавить свои пять копеек.

Лично я для себя отметил следующие моменты:

Во-первых, упор на историю. В России советский клубный хоккей находится в некотором забвении: я не совру, если скажу, что словосочетание «советский хоккей» вызовет у подавляющего большинства ассоциацию со сборной СССР, Суперсериями, Олимпиадами и так далее. Из-за этого появление такого проекта как сайт khl-logos.ru можно назвать грандиозным, а то и историческим событием. Не даром даже предтеча этого проекта — блог «Хоккейные атрибуты» — в постах про историю формы отечественных клубов делал для публики открытие за открытием. 

В последние годы в КХЛ началась таки мода на ретро-формы и клубы, наконец, вспомнили о своём прошлом. «Сибирь» же, сделав пару проб с пятидесятилетием клуба и с прошлогодней альтернативной формой, первой решила сделать ставку на свою историю — сделать её основанием своего образа, но без копирования того самого прошлого, а его некоторым переосмыслением и обновлением, чтоб не входить в противоречие с настоящим.

Во-вторых, современность. Ни для кого не секрет, что в моду в спортивном дизайне вошёл минимализм, ярчайшим примером чего был тот же чемпионат мира по футболу — оформление одеяния сборных было максимально урощённым. Хоккей эта тенденция миновать тоже не могла, но в России же сильно влияние «модерна» — Магнитка, «Атлант», «Югра», «Амур» обновили эмблемы в стиле, который был бы уместен лет десять назад. Тем приятнее на этом фоне смотрится «консерватизм» таких клубов как «Автомобилист», СКА, «Адмирал». Я считаю великим достоинством, что «Сибирь» пошла путём второй группы, сразу следующей за современными тенденциями, а не за выбравшей «догоняющий» путь, который однозначно себя через некоторое время изживёт. Простота пусть и может выйти из моды, но никогда не станет плохой или немодной.

В-третьих, долговременность. Сама принятая концепция помимо слов создателя формы говорит о том, что мы дождались того момента, когда внешний вид и образ нашего клуба по большей части устаканился — все изменения последних лет были интересными и во многом полезными, но должен был наступить момент остановки. Всё же в вопросах боления, где ассоциирование себя с эмблемой, цветами и стилем команды — немаловажная проблема, необходим здоровый консерватизм, а потрясения были хороши только для того, чтобы остановиться на том, на чём мы сейчас остановились.

В-четвёртых, цельность. Я хоть и не видел полного результата «ребрендинга» «Сибири», но я почему-то уже сейчас уверен в том, что это приведёт к устранению разнобоя в дизайне, о котором я уже упоминал в прошлом году. Ибо не должно в один момент существовать в образе команды откровенно чуждых друг другу элементов дизайна разных времён. Как с тем же «леттерингом». Теперь их за последнее годы скопилось аж три варианта — и чтоб ничего не испортить, должен остаться только один. Да и как уже отмечалось теперь даже талисман клуба никак не противоречит ни чему.

В-пятых, вариативность. На мой взгляд нынешний вариант формы и эмблемы оставляют большой простор для манёвра, чтоб, оставаясь самим собой, можно было регулярно привносить что-то новенькое. Тем более, что за последнее время «Сибирь» продемонстрировала накопления опыта в отношении третьего альтернативного варианта формы. Даже та же снежинка уже давно зарекомендовала себя в дизайне не столько хоккейном и спортивном вообще как удачный инструмент для манипуляций — как не верти снежинкой, снежинка останется снежинкой.

Да и исполнение логотипа в монохромном минималистичном варианте, мне кажется, должно давать больше возможностей для применения в различных ситуациях, требующих приспособления к нестандартным материалам, а то и цветам.

В-шестых, оригинальность. В новой форме уже народ успел навыискивать множество похожестей с другими имевшими место в прошлом формами других команд, но это всё какие-то элементы, мелочи — цельный образ клуба вышел абсолютно новым. Здесь как раз ещё стоит отметить пресловутую снежинку: в погоне за поиском похожестей было приведена куча снежинок всякого рода магазинов, аэропортов и так далее, но в хоккее использование снежинки действительно стало именно нашей новосибирской фишкой. И я благодарен клубу, за то, что решились на такой шаг, несмотря на сомнения многих в серьёзности сочетания «профессиональный хоккейный клуб — снежинка».

