12 звездных хоккеистов из России, игравших в Швейцарии
Радуясь тому, что Алексей Ковалев наконец-то нашел себе новый клуб, блог «Эпицентр» вспоминает других российских звезд, игравших в Швейцарии.
Алексей Ковалев (справа) поехал завершать карьеру в Швейцарию/ Фото: Fotobank/Getty Images/Mark Thompson
Вячеслав Быков и Андрей Хомутов
Олег Петров, «Цуг», «Амбри-Пиотта», «Давос», «Серветт» – 314 матчей, 171+267
Один из лучших легионеров в истории NLA. Для Петрова швейцарский аэродром всегда был запасным – он возвращался в Европу, когда не шли дела в НХЛ – но в Квинто, Сервете и Цуге его вспоминают с такими же позитивными эмоциями, как и в Казани, Мытищах и Монреале. В «Амбри-Пиотте» моторный нападающий забивал под 30-35 голов, набирал по сотне очков и выигрывал Континентальный кубок, становился лучшим бомбардиром регулярки и плей-офф с показателями 1,5 очка за матч. С «Серветтом» Петров брал бронзу NLA, с «Давосом» доходил до финала Кубка Шпенглера и становился MVP турнира. В составе «Цуга» побеждал в снайперской гонке локаутного сезона, несмотря на конкуренцию со стороны Рика Нэша и Дэнни Бриэра.
Более того, Петрову до сих пор принадлежит бомбардирский рекорд NLA – 93 очка за сезон. Ни Быков, ни Хомутов до этой отметки не добирались.
Дмитрий Квартальнов, «Амбри-Пиотта» – 101, 75+87
«Амбри-Пиотта» – один из десятка клубов, в которых отметился главный тренер «Сибири» за свою игровую карьеру. Не ужившись с Брайаном Саттером, нападающий предпочел дочерней команде «Бостона» вариант с Европой. В «Амбри» его ждал Александр Якушев, тренировавший тогда в Швейцарии, а также техничный Игорь Федулов, сыграться с которым не составило труда. А уж когда на время локаута к ним присоединился Валерий Каменский, эти трое начали жечь еще сильнее.
Три сезона подряд Квартальнов забивал свыше 20 голов и набирал по 40-50 очков, а потом укатил в Австрию. О времени, проведенном в альпийской стране, хоккеист всегда отзывался тепло, отмечая при этом, что отъезд из НХЛ стал самой большой ошибкой его жизни.
Валерий Каменский, «Амбри-Пиотта» – 12, 13+6
Отыграв полдесятка матчей за сборную звезд НХЛ, которая путешествовала по городам России в ноябре 1994-го, Каменский отправился дожидаться окончания локаута в уже знакомую «Амбри-Пиотту». Форвард набирал очки в 11 встречах из 12, помог команде одержать 8 побед, а затем вернулся в Квебек. И еще. В единственном матче против Быкова и Хомутова Каменский оформил дубль – «Амбри» выиграла у «Фрибурга» со счетом 6:3.
Сергей Петренко, «Давос» – 41, 19+23
«Если бы в России предложили хорошие условия, никуда бы не поехал. Москву люблю», – признавался журналисту «Спорт-Экспресса» бывший капитан «Динамо». В «Давосе» он оказался в июне 1996-го и сразу стал лидером. Петренко неплохо сыгрался с центром сборной Швейцарии Кристианом Вебером, забив за половину чемпионата 14 голов. Увы, с травмой напарника стал реже забивать и россиянин. В концовке сезона «Давос» сделал ставку на канадцев, отправив Сергея домой.
Евгений Давыдов, «Цуг» – 11, 4+3
Олимпийский чемпион-1992 в поисках заработка исколесил всю Европу, задержавшись в Швейцарии дольше, чем в Италии, Германии, Швеции, Франции и Финляндии. Впрочем, в NLA Давыдов почти не играл – из 2,5 сезонов два он провел в команде второй лиги «Олтен». Забивал он там много, но уровень, сами понимаете, не тот. Удивительно другое – как легко нападающий, ставший лучшим снайпером чемпионата Швеции в 1996-м, согласился на контракт с клубом NLB.
Илья Бякин, «Рапперсвилль» – 36, 27+42 в NLB
Еще одного золотого «олимпийца», но уже Игр в Калгари, во вторую швейцарскую лигу, возможно, не загнали бы, но там ситуация была, что особенно не повыбираешь. Начало 90-х, развал Союза, конфликт с Тихоновым и отчисление из ЦСКА в собственный день рождения – а человеку 28 лет, и он не задрафтован. Ладно хоть подвернулся вариант с «Рапперсвиллем», который тренировал Борис Михайлов, и то хорошо.
