Какая форма — такой сезон.
Ремарка.
Мне неоднократно в своей жизни случалось быть невольным свидетелем, а то и участником разговоров об автомобилях. Я — не автомобилист, прав не имею и иметь их не собираюсь из чисто практических соображений; и даже однажды на предложение полной оплаты обучения в автошколе я ответил отказом. По городу можно передвигаться пешком и на общественном транспорте, а автомобиль для меня — вещь ненужная и скорее станет обузой, а получать права без автомобиля — занятие не для меня.
Так вот — из-за этой жизненной установки меня абсолютно не интересуют автомобили. При чём не интересуют настолько, что я не отличу «Мазды» от «Тойоты», а уж в моделях и подавно потеряюсь. Про всякие наименования кузовов и технической начинки я тем более молчу. Главное я знаю как правильно переходить дорогу и как работает двигатель внутреннего сгорания — остальная информация для меня бесполезна, поэтому в свою память я её намеренно не впускаю, да и не задержится она там. <…>
Главная мысль.
Вы когда-нибудь задумывались о том, что даже если отвлечься от дизайна формы конкретных команд КХЛ, то всегда можно без труда определить к какому сезону она относится?
КХЛ оказывается ежегодно централизовано изменяет всякую мелочь на форме клубов, входящих в её состав. Хотя на самом деле иногда КХЛ здесь выступает исключительно как посредник. Правда есть случаи, когда КХЛ в таких изменениях не участвует вообще, но об этом потом.
В итоге мы имеем на руках несколько признаков, по сочетанию которых свитера и шлемы выдают год своего происхождения. Начём с тех признаков, которые отделяют эпоху КХЛ от Суперлиги.
Шильдик КХЛ.
Самое банальное и очевидное, что отличает КХЛ от Суперлиги — это само обозначение на форме Лиги. Шильдик занял место под воротником свитера.
↑ Первый сезон КХЛ (2008/09 гг.).
Шильдик активно критиковался за свой кричащий размер: кто-то призывал его убрать вообще, кто-то предлагал уменьшить его в размерах на заокеанский манер. Были, конечно, и те, кому было на это пофиг (но они в данном случае нам неинтересны). Я же уверен, что это было сделано не по непрофессиональности чиновников и/или дизайнеров Лиги, а просто с целью обозначить своё наличие и в том числе приучить болельщиков к эмблеме (которая нещадно критиковалась в первые месяцы существования КХЛ). Думается, не последним было желание дать понять зрителю с помощью этого шильдика, что перед ним матч КХЛ, а не чего-то другого.
По прошествии некоторого времени КХЛ пошла таки навстречу и позволила уменьшить шильдики на форме. Но уменьшение было опциональным, то есть необязательным: кто захотел — тот сменил, а если кто не сменил — КХЛ не «против» (и мне кажется, что даже скорее «за»).
↑ Сезон 2012/13. Сезон КХЛ №5. Первый сезон с маленьким шильдиком.
Появление возможности выбора размера шильдика КХЛ приходится на 2012 год и это уже пятый по счёту сезон КХЛ.
Итог: если вы видите на форме шильдик КХЛ, то это однозначно уже КХЛ начиная с сезона 2008/09, а если этот шильдик маленького размера, то вы наблюдаете форму либо пятого, либо шестого сезона.
Нашивка с рекламой «Мегафона».
Как известно, «Мегафон» стал спонсором нашей элитной отечественной лиги ещё до появления лиги континентальной. И был не просто спонсором, а титульным спонсором. Если кто не знает: название «Мегафона» было включено в название самого чемпионата. Звучало это полностью как «„Мегафон” Чемпионат России по хоккею 2007-2008 годов» и отображалось в таком виде, например, в газетах и на билетах.
↑ Билет на матч «Сибири» сезона 2007/08.
КХЛ решила не опошлять своё имя присутствием в нём названия другой конторы. Я, конечно, не в курсе дел, но мне кажется, что переход рекламы «Мегафона» из названия Лиги на форму связано именно с этим. Но опять же оговорюсь — это лишь мой домысел.
Реклама «Мегафона» уже настолько стала привычной болельщикам (хоть и успела порядочно надоесть), что даже иногда трудно представить, что она когда-то выглядела иначе, чем сейчас. А именно в первом (и только в первом) сезоне КХЛ нашивки на форме были не зелёными, а белыми.
↑ «Мегафон» на гостевой форме СКА. Сезон 2008/09.
Однако первый сезон отличался от последующих тем, что нашивки на форме появились не сразу — начинают они появляться только где-то в декабре 2008 − январе 2009 года.
«Сибирь» же умудрилась провести весь первый сезон вообще без «Мегафона».
↑ Матч ХК МВД — «Сибирь» первого сезона КХЛ. «Мегафона» нет вообще.
