Максим Югов: голос арены
Текст Романа Стронгина, заглавное фото Дарьи Бурякиной
Белорусский спорт повсеместно жалуется на отсутствие интереса к нему со стороны зрителей. Зияют проплешинами трибуны футбольных стадионов, гандбольных, баскетбольных, волейбольных и прочих больных арен. Журналисты не без ехидства публикуют рейтинги спортивных телетрансляций на отечественном ТВ, стремящиеся к нулю и безоговорочно уступающие верхние позиции усладам домохозяек – сериалам. А издания, посвященные спортивной тематике, безуспешно обивают пороги в поисках рекламодателей.
Но в этой унылой картине есть исключение, к сожалению, практически единственное. Это, конечно же, «Динамо-Минск». Нет смысла утомлять статистикой посещаемости «Минск-Арены», ее в общих чертах знает каждый столичный житель. Особенно живущий на проспекте Победителей и регулярно попадающий в пробки во время домашних матчей «зубров».
Секреты популярности главного хоккейного клуба страны не раскроешь в двух абзацах, но можно сказать одно: чудесный рецепт состоит из десятка различных ингредиентов. Один из них, безусловно, предматчевое шоу. Ведущим которого на протяжении последних сезонов является радио- и телеведущий, шоумен и просто отличный парень Максим Югов.
Для многоголосого хора «Минск-Арены» его голос – настоящий камертон, определяющий очень многое.
– Как ты попал в «Динамо-Минск»? Какие взаимоотношения имел до этого со спортом в целом и с хоккеем в частности? Почему решил поработать на хоккейный клуб?
– Давно считаю, что все в этой жизни не случайно и все на свете связано нитями обстоятельств, знакомств, встреч, пересечений и так далее. Поэтому не удивляюсь, что я пришел в «Динамо», не имея до этого никакого отношения к хоккею! Более того, я не понимал этот вид спорта, скорее всего, потому, что мне не пришлось в детстве его попробовать. Я вообще на коньки стал впервые в 30 лет (не то чтобы встал и поехал… но потихонечку так раскатался). Так что если бы мне четыре года назад кто-нибудь сказал, что я буду связан с этим спортом – я бы рассмеялся ему в лицо!
А попал я в «Динамо» все-таки случайно. Слышал, что искали ведущего, два-три общих знакомых, пару звонков, пришел, познакомился, посмотрел и … «Привет, Минск-Арена!»
– Твой первый матч на «Минск-Арене» в качестве ведущего? Какие были мысли? Какие чувства, первые впечатления?
–Ну, должен сказать, что я не пришел зеленым новичком в «Динамо». В моей жизни было уже достаточно шоу, и я не боялся аудитории, хотя аншлаговые 15 тысяч могут и сейчас заставить коленки немножко дрожать! Меня больше беспокоила терминология и правила, болельщицкий сленг, названия команд и имена игроков. Вот этому пришлось учиться, и поэтому я вовсе не «пришел, увидел, победил», а довольно долго наблюдал за работой предыдущего ведущего Игоря Старовойтова, коего знаю как талантливого репортера и вообще разностороннего человека. Основным опасением было напутать что-нибудь того не зная, поэтому поначалу писал тексты и читал по бумажке (как, оказывается, все до меня делали, даже легендарный Владимир Николаевич Новицкий). Потом пришло понимание, и я начал вещать прямо из головы!
Не обошлось, конечно, без курьезов и ляпов. Помню, кричал во время своего первого матча: «Болельщики, вы готовы ко второму тайму?!» – и не понимал странной реакции трибун, пока не подъехал кто-то из судей и не напомнил мне, что я на хоккее, где не таймы, а периоды.
– Ты ведь много работаешь ведущим различных мероприятий: в чем их отличие от хоккейного матча? Кто для тебя является ориентиром в этом деле? Какие качества вообще важны для ведущего на матчах «Динамо-Минск»?
