5 мин.

Случайный взгляд. Как Хенрик Лундквист оказался в «Рейнджерс»

Ларри Брукс из New York Post рассказывает, как и почему лучший вратарь плей-офф НХЛ-2014 оказался в клубе из Нью-Йорка.

Два дня. Два долгих дня. Столько времени прождал малоизвестный 18-летний вратарь из Швеции с фамилией Лундквист на трибунах Saddledome в Калгари, пока о нем не вспомнили на драфте юниоров НХЛ-2000. Его брат-близнец, Джоэль, ушел в третьем раунде под 68-м номером. Центрфорвардом заинтересовался «Даллас». Все остальные шведские проспекты, приехавшие на церемонию в Канаду, к тому моменту также были разобраны разными клубами.

– Вы и представить не можете, как я себя тогда чувствовал, – рассказывает Хенрик. – Мой агент посоветовал мне приехать в Калгари и увидеть воочию, что такое Северная Америка и НХЛ. Все думали, что меня выберут в четвертом, худшем случае пятом раунде, но когда начался шестой, я подумал: стоило ли вообще переться на драфт?

– Все мои приятели уже нашли себя клубы, они молчали и вроде как смотрели на меня в ожидании. А мы все сидели в одном ряду. Никто не знал, что именно нужно было говорить, что делать. Они будто подбадривали меня. Типа, Хэнк, ладно тебе расстраиваться. Чувство было не из приятных, – вспоминает вратарь. – А затем, когда закончился пятый раунд, кто-то со стороны «Далласа» сказал, что раз уже техасцы выбрали моего брата, то заберут в следующем раунде и меня.

Всего на том драфте клубы выбрали 21 голкипера. Рик ДиПьетро ушел под первым номером в «Айлендерс». В пятом раунде «Рейнджерс» задрафтовали парня из колледжа Брэндона Сни, «Калгари» потратил на Брента Крэнна девятый пик. «Даллас» забрал Дэна Эллиса под общим 60-м номером.

И вот дошла очередь до шестого раунда и «Старс», которые выбирали игрока под номером 169.

– Я был очень возбужден, – говорит Хенрик. – Я начал двигаться к краю стула, ожидая услышать свою фамилию. Помню, как сейчас, эти слова: «Даллас» выбирает…

Но он услышал не свое имя, а «Даллас» выбирает правого крайнего «Кладно» из чешской экстралиги Ладислава Вичека».

– Мне показалось, что они произносили эти слова целую вечность. Я не знал, что делать, – признается Хэнк.

Ему пришлось остаться на своем месте и ждать дальше.

Большинству клубов на драфте НХЛ в тот момент шведский вратарь был относительно неизвестен. Он провел только два сезона за юниорскую команду «Фрелунды», выиграл бронзу юниорского чемпионата мира, на котором лучшими были Кари Лехтонен, Сергей Мыльников и Андрей Медведев. Но «Рейнджерс» знали, кто такой Лундквист. Все благодаря их европейскому скауту Кристеру Рокстрему. Драфт-2000 проходил примерно через три недели после того, как генеральным менеджером ньюйоркцев стал Глен Сатер. Директором скаутского отдела тогда был Мартин Мэдден, помощником Сатера значился Дон Мэлоуни, на плечи которого была возложена ответственность за выбор молодых игроков. У «Рейнджерс» не было выбора в первом раунде – его обменяли в «Тампу» (та потратила пик на Никиту Алексеева). Под 64-м номером клуб взял Филипа Новака, под 95-м – Доминика Мура.

– Это очень смешная история, очень. Но для начала позвольте и мне урвать кусочек похвалы за то, что при моем участие Хенрик оказался в Нью-Йорке, – рассказывает Дон Мэлоуни, который уже несколько лет работает генеральным менеджером «Финиксом». – Да-да, хотелось бы напомнить людям о своей работе в «Рейнджерс».

Мэлоуни, вам следует знать, все это время смеется. Очень громко.

– Да-да, отдайте и мне должное за карьеру Хэнка. – продолжает Дон. – Как я не прогадал! Я же не просто так ткнул пальцем в неизвестного игрока.