Во втором сезоне нашивки сделали зелёными и обязали их надеть все клубы без исключения. Тут и «Сибири» пришлось подчиниться. И за пять лет взбунтоваться против «Мегафона» осмелились только ЦСКА и СКА. Однако, СКА больше, чем на один матч не хватило, а вот ЦСКА отказался от «Мегафона» с пятого сезона совсем — видать, «Роснефть» не захотела делить место на форме с кем попало. UPD: ЦСКА в шестом сезоне «Мегафон» на форму вернул, зато «Слован» на гостевой форме убрал.
Итог: если на форме нашивки «Мегафона» белые, то это однозначно первый сезон (2008/09). О первом сезоне говорит и отсутствие нашивок (кроме ЦСКА в пятом и шестом сезонах). Зелёные нашивки это второй сезон (2009/10) и все последующие.
Попытка унификации шрифта.
Сейчас уже хорошей формой никого не удивить. А в самом начале пути Континентальной лиги казалось, что всё беспросветно плохо и будущее туманно. Пока обсуждался проект ОРХЛ, представлялось, что изменения буду революционными и как по мановению волшебной палочки всё станет как минимум похоже на НХЛ. Однако, реальность жестока и в первый же сезон КХЛ болельщикам пришлось столкнуться с тем, что наследство Суперлиги никуда не делось с присущим ей консерватизмом. «Новый уровень» же выглядел некой фантастикой.
Поэтому неудивительно, что чрезвычайно популярной идеей было сделать все команды красивыми централизровано. Вот приедет барин — барин нас рассудит. Мол, неплохо было бы КХЛ самой взяться за дизайн (хотя ещё те же люди ругали ту же КХЛ за уродливую эмблему).
В Лиге, видять, тоже царили подобные настроения и там решили поэкспериментировать. Начали с малого: сменили шрифт у номеров и фамилий хоккеистов. На этом, собственно, унификация и закончилась, так как вышло несколько неудачно: был взят некириллизованный шрифт, в который неумело добавили кириллицу, и отдан в клубы. Это был второй сезон КХЛ.
↑ Сезон №2 (2009/10). Обратите особое внимание на букву «ц».
Использовался этот шрифт довольно массово, но так же массово в последствии клубы стали от него отказываться, хотя до сих пор остались его сторонники. Например, «Амур». Если фамилии там уже в третьем сезоне писали другим более адекватным шрифтом, то номера до сих пор те же самые. Хотя «Амур» в принципе самый консервативный в плане формы клуб КХЛ (и это в данном случае не комплимент).
Итог: «унифицированного» шрифта не было только в первый сезон. Если вы увидите шрифт как на картинке выше, то это как минимум второй сезон (2009/10).
Проблема письменности.
Вопрос: «является КХЛ российской лигой или международной?» не имеет чёткого и однозначного ответа до сих пор. И всё же бесспорно, что курс на международность задавался даже ещё в мечтах Фетисова о ЕАХЛ.
На заре же существования КХЛ российский характер Лиги был неоспоримым: слишком мало было нероссийских клубов, да и были они, откровенно говоря, не такими уж и иностранцами. Поэтому ни для кого не было удивительным, что фамилии на свитерах хоккеистов писались на кириллице. В конце концов все новички («Барыс», минское и рижское «Динамо») базировались в странах с очень значительным распространением русского языка.
↑ фото третьего сезона. Пока ещё кириллица.
В червёртом сезоне КХЛ пополнилась «Левом» из Попрада — первый выход в дальнее зарубежье и на абсолютно нерусскоговорящие территории. В некотором смысле это стало знаковым событием в истории Лиги. В этом же сезоне (2011/12) все фамилии начинают писаться латинскими буквами.
↑ фото четвёртого сезона. Латиница уже и у россиян.
Однако и до сентября 2011 года имелись исключения в кириллическом царстве — «Динамо» (Рига). Пусть в Белоруссии и Казахстане есть и свои языки, но письменность у нас с ними та же самая. У латышей таки используется латинский алфавит — решили, видать, на рижанах обкатать идею с латинизацией.
↑ первый сезон. Рижане в гостях.
↑ первый же сезон. Рижане дома.
Забавно, но в третьем сезоне рижане латинизировали и гостевую форму.
Но опять же Рига — единственное клубное исключение первых трёх сезонов.
Есть ещё одно маленькое исключение — «финальное». Во втором и третьем сезонах латиница использовалась в матчах финала Кубка Гагарина, несмотря на то, что в остальных случаях те же команды тогда использовали кириллицу. Тоже одна из попыток выйти на международный рынок.
Итог: если фамилии написаны кириллицей, то перед вами что-то из первых трёх сезонов (частичное исключение — «Динамо» Рг), если латиница — начиная с четвёртого (2011/12).