В компании с молодняком, разбавленным ветераном Александром Кожевниковым, Бякин забил 27 голов в 36 матчах чемпионата и набрал 22 очка в 10 играх переходного турнира, сохранив команде место в лиге B. Швейцария запомнится защитнику и еще потерей в финансах: «Во время первой девальвации рубля, в 1991 году, я не решился поехать в Москву – спасать свою сберкнижку. И почти 40 тысяч рублей пропали».
Впрочем, на следующий год Бякин уже играл в Германии, а потом попал на драфт и уехал в «Эдмонтон». Какие-то деньги удалось отбить.
Сергей Макаров, «Фрибур-Готтерон» – Игорь Ларионов, «Лугано» – Владимир Крутов, «Цюрих»
Отметилась в NLA и великая тройка нападения сборной СССР, но, что интересно, ни друг с другом, ни друг против друга они не сыграли. Первым в Западной Европе оказался Владимир, у которого не сложилось в «Ванкувере». Форварда, забивавшего по 35-40 голов в союзной лиге, в «Цюрихе» не увидели – возраст, травмы, лишний вес все же сказывались – но на счету россиянина (29, 13+19) одна из самых памятных шайб в истории клуба. В четвертьфинале плей-офф-1992 столичная команда обыграла фаворитов из Лугано, а один из буллитов в послематчевой серии эффектно реализовал Крутов. Правда, удерживать его в Цюрихе еще на год не стали.
Ларионов заезжал в Швейцарию, чтобы избавиться от влияния «Спорткомитета», забиравшего половину его зарплаты в «Ванкувере». В «Лугано» (10+19 в 24 матчах) хоккеист потеря целый год в спортивном плане, но зато приобрел хобби. Именно в кантоне Тичино он увлекся виноделием, которым занимается до сих пор.
Последним из звена КЛМ в Европе оказался Макаров. После ухода из «Далласа» в январе 97-го форвард отправился завершать карьеру к Быкову и Хомутову во «Фрибур-Готтерон». «Дебют Сергея вызвал в городе небывалый интерес среди хоккейных болельщиков. Думаю, он будет готов к плей-офф», – рассказывал «Спорт-Экспрессу» Быков. Играл Макаров (3+2 в 6 матчах) довольно полезно, но «Фрибур» в первом же раунде попал на сильный «Давос», продув со счетом 0-3.
Александр Хаванов, «Давос» – 34, 1+19
Не получив контракт в НХЛ, бывший динамовец принял приглашение из «Давоса», заключив годичное соглашение. Состав в команде подобрался приличный – Хиллер в воротах, поигравшие в НХЛ Татичек, Мара и Варада, швейцарцы Рето фон Аркс, Ризен и Амбюль, плюс Александр Дэйгл в нападении и Арно Дель Курто в качестве главного тренера. Хаванов на их фоне совсем не потерялся – 20 очков в 34 матчах – но за несколько туров до начала плей-офф защитник серьезно травмировал колено.
«Мой последний сезон в Швейцарии закончился первой, и, надеюсь, последней, операцией в моей жизни. Чтобы вы могли себе это лучше представить, скажу, что из моего колена великолепные Давоские врачи достали около 60 осколков кости и хряща – все, что осталось от моей коленной чашечки после удара о борт», – писал хоккеист в своем блоге. А его команда все же стал чемпионом, преподнеся Хаванову небольшой подарок на окончание карьеры.
Максим Сушинский, «Фрибур-Готтерон» – 3, 1+2
Один из лучших бомбардиров в истории российских чемпионатов до последнего ждал предложений из СКА, отказываясь от вариантов из Подмосковья, а, в итоге, остался у разбитого корыта и согласился на вариант с «Фрибуром». В первом же матче в швейцарской лиге Сушинский забил и набрал 2 очка, но тот гол стал для него единственным. В плей-офф он почти не играл, а не так давно заявил о скором завершении карьеры. Хотя, зная характер Максима, не удивляйтесь, если в июле он объявится на сборах с каким-нибудь клубом.
Достойны упоминания: Юрий Леонов, Александр Кожевников, Игорь Федулов, Петр Малков, Сергей Пряхин, Сергей Яшин, Андрей Башкиров, Павел Торгаев, Дмитрий Шамолин, Олег Белов, Альберт Мальгин, Андрей Квартальнов.
http://russian-poisk.com/main.php?s=15610&c=1d
Яшин и Хабибулин - воспитанники "Автомобилиста", Хабибулина в "Динамо" вообще никогда не было.