– Каждый раз, выходя перед аудиторией, важно понимать, кто перед тобой и что они от тебя ждут. И неважно, будет это 10 человек или 15 тысяч – если тебе удается словить настроение публики, ты станешь для нее своим и любимым. Хоккейные болельщики – аудитория особенная: каждый сам по себе специалист в хоккее, и очень важно не пытаться быть умнее их. Найти контакт с фанатами можно только действуя постепенно и аккуратно. Нельзя вот так впрыгнуть на сцену и закричать: «Э-гей!». Тебя могут просто встретить свистом или тишиной, что еще хуже. Поэтому ориентироваться можно только на самого себя и искать фразы, подачу, манеру, все потихоньку, пробуя, перебирая, оставляя то, что приживается, и отбрасывая то, что не пошло.
– Как удалось установить контакт с трибунами? Важно ли чувствовать настроение зрителей и почему? Бывало ли так, что ты не попадал в резонанс с Ареной? Случалось ли кардинально менять настрой зрителей?
–Я как-то сказал уже в интервью, что «Арена» (в основном во время игр «Динамо») – это живой организм. Сегодня на кураже, завтра приболел, потом у него похмелье или волна побед… Это чувствуется сразу после первых слов на сцене: как тебя встретили и отреагировали на первый «привет». Иногда чувствуешь, что публика зажигается с полуоборота, но часто приходится потеть и срывать голос. Важно в такие моменты не переиграть – «Арена» хорошо чувствует фальшь и не принимает даже самые светлые инициативы, если они не к месту или не к настроению. И тут хоть лбом об стенку бейся – если охватило уныние «Арену», надо плыть с ней вместе по течению, не пытаясь развеселить зрителей при счете 0:4, например. Подбодрить, посочувствовать, попереживать, посетовать – можно, веселить и развлекать – вряд ли.
– У тебя как ведущего на матчах «Динамо-Минск», есть поклонники? А критики? Общаешься как-то с ними?
– С каждым днем все чаще и чаще в разных компаниях встречаю болельщиков «Динамо-Минск», которые подходят и говорят «спасибо». Сначала отнекивался, говорил: «Да я-то что?!», а теперь все больше чувствую свою причастность, не умаляя при этом, конечно, заслуг игроков, тренеров, менеджмента клуба. Приятно чувствовать себя частью большого дела! Ну, а когда критикуют – стараюсь сразу реагировать! Помню, фан-сектор года три назад возмущался, что я заставлял трибуны запускать волну. Ребята, я же учусь всегда, слушаю… Теперь понял, что не нужно лезть – она сама пойдет. Радуюсь, когда получается, значит, настроение у публики хорошее. Есть еще у меня друзья, которые могут прийти с плакатом «Вперед, Югов!». Люблю их, хоть и чувствую, что иногда они перебарщивают. Но динамовские болельщики – это как одна семья, очень заметно это стало в повседневной жизни вокруг. Да, и есть еще одна семья, с которой мы всегда хлопаем по рукам, независимо от исхода матча – традиция такая.
– Самый впечатляющий матч для тебя? А какой, наоборот, самый неудачный?
– Мне запомнился больше всего матч с «Витязем», когда драки были, страсти кипели, трибуны возмущались. Не потому, что кто-то кому-то набил лицо, а потому, что были эмоции очень сильные, болельщики тогда сильно выступили. Когда «Арена» «живая», когда чувствуется, что болеем даже проигрывая, вот тогда, наверное, и впечатляет игра, и «Арена». Вот тогда мы говорим: сегодня было классно! Но нам, тем, кто работает на шоу, нужно выкладываться каждый раз, независимо от счета, нельзя халтурить и опускать руки, даже если совсем плохо в турнирной таблице. А иногда бывает, что и трибуны отличные, и настроение чувствуется, и «Арена» взрывается при каждом броске, но не идет игра у наших… Спрашиваешь: ну почему? Ну что вам не так?! Вот в такие дни, наверное, расстраиваюсь больше всего – команда болельщиков играет отлично, а хоккейная как-то не очень!
– Иногда после матча ты берешь экспресс-интервью у лучших игроков. Было что-то необычное или смешное в таких случаях?