Впервые я обратил внимание на снежинку как эмблему «Сибири» в прошлом, когда обновился официальный сайт и в разделе истории в шапку была вынесена фотография команды как раз в форме со снежинкой на свитере. Позднее идею снежинки в публику кинул блог «Хоккейные атрибуты». Не знаю насколько реально было влияние этого поста на историю образа «Сибири», но после него как минимум на «Трибуне» и среди болельщиков новосибирской команды, снежинка в виде идеи обрела второе рождение.

Да и пора было уходить от «монреальских» корней. За которые «Сибирь» немало критиковалась. Хотя, если честно, я до сих пор не могу понять почему последняя эмблема «Сибири» среди публики ассоциируется с «Канадиенс», хотя мотив буквы, облетаемой шайбой принадлежит не канадскому клубу, а американскому — «Эвеланш». Вся эта вторичность как бы она хорошо не обыгрывалсь, оставалась вторичностью.

В-седьмых, масштабность. Осмелюсь сказать, что впервые в своей истории, «Сибирь» обновляется настолько полно и что не менее важно — осознанно. Это не случайный приход «монреальской» эмблемы, это не временное появление снежинки в восьмидесятых, это не чехарда девяностых, это не эксперименты двухтысячных. Поэтому можно сказать, что по крайней мере для нашего клуба это событие по истине историческое. Но мало того, что это стало событием для «Сибири», событием обновление стало и для КХЛ («историография» из начала поста не даст соврать). И пусть «Сибирь» не была застрельщиком в плане подобного пути дизайна в Лиге, но смогла навести шороху среди болельщиков, и, я уверен, будет как минимум ориентиром для остальных клубов, а то и примером. А если учесть тот факт, что клубам КХЛ ещё есть куда расти, то это хорошее вложение в общее развитие Лиги.

В-восьмых, широта. «Сибирь» долгое время находится в тени омского «Авангарда» и воспринималась всегда многими как второстепенный клуб. Что, естественно, было следствием результатов, показываемых командами в российском чемпионате. В последнем же сезоне «Сибирь» впервые за долгое время стала лучшим сибирским хоккейным клубом, что является хорошим моментом, чтоб поиграть с ассоциациями у болельщиков за пределами Новосибирска. «Сибирь» — одна из немногих команд Лиги, имеющих историю, которая никогда не меняла названия. И забавно, что, имея название, связанное сразу с целым огромным регионом, никогда не пыталась обыграть его, связав с Сибирью — «Сибирь» постоянно оставалась чисто новосибирским клубом.

Теперь же образ явно отсылает нас именно к связи «Сибирь» → Сибирь и наоборот Сибирь → «Сибирь». Сейчас это пока разговор больше о потенциале нового дизайна, но при умелой работе клуба, думается, было бы реально сделать так, чтоб сибирской командой в первой очередь была «Сибирь», а «Авангард» был себе дальше местечковым лишь омским.

Не даром делаются заявления о работе в сторону повышения узнаваемости клуба даже за рубежом, а чем если не ассоциацией с Сибирью легче всего это будет сделать?

В-девятых, качество. Всё выше перечисленное не имело бы смысла обсуждать, если б сделано всё было через пень колоду. Как бы ни были велики амбиции, планы, масштабы обновления, мы уже многократно видели на практике: плохое исполнение всегда зарубает начинания на корню — и клуб оказывается в ещё худшем положении, чем был. Однако, «Сибирь» в двадцать первом веке зарекомендовала себя как клуб, умеющий делать дело качественно — и со временем только повышая уровень: когда-то «Сибирь» казалась хорошей только потому, что остальные ещё хуже, потом стала на уровень выше среднего российского, теперь же можно говорить о выходе на уровень мировой. Осталось только использовать весь потенциал нового дизайна на сто процентов.

 

Конечно, у меня есть пара-тройка опасений по поводу нового стиля «Сибири», но пока их упоминать не стану — посмотрю как оно будет всё в жизни. Если на практике они подтвердятся, то будет лишний повод перетереть. А первый матч уже завтра.