9 мин.

В «Тракторе» мало места для своих воспитанников

О весенней селекции “черно-белых” и к чему это может привести.

Этой весной “Трактор” пополнился игроками, которые явно переживают не лучшие времена в своей карьере. Вообще, лучшие годы большинства приглашенных игроков позади. У новобранцев “Трактора” есть хороший послужной список, все они по большей части играли в топ-клубах. И контракты у них “тяжелые”. Но ведь все это не гарантия того, что они будут усилением. Смешно, когда судят о хоккеисте по сумме его контракта и по тому, за какие именитые клубы он вступал, а также какие трофеи он выиграл. К игровым качествам это вообще имеет мало отношения. Такова тенденция. Если кто и блеснет, то, скорее всего, как исключение.   

Кого приобрели

Александр Гуськов. Этот игрок довольно типичного для КХЛ амплуа. Защитник, который занимается не своим делом. Ведь в обороне он уже не так силен. Вероятнее всего, его брали под реализацию большинства. Но если ему будут доверять играть много, то и привезет он немало. И скоростные качества у Александра явно низкие. К такому в пару нужен шустрый, мобильный паренек, который готов “подметать”, за заслуженным ветераном. Нечто, подобное было в “Тракторе” в сезоне2011/12. Когда Алексей Васильченко страховал Александра Рязанцева, который занимался обстрелом вратарей.

Приглашение Александра выглядит смешно, поскольку можно было оставить Дмитрия Рябыкина. Между ними очень мало отличий. В частности, оба медлительные. Вполне вероятно, что в “Тракторе” Александр завершит карьеру. А ведь когда-то он здесь начинал свой путь.

Максим Кондратьев. Этот хоккеист играл в сборной, даже ездил в НХЛ и Кубок Гагарина брал. Но в ходе последнего сезона перешел из “Локомотива” в ЦСКА. В “Локомотиве” у него не сложилось. Максима как раз обменяли на Александра Гуськова. Так что от своих максимальных кондиций игрок далек. Тем более еще во времена триумфа “Салавата” Максим начал сдавать. Но при этом выиграл Кубок Гагарина. Всем бы так.

Алексей Бондарев. Этот защитник запомнился тем, что когда выступал за “Авангард”, напали на Яромира Ягра, он стал уходить от драки. В хоккейном мире так не принято. В целом, поиграв за магнитогорский “Металлург” он себя проявить не сумел. Вот немаловажная деталь. Он стал ассистентом капитана, после окончания локаута, когда ушли нхловцы. Но переподписывать его в “Магнитке” не стали. Это тоже говорит о многом. Обычно в “Металлурге” если хотят, кого-то сохранить, то игрок остается.

Антон Курьянов. Некогда ведущий центрфорвард “Авангарда”, который два последних сезона играл довольно средне. В первую очередь по статистике. При этом имел один из самых дорогих контрактов в клубе. При этом получил нейстойку за досрочный разрыв соглашения.

Если говорить конкретно, об игровых качествах, то это довольно креативный центрфворард был когда-то. Здорово играл вместе с Поповым и Пережогиным. А тройка Попов – Курьянов – Черепанов лишь по чистой случайности не принесла Омску еще одно чемпионство. Но только все это уже в далеком прошлом. На данный момент карьера Антона переживает спад.

Лаурис Дарзиньш. В “ Ак Барсе” дважды наступали на рижские грабли. Первый раз, пригласив Марцела Госсу, лучшего бомбардира “Динамо”, явно прогадали. При этом Госсу подобрали в “Спартаке”, который боролся за попадание в плей-офф. Идентичная ситуация произошла с Лаурисом. Лучший нападающий рижского “Динамо” перешел на серьезные условия в “Ак Барс”. Как будто не было истории с Марцелом Госсой. За два сезона в Казани Лаурис больше лечился, чем играл. При этом имея нехилый контракт. И его пришлось выкупать вместе с контрактом. В любом случае хорошего нападающего на драфт расширнения выставлять бы не стали. А в Казани именно так и планировали расстаться с Лаурисом.

По статистике в Риге Лаурис забивал 0,3 гола за матч, в Казани – 0,1. Думайте сами.

