С чего начинается вторая Родина? Канадские белорусы из хоккейной сборной делятся впечатлениями о своем новом доме
Источник: InoProSport
За три тысячи километров от места, где он вырос – Торонто, Джефф Платт вполне чувствует себя как дома.
Через несколько мгновений после очередного забитого гола на «Минск-Арене», Платт прыгает в объятия капитана белорусской сборной Алексея Калюжного. Еще спустя несколько мгновений болельщики начинают скандировать его имя.
«Здесь я испытываю такие эмоции, которых, наверное, раньше никогда в жизни не испытывал. Все дело в атмосфере и наэлектризованности, которой пропитана арена, - говорит Платт. – Это просто льется по твоим венам и затягивает тебя с головой».
Наряду с голкипером Кевином Лаландом, Платт является одним из двух родившихся в Канаде хоккеистов, выступающих за сборную Беларуси на чемпионате мира. Они играют ключевую роль, в, возможно, лучшем достижении сборной этой страны на международной арене [статья была написана вчера, до того, как сборная Беларуси уступила шведам в четвертьфинале со счетом 2-3, - прим. перев.]. Ведомые канадским специалистом Гленом Хэнлоном, белорусы впервые с 2009-го года и в третий раз в истории вышли в четвертьфинал этого турнира.
Это крупнейшее спортивное мероприятие, когда-либо организовывавшееся в Беларуси. Таким образом, Минск на две недели окутала атмосфера праздника. И сборная этой страны дарит болельщикам еще один повод для веселья.
«Нужно понимать важность того, что это означает для них, - говорит Хэнлон. – Это больше, чем просто игра. Это шанс показать всем».
Под «показать всем» Хэнлон подразумевает город, украшенный символикой IIHF, приглашениями для всего мира и талисманами в виде зубра, напоминающими о том, что здесь проходит чемпионат мира по хоккею.
На «Минск-Арене», домашней площадке для минского «Динамо», сборная Беларуси показывает хороший хоккей. Уроженец Оттавы Кевин Лаланд, выступающий за «Динамо» и принявший белорусское гражданство, демонстрирует звездные выступления, в то время как Платт своевременно усилил атакующую линию команды.
Однако канадские легионеры желают отдать все лавры самым результативным хоккеистам в составе сборной – Михаилу Грабовскому и Сергею Костицыну.
«Хоккеисты играют за символику своей страны, и для них выступление в составе своей сборной важнее, чем игра за клуб НХЛ, либо любую другую команду в мире, - говорит Платт, указывая на белорусский герб у себя на груди. – Это видно по Сергею Костицыну, Михаилу Грабовскому. Эти парни играют здесь так, как, уверен, ранее никогда в жизни не играли».
Грабовский засиял от гордости, говоря о том, что для него означает данный турнир. Он не скрывает этого от Хэнлона, который впервые тренировал Михаила, когда тому был всего 21 год, в 2005-м, на ЧМ в Вене.
«Я даже уже и не смотрю в сторону Михаила, потому что знаю, что он в любом случае сыграет отлично, - делится Хэнлон. – Я никогда не перестаю повторять: «Хорошая игра, Михаил».
Из-за языкового барьера Хэнлон ограничен в словарном запасе при общении с хоккеистами. Он понимает по-русски и по-белорусски, и пытается изучать оба языка, даже несмотря на то, что он не обязан этого делать.
Это второе пришествие в сборную Беларуси для бывшего коуча «Вашингтон Кэпиталз», на протяжении долгого времени выступавшего в НХЛ в качестве игрока. Почти всегда рядом с ним находится человек, который говорит по-английски. На всех пресс конференциях уроженец города Брандон отвечает на вопросы по-английски, изредка вставляя белорусские слова, и после произнесения фразы делает паузу, предоставляя возможность переводчику сделать свою работу.
«Я беру уроки, - рассказывает Хэнлон. – У меня получается уже лучше. Я уезжаю домой после каждого товарищеского турнира, так что я беру все свои учебники, складываю их в рюкзак, как студент во время весенних каникул, и еду к своему 12-летнему сыну и жене. Таким образом, я отдыхаю с ними на протяжении нескольких недель».
«Он лучше уж сам будет играть, чем наблюдать за тем, как я тренирую команду», - отмечает Хэнлон.
Внутри «Минск-Арены» болельщики в одном из секторов прыгают вверх-вниз и скандируют кричалки, которые более традиционны для футбольных матчей. Другие свистят, и наполняют арену тем шумом, который Лаланду и Платту не с чем сравнить. Хэнлон же находит ассоциацию лишь со старым стадионом города Чикаго.
