Армянский хоккей
Первым же олимпийским чемпионом по хоккею среди армян был вратарь советской сборной Григорий Мкртчян, отец которого Мкртыч в 1915 году, спасаясь от резни, переселился из Западной Армении в Россию. В Краснодаре, где в 1925 году родился будущий чемпион, Мкртчяны не задержались и вскоре перебрались в Москву.
Любовь к спорту зародилась у Григория в школе. Эпидемия кожаного мяча не миновала здесь ни одного мальчишку. И этому было закономерное объяснение: недалеко от школы находился стадион «Красная Пресня», на котором играли братья Старостины и Артемьевы и другие замечательные мастера тех лет.
Подвижность, отличное чувство мяча, природная скорость выдвинули мальчишку в число лучших, и без него вскоре не начинался ни один товарищеский матч, ни один спор двора с двором и улицы с улицей. С первыми заморозками московские футболисты всех возрастов и рангов становились хоккеистами. Здесь дела у Григория шли не так хорошо, как в футболе. Овладеть искусством скольжения по льду удавалось не сразу. И Григорий по просьбе друзей вынужден был встать в ворота. Вот так он и нашел свою судьбу.
В команду мастеров «Трудовые резервы» его пригласил знаменитый тренер Гавриил Качалин. Зимой 1946 года в полуфинале Кубка Москвы по хоккею с мячом его команда играла с ЦСКА, в составе которой выступали прославленные Бобров, Бабич, Никаноров, Виноградов, Тарасов. Героем матча оказался вратарь «Трудовых резервов», оставивший свои ворота сухими в основное время игры. Фамилия Мкртчяна попала в блокнот наставников армейцев, и на следующий год он играл уже в ЦСКА.
Вратари первой волны были в полном смысле слова героями, играя и тренируясь в легком обмундировании, без масок, которых в Союзе еще не было, а за рубеж до 1954 года наши хоккеисты не выезжали. Их игра требовала немалой отваги. «Получилось так, что Гриша стал как бы подопытным кроликом, – вспоминает в своей книге патриарх советского хоккея Анатолий Владимирович Тарасов. – Ведь мы тогда еще ничего не знали и не умели. Приходилось только догадываться, из чего складывается умение играть в воротах. Наши спортсмены не знали, какова основная вратарская стойка, какие нужны приемы, чтобы парировать скользящую шайбу, как ловить ее рукой, если она летит высоко. Мы не знали, как тренироваться, не было никакой тактики игры в воротах. Вратари только еще учились играть клюшкой. Мкртчян стал родоначальником вратарской школы игры».
В феврале 1948 года Григорий Мкртчян в составе ЦСКА стал чемпионом СССР. Всего в его коллекции наград чемпионатов Союза девять золотых и две серебряные медали. Четыре раза он становился обладателем Кубка СССР.
Он был первым вратарем первой официальной сборной СССР. Ему вместе с его учеником и напарником Николаем Пучковым выпала трудная и завидная судьба – охранять ворота команды в дни ее незабываемых победных дебютов на чемпионате мира 1954 года в Стокгольме и на VII зимних Олимпийских играх в 1956 году в Кортина д’Ампеццо. А вот что пишет в мемуарах первый старший тренер сборной СССР Аркадий Иванович Чернышев: «Григорий Мкртчян стал первым, кто заиграл на уровне международного класса. И в этом смысле он действительно родоначальник советской школы хоккейных вратарей».
http://www.nhl.com/ice/player.htm?id=8447054
15 игр в НХЛ: 6 за Бостон, 9 за "Американс", одна результативная передача.
Сезон в Детройте провел, Федоров может его помнит:)
http://en.wikipedia.org/wiki/Micah_Aivazoff
Отметился в том сезоне дракой с нашим Баутиным: http://www.hockeyfights.com/players/3760
Так было угодно Всевышнему:)
И "по-американски", наверное, правильно будет Джеремайя (как по-армянски, не в курсе).