– О, для меня это вечная проблема! Всегда думаю: что же такое спросить?! Стоит отметить суеверность и переменчивое настроение игроков: если проиграли – не подходи ни под каким соусом, но если выиграли, то тоже не факт, что не проедет лучший игрок мимо тебя. Ну, и еще вечная дилемма с легионерами: вроде бы по-русски все уже говорят, но иногда вижу – не понимает никак, надо переходить на английский. Хауген меня удивил один раз фразой: «Болельщики – молодчики!» Чисто так, без акцента было сказано! Молодец! Трудно ожидать от игроков искрометности в этот момент, но если случается – это им только 10 плюсов в копилку!
– Помимо предматчевых шоу ты постоянно ведешь различные акции «Динамо» с болельщиками («Хоккей на шпильках», детские праздники в Парке им. Горького и т.д.). Что бы ты сказал о болельщиках клуба? Что это за люди? Почему они заполняют трибуны «Минск-Арены»?
– Я очень горжусь нашими болельщиками. Может потому, что это в нашей стране впервые так сильно и так ярко. Я предполагаю, что так могли болеть больше за футбол в начале 80-х, но в новейшей истории надо отдать должное – это прецедент. И это не популизм и не мода! Команду любят по-настоящему – иначе вряд ли наполнялась бы «Арена» до 10 тысяч, даже когда команда была на самом дне таблицы! Ну, а любовь к команде – это не только прийти на домашнюю игру или поболеть с пивом у телевизора. Это акции, это дух, это «бело-синие» цвета, это флажки на машинах, это символика повсеместно – это круто, кстати!
***
– Как будущий инженер, окончивший серьезный ВУЗ – БГУИР, бросил свою перспективную профессию и подался совсем в другую область?
– Ой, это отдельная история. Давно считаю, что высшее образование – это, прежде всего, большая жизненная школа, а уж потом специальность, знания, квалификация и дипломы. Моих товарищей по ВУЗу разбросало по всей планете, и во всех областях жизни можно встретить выпускника БГУИР. Мне не стыдно сказать, что по диплому я – инженер-электрик. Главное ведь, что мы добились в жизни и как применили наши знания.
– Ты сделал себе «имя», работая на радио. Причем это был период становления FM-эфира в Беларуси. Как попал в эту когорту? Что это были за времена? Как шел к успеху?
– Это было прекрасное время, когда ты выходил в эфир и чувствовал, что тебя по-настоящему слушают миллионы. Было особенное время, начало 2000-х, сейчас не так. Все погрузились в интернет, соцсети поглотили всех. А раньше были радио да телек. Вот это тоже считаю жизненной школой: тысячи знакомств, опыт, владение собой, ситуацией и аудиторией – все оттуда. Ну, а попал, как всегда, по стечению обстоятельств. Очень рад, что не профукал тогда шанс, а вцепился в него и постепенно прошел школы: Радио Мир, Альфа-радио, 1-ый музыкальный, СТВ…
– Расскажи о своих проектах на ТВ. Почему теперь тебя редко видно там? Остались ли у тебя амбиции в этой области?
– С трепетом вспоминаю эти годы. Было все: авторские проекты, приглашения на эфиры, линейные часы в прямом эфире, длинные утренние программы на СТВ. Была, кстати, и победа в Национальном конкурсе «Телевершина», в составе съемочной группы программы «Утро столицы на СТВ». Ну, наверное, наигравшись, хочется чего-то еще, амбиции как раз заставляют не задерживаться на одном месте. Думаю, что восемь лет эфиров – достаточно. Если, конечно, вдруг родится у какого-нибудь режиссера желание пригласить меня в проект на телевидении – я и пойду! Потому что это тоже драйв и кайф, особенно прямой эфир. Те, кто там работает или работал когда-то, меня поймут.
– Еще одна твоя ипостась – кулинарный блоггер. Откуда такой интерес? Как стал этим заниматься? Сам готовить умеешь?
– Хм, это как раз оправдывает понятие медийности. Если ты публичная личность, то твои интересы и увлечения, так или иначе, вылезут на поверхность. Люблю готовить и есть! Помешан немного на средиземноморской кухне, могу приготовить что-то изысканное, но, как правило, делаю что-то простое и быстрое, но от этого вовсе не плохое! Много путешествую – много пробую. Отсюда желание сделать все это самостоятельно. Иногда получается.