Андрей Костицын. За неполный календарный год этот хоккеист умудрился стать изгоем. Сначала в “Нэшвил Предаторс”, а затем и в национальной сборной Белоруссии. Да и в “Тракторе” шел по наклонной вниз. Перестал забивать, стал много неоправданно удаляться. До седьмого матча финала восточной конференции. После этого ему челябинские болельщики все простили. Но это был всего лишь эпизод. И не его заслуга в том, что так случилось. На его месте мог оказаться любой другой. Просто играя во втором звене, да еще и с Петри Контиолой, у тебя гарантировано будет по нескольку моментов за матч, где надо только открыться на штанге и подставить клюшку на пустом углу.

В целом, этот силовой хоккеист вполне может пригодиться “Трактору”. В составе “черно-белых” его фактуры игроков немного.

Семен Кокуев. Приглашение этого игрока выглядит совсем нелогичным. При том, что в составе “Челмета” есть один из лучших бомбардиров ВХЛ Сергей Елизаров. Брать 25-летнего игрока, выступавшего только в высшей лиге с самого начала своей взрослой карьеры. И при этом рассчитывать, а вдруг у него получится. Но ведь вдруг получиться может и у челябинских воспитанников, которых как можно больше хочет заиграть Владимир Кречин.

 Дмитрий Цыбин. Все что написано про Семена Кокуева, можно перенести сюда. Воспитанник “Салавата Юлаева” почти всю карьеру провел в высшей лиге. Возможно, в Уфе помнят про своего воспитанника, который провел 4 матча за “Салават” в КХЛ. Также в свое время он поиграл за “Мечел”, откуда уехал в более обеспеченный клуб “Сарыарка”. Как раз после того, как клуб стал “Челметом”.

В целом, это еще один игрок, приглашение которого, как бы делает нелогичным функционирование “Челмета”. Зачем брать игрока со стороны, пусть даже лидера клуба, но из ВХЛ. Когда есть под боком свой фарм-клуб.

Теперь перейдем к потерям.

Андрей Мезин. Непонятно, зачем брали этого опытного голкипера. Возможно, Андрей просто хотел хоть раз в жизни сыграть за клуб, который его воспитал. Валерий Белоусов доверял всегда МАйклу Гарнетту, даже когда у Владислава Фокина шла игра. То чего уж говорить об Андрее Мезине. Вообще, вся ситуация выглядит комично. Взяли классного вратаря и продержали весь сезон на лавке. При этом Андрей мог навязать серьезную конкуренцию Майклу Гарнетту, если бы его почаще выпускали.

Дэрон Куинт. Ровесник Дмитрия Рябыкина и при этом играл гораздо бодрее. Пока позволяли силы, успевал подчищать и за собой и за Дмитрием. Но в плей-офф, где игры шли через день, да каждый день сдал. Что неудивительно. Любой другой, играя с Дмитрием Рябыкиным, устал бы гораздо раньше. Уникальность Дэрона в его превосходном катании. Благодаря ему он еще пару лет в КХЛ поиграет. Но уже не в “Тракторе”.

Александр Шинин. Прийдя в 2010-м году из “Северстали”, на следующий сезон быстро потерял доверие Валерия Белоусова и играл в лучшем случае в третьей паре. В основном оставался в запасе. Чем же так не угодил цепкий защитник с метким броском Валерию Белоусову сказать сложно. Но теперь у Александра есть шанс начать заново в “Северстали”.

Никита Нестеров. Можно сколько угодно рассуждать о том, опрометчиво или нет поступил молодой защитник отправившись в НХЛ. Но по факту Никита играл в “Тракторе” на двух позициях. В защите и в центре нападения. За это он мог бы попросить двойной оклад. Это как работать на двух должностях в одной организации. Так что, даже если он не попадает в основу “Тампа Бэй Лайтнингс” сразу, то получит отличный опыт игры в АХЛ. А в последнее время разница между АХЛ и КХЛ не так уж существенна. Просто в КХЛ больше высокооплачиваемых игроков.

Геннадий Разин. Возрастной защитник играл в “Тракторе” чуть лучше Александра Шинина. При этом мог и совсем не пройти в состав, но Валерий Белоусов использовал только шесть защитников. Теперь Геннадий отправится на историческую родину. В страну, из которой он, будучи юниором, сбежал в Канаду. В Канаде теперь и живет.

Вячеслав Белов. Невысокий праворукий защитник провел в “Тракторе” неоднозначный сезон. С одной стороны играл много, забивал бывало решающие голы. Но в плей-офф ошибался так, как будто этот игрок только что пришел из фарм-клуба. Теперь он будет играть в “Сибири”, которая является одним лучших клубов по соотношению цена-качество.