О Лундквисте знал и Рокстрем, но Мэдден был иного мнения о вратаре.

– Всякий раз, когда Кристер произносил вслух имя Лундквиста, Мартин обрывал его на полуслове, – рассказывает один из участников драфта со стороны «Рейнджерс». – И это продолжалось из одного раунда в другой.

Несколько раз Мэдден просил забыть о Хенрике. «Вы издеваетесь что ли? Хватит уже вспоминать этого Лундквиста», – говорил директор скаутского отдела ньюйоркцев во время церемонии.

Тем временем, Мэлоуни готовился к седьмому раунду, на котором у «Рейнджерс» был 205-й выбор.

– Когда вы доходите до поздних раундов, решение принимается на основании мнения того скаута, который активнее остальных продвигает того или иного игрока. Я уважаю Мартина, но у Кристера была отличная история удачных выборов, и я послушал его, – объясняет свой выбор Мэлоуни. – Где-то между шестым и седьмым раундом я случайно заглянул в блокнот с рейтингами всех участников драфта, которые составил Рокстрем. Обычно, когда какой-то игрок выбирается, ты зачеркиваешь его фамилию и смотришь на оставшиеся. Книжка была открыта на странице с европейскими вратарями, и на первом месте в рейтинге, по мнению Кристера, находился Хенрик Лундквист. И он до сих пор не был выбран. Я спросил у него: так это лучший молодой вратарь Европы?

Кристер сказал: «Да».

– А чего ж тогда ты не продавливаешь его кандидатуру?

– Потому что Лундквист не нравится Мартину.

Мэлоуни взял ответственность на себя и сделал выбор, который потом войдет в историю.

– При всем уважении к Мартин Мэддену, хорошему скауту, если Кристеру нравился кто-то и так сильно, этого уже было достаточно для меня, – заявил Дон.

Издевательство закончилось.

Вот так под 205-м номером на драфте «Рейнджерс» выбрали Хенрика Лундквиста, который наконец-то смог перевести дыхание.

– Уф, с моих плеч свалился такой камень, – рассказывает претендент на «Конн Смайт Трофи». – Я пошел к столу «Рейнджерс» и впервые в жизни надел на себя свитер клуба. Невероятный опыт. Такое не забывается.

Через 5 лет Лундквист впервые сыграл за «Рейнджерс» в официальном матче. Ладислав Вичек не провел в НХЛ ни одной встречи, 13 из 21 вратаря, выбранных до Лундквиста, так и не дебютировали в лиге. Еще два, включая Крэна из «Калгари», сыграли по одному матчу.

Спустя 14 лет Лундквист впервые сыграл в финале Кубка Стэнли.

– Подумать только. Возможно, лучший вратарь в истории «Рейнджерс», а, может, кто знает, и лучший игрок клуба – и мы так долго сомневались, – говорит Мэлоуни. – Случайный взгляд в блокнот Кристера Рокстрема.

Драфт-2000 прямо сейчас

1. Рик ДиПьетро (клуб в сезоне-2013/14 – «Шарлотт Чеккерс» АХЛ)

2. Дэни Хитли («Миннесота»)

3. Мариан Габорик («Коламбус»/»Лос-Анджелес»)

4. Ростислав Клесла («Финикс»)

5. Раффи Торрес («Сан-Хосе»)

6. Скотт Хартнелл («Филадельфия»)

7. Ларс Юнссон (завершил карьеру)

8. Никита Алексеев (завершил карьеру)

9. Брент Крэн (завершил карьеру)

10. Михаил Якубов («Югра»)

11. Павел Воробьев («Рязань»/»Витязь»)

12. Алексей Смирнов («Южный Урал»/ХК «Алма-Аты»)

13. Рон Хэйнси («Каролина»)

14. Вацлав Недорост («Донбасс»)

15. Артем Крюков («Амур»)

...

205. Хенрик Лундквист

Источник – NY Post.

Фото: REUTERS/Ed Mulholland/USA TODAY Sports

10 лучших игроков, выбранных в дальних раундах драфта НХЛ