Этот фестиваль – особенный для белорусских хоккеистов, будь то игрок из Новополоцка на Севере страны, как Дмитрий Коробов, или из Онтарио, как Лаланд и Платт.
Им было не обязательно иметь какую-то белорусскую родословную. Каждый хоккеист, выступающий за минское «Динамо» на протяжении двух сезонов, может получить местное гражданство.
«У меня остался и канадский паспорт, так что я ничего не потерял», - комментирует Лаланд, начавший турнир в качестве запасного. Однако затем он стал выступать настолько успешно, что Хэнлон просто не мог не начать выпускать его на лед с первых минут.
«Сначала мне просто стало намного проще ездить в Россию. Мне больше была не нужна виза, и за счет этого мне удалось сберечь несколько страниц в канадском паспорте. Однако когда Глен был назван главным тренером сборной, мы поговорили. Он с самого старта дал понять, что хочет, чтобы я принял участие в турнире».
Лаланд и Платт похвалили местных игроков за то, что те приняли их в команду, отметив, при этом, что им намного удобнее находиться в команде вместе и с англоговорящим тренером.
Однако Хэнлон, который ранее тренировал сборную Словакии, узнал из опыта работы в финском «Йокерите» в прошедшем сезоне, что с канадскими игроками в клубе не всегда все бывает так просто.
«Будучи зарубежным тренером, тебе хочется держаться немного на расстоянии. Чтобы канадских игроков в команде уважали, - рассуждает Хэнлон. – Последнее, чего тебе хочется, так это того, чтобы все выглядело не так, будто ты делаешь им поблажки».
«Так что ты хочешь, чтобы они всецело отрабатывали свой хлеб, и я стараюсь сохранять дистанцию в отношениях с ними. Я не хочу давать повод кому-бы то ни было думать о том, что я обращаюсь с ними по особенному».
Пусть и без особенного обращения, этот опыт стал особенным для Лаланда и Платта, хоть они и не выступают за национальную команду своей родной страны. Платт, сыгравший 46 матчей в НХЛ в составе «Коламбус Блю Джекетс» и «Анахайм Майти Дакс», выиграл золотую медаль в составе юниорской сборной Канады на чемпионате мира 2003-го года.
С тех пор приглашения в сборную Платт не получал, и решил двигаться дальше.
Сейчас то, что меня не вызвали в сборную Канады – просто одна из глав, оставшихся в прошлом, - говорит 28-летний хоккеист. Мне повезло однажды надеть свитер юниорской канадской сборной и выиграть золото в 2003-м году в соревновании игроков, не достигших 18-летнего возраста. Сейчас задача играть за сборную Беларуси на высоком уровне вполне реалистична. Когда мы добиваемся успеха, это доставляет огромное удовольствие.
Беларусь завершила выступления на групповом этапе довольно успешно, одержав 4 победы в 7 матчах, и заняв третье место в группе, оказавшись выше Финляндии, Швейцарии и Латвии.
«Для меня важно одерживать победы для Беларуси, - резюмировал Хэнлон. – Вот, что имеет значение».
Лаланд не мог найти слов, чтобы выразить свои эмоции.
«Мы сделали это, потому что верили в себя, - сказал он, поблагодарив болельщиков за то, что они внесли большой вклад в успех команды. – Думаю, сейчас нас поддерживает весь Минск, и вся страна. Мы играем для себя, и мы играем для них. Победы, одержанные для них в таких матчах, приносят невероятные ощущения».
Это является приоритетом и для Хэнлона. Спустя более 6 лет после увольнения из стана «Кэпиталз» в День благодарения, он не планирует возвращаться в НХЛ, и желает отдавать больше сил и времени европейскому хоккею.
Хэнлон по-прежнему следит за тем, что происходит в Северной Америке, и из интереса смотрит матчи, однако сейчас 57-летний специалист проверяет и результаты игр в европейских чемпионатах. Он по-прежнему является гражданином Канады, однако перспектива работы в родной стране больше ничего для него не значит.
Вне зависимости от исхода четвертьфинального поединка, о выступлении страны-хозяйки на этом турнире забудут не скоро. Когда победа над сборной Латвии подарила белорусам место в плей-офф, Платт назвал это «редким достижением для белорусского хоккея», ради которого постарались его партнеры по команде.