«Луч» света…
Есть дополнительный идентификатор, но годится он только для тех случаев, когда форма изготовлена отечественным «Лучом». За шесть сезонов КХЛ «Луч» успел использовать уже три варианта маркировки на форме.
Первый: «классический». Эмблема в советском стиле, расположенная на «лицевой» стороне свитера. Таковой она использовалась и во времена Суперлиги, и в первые два сезона КХЛ (2008/09 и 2009/10).
Второй: «модернизированный кириллический». Начинает использоваться с третьего сезона (2010/11) и до сих пор.
Третий: «урощённый латинизированный». Появился только в шестом сезоне. И не все клубы, обслуживаемые «Лучём», имеют этот вариант на форме. А представляет он из себя просто надпись «Lutch». На данный момент «латинизированное» лого «Луча» однозначно говорит о шестом сезоне (2013/14).
Итог: первые два сезона (2008/09−2009/10) — советская «классическая» эмблема «Луча»; с третьего (2010/11) до сих пор — «модернизированная кириллическая»; шестой сезон (2013/14) — «урощённая латинизированная» на ряду с «модернизированной».
«Газпромбанк» для компании к «Мегафону».
Ещё один рекламный признак времени: нашивка с рекламой «Газпромбанка». Но если «Мегафон» был на рукавах свитера и трусах, «Газпромбанк» нашёл себе место на «лицевой» стороне свитера рядышком с правым плечом хоккеиста.
На домашней форме нашивка легко могла «потеряться», а на гостевой выделялась хорошо. Правда читалась она только при крупном плане — издалека ничего было не разобрать. Но провисели нашивки целых два сезона: третий (2010/11) и четвёртый (2011/12). И здесь без всяких исключений — «Газпромбанк» рекламировался всеми без исключения командами.
Итог: если видите на свитере маленькую нашивку «Газпромбанка», то это однозначно либо третий, либо четвёртый сезон.
«Согаз». Реклама на шлемах.
Определить сезон может нам помочь эмблема ещё одного спонсора Лиги — «Согаз». Как известно, реклама этой страховой компании лепится поголовно на все шлемы игроков КХЛ без исключения с первого сезона и до сих пор.
Однако, благодаря желанию «Согаза» быть более заметным, реклама первых двух сезонов отличается от рекламы, начиная с третьего сезона.
↑ первый сезон.
↑ третий сезон.
Даже издалека видать, что появился синий прямоугольник на наклейке — это сделали фон для подписи «Страховая группа».
↑ сравните. (Картинка из блога «ReForma»)
Итог: если реклама «Согаза» выполнена полностью на белом фоне, то это первый либо второй сезон, если есть синий фон, то это минимум третий (2010/11).
Траурная эмблема.
Весь четвёртый сезон (2011/12) в КХЛ прошёл под знаком памяти «Локомотива». И на протяжении всего сезона на свитерах присутствовала чёрно-белая круглая нашивка с эмблемой «Локомотива» и надписью «07.09».
Итог: траурная эмблема — это однозначно четвёртый сезон (2011/12).
Эмблема сезона.
Шестой сезон (2013/14) мог вообще остаться без оригинальных отличительных признаков, если бы Лига не решила немного подпортить форму командам. Мне эмблема шестого сезона нравится, но решение пришить её всем на свитера считаю очень и очень сомнительным.
«Адмирал», кстати, если я не ошибаюсь (UPD: ошибаюсь — ещё «Локомотив»), единственный осмелился пришить эту эмблемку не на той стороне, где располагаются капитанские и ассистентские нашивки.
Итог: эмблема сезона используется первый раз — в шестом сезоне. Да и просто по цифре «6» легко датировать снимок или видео.
Общий итог.
Я насчитал девять признаков на форме команд, по которым можно практически безошибочно датировать фотографию или видео. Есть такие, которые однозначно указывают на конкретный сезон (например, эмблема сезона), но большинство говорит нам только о том раньше или позже конкретной даты был запечатлён момент. Однако, если использовать признаки в совокупности, то получится, что у нас за шесть лет КХЛ ни один сезон не вышел абсолютно похожим на другой.
И чтобы было проще в них ориентироваться, я составил таблицу.
Голубым цветом обозначены признаки, которые годятся не для всех команд (какие есть в них исключения я описал выше).
Наверное, можно и ещё подобных признаков накопать. Например, можно было бы взять эмблемы плей-офф, но сейчас я предпочту опустить тему плей-офф.
Короче, пост наполнен не шибко важной информацией, но мне самому было интересно проследить историю изменений форм команд КХЛ. Тем более, что моя память уже успела упустить факт полугодового отсутствия нашивок «Мегафона» в первом сезоне.
Спасибо за внимание! До новых встреч!