4 мин.

Унесённое временем. Моя «настоящая» клюшка

«Влюбленные нынешнего поколенья,

Как просто вам стало в Сокольники ездить!»

(из к/ф «Добровольцы»)

Игра остановилась. Все подошли ко мне, точнее – к моей клюшке. В этот день я впервые пришёл на площадку с новой клюшкой. Её брали в руки и рассматривали. Никто даже не пытался попробовать её «в деле» – щёлкнуть по шайбе или просто постучать по льду. Всё было и так ясно.

Эту клюшку мне подарил на день рождения дедушка. И уже на следующий день я вышел с ней во двор.

До неё у меня было несколько клюшек. Они довольно быстро ломались, потому что были самыми обыкновенными: дешёвыми, детскими, деревянными. Три Д. Эта же была настоящая. Почти. Ну, не совсем настоящая, но такой не было ни у кого. Эта была клюшка с надписью!

То, что она была сделана из клеёной фанеры, и то, что крюк у неё был не многим тоньше ручки, не имело значения. На этой клюшке была надпись! Все, кто был в тот день на площадке, рассматривали оранжевые буквы «ТЕМП» и название какой-то мебельной (!) фабрики. О настоящей хоккейной клюшке, как у взрослых, мы только мечтали…

Фанера быстро рассохлась, и я продолжил мечтать вместе со всеми. Мне было 9 лет.

В нашем дворе, да и не только в нашем, были ребята, которые просто мечтали о клюшке. Любой! Не все родители могли купить новую клюшку сразу. Приходилось чинить старые и мечтать.

Клюшки выкидывали только в одном случае, если ручка ломалась пополам. «Эпоксидка» и «стеклоткань» были обычными хоккейными терминами.  Сломавшийся, а тем более лопнувший, крюк, треснувшая ручка – всё это подлежало ремонту или сборке (были умельцы, собиравшие из нескольких клюшек одну). Когда появились первые клюшки из стекловолокна (помните, с крюком из коричневой пластмассы?), все поначалу верили, что они вечные. Но оказалось, что пригодны у них только ручки. Вечными же были клюшки из алюминия: они действительно не ломались в игре! Потому что с такими клюшками мы никого в игру не принимали…

Через несколько лет мы увидели клюшки «ЭФСИ». Их завезли в ближайший спортивный магазин, и мы ходили на них смотреть и даже брали в руки. Рядом с названием была аббревиатура КИЮ. Сосед Гришка с видом знатока расшифровал – клюшка игровая юношеская: она и вправду была нам «не по размеру». Тот, кто мог купить её, казался нам миллионером.

Купили их (все сразу!) для местной ДЮСШ.

Старый Новый год – это единственное время за зиму, когда у всех, абсолютно у всех, в нашем дворе были клюшки. В течение нескольких дней выбрасывались новогодние ёлки. Срезав все ветки помощью верёвки и изоленты можно было соорудить подобие клюшки для русского хоккея. Жила она недолго, поэтому многие продолжали мечтать и мастерить.

Однажды Мишка из соседнего подъезда, который не только хорошо бегал с клюшкой по утоптанному снегу, гоняя вместе с нами теннисный мячик, но и отлично катался на коньках и даже играл за школу в настоящий хоккей с настоящей шайбой, пришёл на площадку с красным «Титаном Про». Фантастическое «везение» было раскрыто почти сразу: следы масляной краски и самодельного трафарета были слишком заметны.

Ближе к московской Олимпиаде в магазинах стали появляться относительно недорогие клюшки «Мукачево» и «Динамо». Но я опять перещеголял всех: летом из Эстонии привёз клюшку «Dinamo Tallinn». Это была первая во дворе новая клюшка с иностранными надписями!

Конечно, я вместе со всеми мечтал о настоящих клюшках: ТИТАН, ЁФА, КОХО, МОНТРЕАЛ и ЦЭЦЭЭМ, как мы их называли. «Заполучить» их можно было только в сломанном виде на взрослом хоккее, но и это было завидной реликвией. После каждого хоккейного матча я видел на стадионе толпы повисших на парапетах мальчишек, кричавших уходящим в раздевалку игрокам: «Дядь, подари клюшку!»

Уже в 9-ом классе мне подарили (опять же на день рождения!) чехословацкую клюшку, на ярко-красной ручке которой чернела надпись «FORWARD». У неё был оклеенный стекловолокном крюк, загнутый налево. Она стоила 25 рублей! Чуть позже, мой школьный друг Валерка, игравший в хоккейной ДЮСШ, выменял её на две «ЭФСИ» и обещание «вернуть, когда сломается». Мне было приятно, что мой друг будет выглядеть, как «настоящий хоккеист»! Обещание, кстати, он выполнил, а я благородно вернул одну из его клюшек. Другая же, вместе с треснувшим вдоль ручки «Форвардом», ещё долго стояла за шкафом в коридоре. Потом они перекочевали на антресоли. К тому времени Валерка, вылетев с 3-го курса института, уже вернулся из армии, а я… В моей жизни, как и у всех моих сверстников, появились другие увлечения.

Там же, на антресолях, лежала ещё одна клюшка, подаренная моим дядей. Это была клюшка с автографами сборной СССР по хоккею… среди глухо-немых. Не знаю, как сейчас, а тогда спортсмены Всесоюзного Общества Глухо-Немых участвовали и побеждали в Чемпионатах мира! Но это заслуживает отдельного рассказа."

(с)

http://www.sovsport.ru/blogs/blog/bmessage-item/7609

а