9 мин.

Траурные мероприятия в Ярославле глазами питерского болельщика. 10.09.11

"Еще когда мы с Кристиной подошли к Юбилейному (в Петербурге у входа в ДС "Юбилейный" была установлена памятная доска с фотографией погибших ребят) в четверг 8 сентября, чтобы возложить цветы, я понял, что просто обязан поехать в Ярославль и отдать дань памяти погибшим ребятам, выразить лично сочувствие ярославским болельщикам. Вечером поговорил с женой, объяснил и она без вопросов меня отпустила. В пятницу перед работой купил билеты туда и обратно, днем заскочил домой за плащом и фотоаппаратом и вечером уже сидел в поезде. По всему вагону только и обсуждали трагическую гибель ребят. Других тем для обсуждения в это время для людей просто не существовало.

Ярославль встретил проливным дождем. Причем когда подъезжали к городу, погода была отличная, а километров за десять до станции пошли тучи и начался ливень. Прибыл в Ярославль в 6.30, одел свитер, шарф и бейсболку СКА. Пока разговаривал с полицейским, пытаясь выяснить, на какой маршрутке можно добраться до "Арены 2000 Локомотив", мимо меня прошли игроки СКА, приехавшие на том же поезде. Я заметил Петрова, Семенова, Соколова, Штепанека, Калинина. Всего было человек десять, но из-за зонтов всех не разглядел. Потом местные говорили, что Милош Ржига тоже был. Узнав о маршрутках, начал их ждать под проливным дождем. Уже тогда я впервые задумался, что организаторы траурных мероприятий не подумали об удобстве прибывающих людей. Ведь можно было пустить бесплатный автобус от вокзала до арены. Но ни автобуса, ни маршруток за сорок минут я не дождался. Пришлось идти к таксистам и через десять минут я был в районе ледового дворца. Так как все было оцеплено, пришлось еще идти пешком минут пятнадцать. Люди в атрибутике "Локомотива" шли нескончаемым потоком, начиная с одного-двух человек, собираясь в компании, и ручейками втекали в полноводную красно-белую реку, медленно текущую к арене. На подходе к арене меня обогнал пассажирский автобус с логотипом "Ак Барса", внутри сидели болельщики казанской команды. Все-таки хоть один клуб смог организовать доставку своих болельщиков, желающих проститься с погибшими. Еще рядом с ледовым дворцом увидел пятерых болельщиков "Северстали". В 7.30 я был у арены. А многие дежурили здесь с ночи, не обращая внимания на ливень. Попросил рядом стоящих подержать надо мной зонтики. Возложил вымпел "Сектор СКА" и сделал несколько снимков.

1
1

Куда ни глянь, везде было море из черных зонтов. По рассказам местных к арене пришло около 15000 человек, по данным СМИ - около 50000. В 8.30 убрали первый кордон и начали запускать внутрь. Запустили человек 500 и двери закрыли. Час не было вообще никакого движения. Через час пропустили еще человек 50, через полчаса еще столько же. Народ уже вовсю начал проявлять недовольство. Озлобленная вымокшая толпа орала "менты - козлы", "судью на мыло". И что самое странное, после каждого такого выкрика стоял ржач по всей площади. Создавалось впечатление, что большинство людей пришло на площадь чисто потусоваться. Еще через полчаса впустили четвертую партию, в которую попал и я. Получается, я стоял в 20 метрах от входа и смог попасть внутрь только через 2 часа после начала траурной церемонии. Стало понятно, львиная доля пришедших так и не попадет на арену. В итоге так и получилось. Все местные, с которыми мне удалось пообщаться в течение дня, в один голос утверждали, что внутрь они не прошли. Что происходило внутри арены словами не описать. Когда прошлым летом погиб Игорь Мисько, на церемонии прощания присутствовало человек тридцать родственников и близких друзей, убитых горем. Сейчас же на арене было 14 гробов. И родственников в 14 раз больше. Арена выла и гудела. Плач и стоны доносились со всех сторон. Слезы наворачивались сами собой и их невозможно было остановить. Это были одни из самых жутких минут, которые мне довелось пережить. Разумеется, гробы были закрытые, близко к ним не подпускали. Мы вереницей прошли мимо больших фотографий, к которым возложили цветы и вышли с другой стороны арены.

 

1
1
1

Вышел я примерно в 9.45, похороны по моим сведениям должны были начаться в 14.30. Решил немного погулять и направиться к Леонтьевскому кладбищу, которое находилось рядом с вокзалом. Походил, пофотографировал. Весь город был увешан черно-белыми плакатами "Помним. Любим. Скорбим".

 

1

Увидел маршрутку, шедшую со стороны арены к вокзалу, сел в нее. Практически все пассажиры были в шарфах "Локомотива". Что удивило, водитель отказался брать с нас деньги за проезд. Есть же настоящие люди. Приехал на площадь рядом с кладбищем примерно в 11.30, народ уже вовсю собирался. Причем в основном это были люди старшего поколения, не пошедшие к арене.

 

1
1

Кладбище было оцеплено и к нему никого не подпускали. Местные болельщики постоянно подходили и благодарили за поддержку. К 14.30 на площади уже было явно больше тысячи человек, но никто не знал, во сколько поедет траурная процессия. Прошел слух, что приехал Путин, из-за него похороны отложили на некоторое время. Сегодня из интернета узнал, что Путин действительно побывал на "Арене 2000". Траурный кортеж приехал только в 16.00. Все стоящие вдоль дороги апплодировали проезжавшим машинам и кидали цветы под колеса.

 

1
1

Пускать людей за оцепление начали в 18.00, когда с кладбища ушли родственники и официальные лица. Удивительно, но только в этот момент дождь, ливший без остановки весь день, прекратился. К тому времени на площади осталось всего человек 150. Увидел двух болельщиков "Салавата", одного из Мытищ, одного из Риги и одного из Минска.

 

1
1
1
1
1

На кладбище опять стали запускать партиями по 50 человек, но так как народу было мало, все довольно быстро прошли.

 

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Только на выходе с кладбища я осознал, что провел 12 часов на ногах под проливным дождем без еды и питья. Пошел в зал ожидания на вокзале, перекусил бутербродов, выпил рюмочку, помянув ребят. Через час пошел еще раз на кладбище, чтобы спокойно попрощаться с погибшими и пофотографировать, пока нет дождя. Оцепления уже не было, поэтому все желающие могли постоять, никто никого никуда уже не гнал. Рядом с одной из могил все это время стояла девушка, стояла четыре часа, не отходя ни на шаг. И все это время плакала. Но найти в себе силы подойти и поддержать не смог. Через час стемнело и я решил вернуться на вокзал, а люди все шли и шли в сторону кладбища. В полночь прибыл мой поезд. На входе в вагон пассажиры, заметив меня, понимали, что я с похорон, и сразу подходили с распросами. Днем я был уже в Питере."

Светлая память всем погибшим в этой жуткой катастрофе.