Валерий Ничушкин. Год назад в руководство клуба сделало все, чтобы удержать Евгения Кузнецова. А вот в этом году за Валерия Ничушкина бороться не стали. При этом многие считают, что если бы сохранили Валеру, то он бы ушел через год-два. Но при этом большинство забывает, что тот же Ян Булис, которого переподписали не за дешево, тоже через год уйдет. Тоже самое можно сказать и про Андрея Костицына.

Максим Карпов. Вокруг этого перехода не было такой шумихи, как после продажи Валерия Ничушкина. Но по сути Максим игрок не менее ценный. Он получал в среднем по восемь минут (почти что меньше всех) игрового времени в плей-офф, забил несколько победных голов и стал лучшим новичком Кубка Гагарина. Это вообще уникальный случай. Ведь в прошлом сезоне, когда Максима Якуценю ставили во второе звено - он забивал почти в каждом матче. Когда его убрали в третье звено - как отрезало. А когда также убрали из второго звена Максима Карпова, то парень продолжил забивать. Так что это несомненно успешный игрок и большая потеря. Ведь именно четвертое звено приходило на выручку во многих матчах плей-офф.

Максим Якуценя. Для Максима сезон в “Тракторе” прошел удачно. Но если посмотреть поближе на количество игрового времени в плей-офф, то увидим, что выходя в среднем более чем на 17 минут забил он на один гол больше Карпова. При этом можете возразить, что Максим Якуценя играл против вторых звеньев, и что в такой ситуации Максим Карпов бы не потянул. Но во-первых Максим начинал сезон во втором звене, при этом без потери качества игры для все тройки. Во-вторых, Карпов забивал на пересменках, когда против их четвертого звена выходило первое. Так что Максим Якуценя большой потерей не станет.

Владимир Антипов. По большому счету этот игрок блеснул лишь однажды. В серии плей-офф против “Югры”. Там он забил за семь игр семь голов. В остальном играл неровно. Так что, не так уж и дико выглядит то, что от него отказались и расторгли контракт, при этом выплатив неустойку. Просто на что рассчитывали, когда подписывали игрока после тяжелейшей травмы ноги аж на три года?

Максим Шалунов. Очередной воспитанник “Трактора”, который оказался не нужен в Челябинске. Явно этот хоккеист, поигравший за молодежную сборную на чемпионате мира, мог бы в другом клубе КХЛ легко подключаться к основе. Хотя бы в четвертое, и даже в третье звено. Сейчас его путь лежит за океан. Если там не получится, то может смело вернуться в КХЛ.

Пыль в глаза

В целом, селекция на данный момент выглядит неубедительно. Набрали дорогих и именитых игроков, у которых давно позади лучшие годы. Но Валерий Белоусов почти во всех клубах таки делал. Приглашал тех, кому в районе 30-ти лет и старше. При этом не пришел ни один челябинский воспитанник. А ушло сразу шестеро.

Может получиться так, что большие деньги будут просто выброшены на ветер. Пока именно такая складывается картина. Вообще, это очень типичная история для клубов КХЛ. Когда просто тратятся огромные суммы денег на игроков, которые явно не стоят и половины. Конечно, у “Трактора” все происходит не в таких масштабах, как в питерском СКА или московском ЦСКА. Вероятно, руководители таких клубов сами хотят переплачивать за игроков, чтобы показать, что они могут легко расставаться с огромными суммами.

На данный момент в “Тракторе” из своих воспитанников, которые с большей вероятностью будут в первых четырех звеньях остались: Станислав Чистов, Константин Панов, Антон Глинкин, Андрей Попов, Евгений Кузнецов, Егор Дугин, Евгений Катичев. Это 35%. Да для какого-нибудь другого клуба это было бы супер. Но не для “Трактора”, где руководство каждый год пытается на словах собрать побольше своих воспитанников. Но на деле все иначе. Для клуба, который позиционирует себя, как опирающийся на своих воспитанников, это не тот результат. Особенно, если сам губернатор говорит о том, что надо побольше своих и молодых игроков иметь в составе.

Если бы руководство говорило, что мы хотим Кубок Гагарина и при этом неважно, кто его для нас выиграет. Тогда бы не возникало никаких вопросов. Но если регулярно в прессе заявляют о возвращении челябинских хоккеистов, и при этом теряют их гораздо больше. Все это выглядит как пыль в глаза обывателю и своим же болельщикам.