–Есть сведения, что ты – знаток Италии. Почему именно эта страна выбрана тобой? Что тебя с Италией связывает? Как часто там бываешь?
–В Италию влюбился еще в 93-м году, когда попал туда впервые. Захотел понимать, что они говорят, о чем поют. Вернулся домой и в инязе получил третью специальность – по итальянскому языку. С тех пор продолжаю любить Италию и, надеюсь, у нас с ней это взаимно.
– Расскажи о своей семье. Есть у тебя поклонницы из числа динамовских болельщиц?
– Моя жена – моя главная и любимая поклонница! Нам, правда, трудно бывать где-нибудь вдвоем, поскольку двухлетний сын требует внимания, но пару матчей жена посетила.
– Отдашь ли ты своего сына в хоккей и почему?
– Я считаю, что каждый человек, пусть даже маленький, может выбрать то, что ему нравится и что подходит. Возьмет наш Мишаня клюшку и погонит шайбу по квартире – значит, возможно, ему светит хоккей, будет плавать с удовольствием – будет ходить в бассейн. Я вообще мечтаю, чтобы он стал великим шахматистом! Время покажет, но уже сегодня, когда он видит или слышит любую спортивную трансляцию (особенно голос Новицкого его цепляет) – сразу кричит «О, хоккей! Смотрим хоккей!».
***
– «Динамо-Минск» даже в неудачный сезон стабильно собирает по 10 тысяч зрителей. В чем секрет? О чем надо задуматься другим клубам страны, чтобы достичь такой же популярности?
– Я думаю, что это комплексный успех. Сама команда (которая играет то плохо, то хорошо), «Арена» и атмосфера, работа команды по организации матчей, маркетинг и продвижение. Из маленьких кирпичиков сложился красивый бренд, людям понравилось, и они начали команду любить! Любить искренне и безответно, так что были даже моменты, когда меня поражала преданность болельщиков откровенно плохо играющей команде.
– Какова в этом роль твоей работы? Предматчевого шоу? Как оценишь качество работы клуба в этом направлении?
– Я рад, что нашел себя в предматчевом шоу. Безусловно, приятно, когда мне говорят: «Ты – лучший ведущий из всех, что были и пробовались»! Но это не случайно сложилось. Это все результат поиска, экспериментов, мозговых штурмов и работы команды, которая может быть сразу и не видна, но результат которой очевиден – стабильная посещаемость и взаимная любовь болельщиков и клуба. Считаю, что «Динамо» в этом плане на протяжении трех сезонов, как я наблюдаю, держит очень высокую планку и дает пример очень многим клубам и видам спорта. Я вот посматриваю на «Цмокі» и, с одной стороны, радуюсь растущей популярности баскетбольного клуба, а с другой стороны, наблюдаю следование по проторенной «Динамо» дорожке. И не «Динамо» все это придумало, ведь правда, но сделать такое в нашей стране – это дорогого стоит!
– Трудно было работать в этом сезоне, когда на клуб обрушилась волна негатива?
– Я бы не сказал, что намного труднее. Все что мы делали (шоу, конкурсы, акции, игры в перерывах) всегда воспринимались хорошо и с энтузиазмом, потому что, повторюсь: «Динамо» любят искренне и преданно. Правда, в самые тяжелые турнирные времена лично я частенько ловил себя на мысли, что мне трудно подбирать слова на сцене! Когда команда играет хорошо и уверенно – работать просто и слова поддержки рождаются сами по себе. Когда же все плохо – выйти и крикнуть «Самый сильный – бело-синий» уже не сработает!
– Как смотришь в будущий сезон? Чего от него ждешь?
– Сезон еще только закончился, а я уже начинаю скучать. Мне уже не хватает этой атмосферы, этого драйва и ощущений. И, думаю, многие болельщики это мое чувство разделяют. Что бы ни случилось, сколько бы легионеров ни оставалось в команде, кто бы ни руководил клубом, я уверен, что 15 тысяч придут на «Арену» на первую домашнюю игру в сентябре и дружно крикнут: «Вперед, Динамо!»